Никогда не забудем...
В БЛИЖАЙШИЕ дни Верховный суд Республики Беларусь должен вынести приговор в отношении двоих обвиняемых по делу о террористическом акте в Минском метро, совершенном 11 апреля нынешнего года. В этой связи вполне объясним тот повышенный интерес, который проявляют к происходящему во время судебных заседаний средства массовой информации и граждане. Куда более трудно поддается объяснению, а тем более нормальному человеческому восприятию тот факт, что кое-кто пытается, что называется, погреть на этом деле руки, ставя под сомнение правильность действий белорусских правоохранительных органов. Более того, определенная часть общества, подогреваемая нечистоплотными интернет-вбросами, уже почти начинает жалеть подсудимых. Что это: недомыслие, неслыханный цинизм, стремление любыми средствами нажить себе политический капитал? Или, может быть, что, впрочем, наиболее вероятно, — все вместе взятое?
Не станем гадать, что служит причиной домыслов доморощенным «аналитикам». «БН» предлагает сегодня еще раз вспомнить трагический апрельский понедельник, когда все это случилось, и каждому самому сделать выводы.
Взрыв в Минском метро прогремел 11 апреля 2011 года на станции метро «Октябрьская» около шести часов вечера. Это было, пожалуй, самое громкое и масштабное преступление в новейшей истории Беларуси. Радиоуправляемое взрывное устройство, как потом выяснит следствие, установленное у скамейки на платформе станции, обладало мощностью, эквивалентной 5—7 килограммам тротила, и было начинено кусками рубленой арматуры, гвоздями, металлическими шариками. Бомба сработала перед открытыми дверьми поезда, следовавшего со стороны микрорайона Уручье в направлении станции «Институт культуры». Сработала в так называемый час пик, когда вагон был полон. Теракт сразу унес жизни двенадцати человек, еще трое скончались через некоторое время в больницах, около четырехсот получили ранения и травмы различной степени тяжести. Добавлю: жертвами стали ни в чем не повинные люди.
ОТДАДИМ должное мужеству и самообладанию большинства из тех, кто оказался 11 апреля 2011 года в 17.56 на «Октябрьской». Один из сотрудников нашей газеты, ехавший в той злополучной электричке, вспоминал, как успокаивали, помогали друг другу совсем незнакомые люди, стараясь не допустить паники и побыстрее выбраться из темноты на поверхность. И, без сомнения, их выдержка, взаимопомощь позволили избежать еще больших жертв.
Отдадим должное оперативности и высочайшему профессионализму работников спасательных служб. Уже через считанные минуты медики и пожарные прибыли на место происшествия и без промедления приступили и оказанию помощи и эвакуации пострадавших в больницы.
Отдадим должное отзывчивости и состраданию тех же таксистов-«маршрутчиков», которые на своих автомобилях бесплатно развозили пострадавших по домам.
Вся нация объединилась, чтобы противостоять страшному общественному злу, помочь людям, попавшим в горе. Помню, с каким трудом удалось дозвониться на номер телефона, по которому принимались пожертвования пострадавшим при взрыве. Сотни миллионов рублей поступили также от граждан на благотворительный счет, открытый Минским горисполкомом в связи с трагическими последствиями на станции метро «Октябрьская». А разве забыть очереди желающих сдать кровь для нуждающихся!..
Сочувствуя жертвам, страна задавала себе вопросы: кто и ради чего совершил такое чудовищное преступление? И, признаться, ответа на них не находилось. Большинство населения в те драматические минуты с тревогой и надеждой смотрело на сотрудников силовых структур: найдут или не найдут они негодяев, устроивших взрыв?
ВЗРЫВ в метро стал настоящим, серьезным экзаменом для сотрудников силовых ведомств Беларуси на их профессионализм и мастерство. Но действовали они оперативно. Уже тем же вечером, сразу после экстренного совещания у Президента Беларуси, начали отрабатывать сразу несколько версий совершения теракта. Ход расследования глава государства взял под личный контроль. Раскрытие совершенного злодеяния стало делом чести сотрудников прокуратуры, КГБ, милиции.
Между тем работать им пришлось в очень непростых условиях. Время от времени столицу будоражили слухи, распространяемые через социальные сети, о якобы новых взрывах, совершенных то на вокзалах, то еще в каких-то других оживленных местах. Но, несмотря на помехи, оперативники постепенно начали разматывать клубок преступления.
Наверное, со временем, когда откроются архивы, общество узнает обо всем комплексе мероприятий, которые позволили силовикам вычислить авторов взрыва. Но даже сегодня есть все основания говорить о титаническом объеме работы, проделанной следователями в первые сутки, прошедшие от совершения преступления на «Октябрьской» до задержания подозреваемых. За общими фразами — «проводятся активные действия по розыску», «есть определенные результаты», «задействован весь арсенал новейших методик», — которые произносили на следующих одна за другой в тот день пресс-конференциях руководители правоохранительных органов, стояла многочасовая напряженная работа их подчиненных, километры просмотренной видеозаписи камер наблюдения в подземке, анализ всех мелочей, вычисление того или тех, кто принес и взорвал на перроне станции метро бомбу.
И эксперты, аналитики, следователи блестяще справились с труднейшей, казалось, задачей. Остальное было, что называется, делом техники, и через сутки с небольшим вероятный исполнитель теракта уже находился там, где и должен быть — в следственном изоляторе, и давал признательные показания. Уже буквально на первом допросе выяснилось, что торопились правоохранители не зря: взрыв в метро был не последним в его планах. Впрочем, об этом подробно писали газеты, в том числе и наша...
СКОРО суд поставит точку в этом громком деле. Но, каким бы ни был его приговор, выводы из него обязательно должны быть сделаны.
Ради памяти невинных жертв.
Ради того, чтобы такое больше никогда не повторилось.
Николай ИВАНОВ
НА СНИМКАХ: моменты трагедии.
Фото из архива «БН»