"Крокодилы" в небе: как белорусская армия учится летать на экстремально низких высотах
Появилось сообщение, что меньше чем в ста километрах от Минска находится диверсионная группа противника. Террористы хорошо вооружены, а их задача — уничтожение важных промышленных объектов на территории республики.
Быстро обнаружить противника, блокировать и уничтожить можно только с помощью авиации, поэтому с бетонки взлетной полосы в Мачулищах один за другим поднимаются в небо вертолеты и самолеты с бойцами бригад специального назначения. После обнаружения противника в бой вступят основные силы подразделений сил специальных операций десантированные с самолета Ил-76 на парашютах — более трех сотен бойцов.
Конечно, противник — условный, но боевая техника и оружие — настоящие, а сами условия максимально приближены к боевым. 42.TUT.BY побывал на самой горячей фазе учений подразделений знаменитой 50-й авиабазы Вооруженных сил Беларуси.
|
Больше видео вы найдете TUT и на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь, это бесплатно! |
Если надо, сядем даже в болото
По легенде учений противник находится вне досягаемости авиации, поэтому приходится разворачивать аэродром подскока — импровизированную площадку в чистом поле неподалеку от деревни Синча.
Все работы занимают не более получаса, и вскоре обычное поле превращается в военный аэродром, способный принимать десяток машин за раз, обеспечивая заправку, зарядку авиационными средствами поражения и всестороннюю подготовку к боевому применению.
Происходящее вокруг напоминает фильм «Апокалипсис сегодня»: вертолеты на бреющем заходят на посадку, в воздухе сразу находится по нескольку штук. Одни привозят десантников, другие — пополняют боезапас.
— Эти учения — экзамен для молодых летчиков, которые осваивают новые машины: наш авиационный парк после модернизации и капитального ремонта в Барановичах пополнили вертолеты Ми-24, ну и появились новые вертолеты Ми-8МТВ-5 в вертолетной эскадрильи, — рассказывает командир авиабазы полковник Андрей Лукьянович. — За три дня, что идут учения, техники и пилоты должны показать все, чему научились за последний год.
— Мы активно перенимаем опыт коллег из России, некоторые их нововведения, касающиеся построения боевого порядка, элементов боевого применения и взаимодействия с подразделениями ССО, отрабатываем на этих маневрах, — рассказал Лукьянович.
Тем временем пара Ми-24 заходит так низко, что рев двигателей заполняет все окружающее пространство. Эти вертушки отличает хищный клекот винтов, когда они заходят на бреющем полете — хочется зарыться поглубже в землю и не шевелиться.
Несмотря на окружающую жару, внутри Ми-24 комфортно и даже прохладно.
Если говорить автомобильным языком, кондиционер у этой машины стоит уже в базовой комплектации. После модернизации в Барановичах «крокодилы», как еще называют Ми-24, обзавелись автономной системой рециркуляции воздуха, позволяющей летать даже в зонах, где действует высокая радиация или применено химическое оружие.
700 граммов спирта для вылета
Чтобы превратить поле в импровизированный аэродром, понадобилось не более получаса. По словам пилотов, вертолет может приземлиться в нашей стране на любой площадке, даже если это заболоченная местность или березняк.
— Специальные приспособления, которые борттехник со вторым пилотом перед приземлением опускают под вертолет, предотвращают заглубление шасси, — комментирует один из пилотов. — Ну, а если садиться на неподготовленную площадку в молодом березняке, то новый композитный винт не разрушится даже при столкновении с деревцем или кустарником.
Зона посадки вертолетов была обозначена флажками, неподалеку разместились заправочные машины. В перерыве между полетами двадцатьчетверки и восьмерки, как болиды «Формулы-1», обступают техники — люди, которые больше всего времени проводят с машиной.
— Простая предполетная подготовка занимает час десять минут, межполетная — 40 минут, — рассказывает старший лейтенант Алексей Кунда. — Сложнее всего обслуживать двигатель, он требует много внимания. Нужно постоянно контролировать уровень масла, следить за износом деталей. А самая тяжелая работа в физическом плане — это замена лопастей, каждая из которых весит по 200 кг. Тут не обойтись без помощи товарищей и специального подъемного механизма.
К слову, в двигатель вертолета заливается одиннадцать литров масла вязкости 5w-30. А еще для полетов летом машине необходимо 700 граммов медицинского спирта на вылет. Этой жидкостью заправляется стеклоомыватель — другими средствами омыть налипшую на триплекс мошкару сложно.
200 км/ч у самой земли
Тем временем вертолетчики начинают эвакуацию разведгрупп. Четыре Ми-8МТВ-5 стремительно садятся на поле, а с воздуха их прикрывают два «крокодила», образуя штурмовой круг. Если противник в такой момент решит атаковать, то будет немедленно сметен штормом огня и стали — Ми-24 вооружен до зубов: четырехствольный крупнокалиберный пулемет, пушка, и четыре десятка неуправляемых ракет.
При этом сам 24-й хорошо бронирован и не боится огня стрелкового оружия. В это время в воздухе находится самолет АН-26, который в качестве ретранслятора обеспечивает связь экипажей вертолетов с командным пунктом.
Следующий этап после эвакуации — огневое поражение противника, и здесь летчики применяют особый маневр — полет на сверхнизкой высоте. Почему выполнить его сложно и какие опасности грозят пилоту, рассказал майор Дмитрий Жебрев.
— Сегодня мы отрабатывали огневое поражения противника. Сложность заключалась в том, что необходимо было пройти к цели на предельно малой высоте — всего 30 метров, при этом скорость вертолета более 200 км/ч. В таких условиях летчику необходимо быть предельно внимательным: типичные опасности — это возможность столкновения с землей, линией электропередачи, птицами, которых в эту пору особенно много из-за начала пахоты полей. В таких условиях непросто сориентироваться и правильно выйти на цель.
Впрочем, такой полет дает несравнимые преимущества, поэтому обязателен для авиаторов.
— Полет на сверхнизкой высоте позволяет избежать поражения вертолета из ПЗРК (переносного зенитного ракетного комплекса), он просто не успеет навестись, как вертолет скроется из виду. Также это помогает незаметно подобраться к цели и внезапно ее атаковать.
К слову, для атаки вертолет резко набирает высоту — 200 метров меньше чем за секунду, в такой момент у обывателя может потемнеть в глазах. А летчик за последующие несколько секунд, несмотря на перегрузки, успевает обнаружить и поразить цель.
Особенно эффектно это упражнение выполняют пилоты ударных Ми-24.
Большие крылья, на которых располагаются шесть точек подвески вооружения, наклонены под углом 12 градусов. При горизонтальном полете они создают дополнительную подъемную силу, разгружая несущий винт до 25%. Благодаря крыльям «крокодил» просто «прыгает» ввысь. Правда, перегрузка при этом может достигать нескольких g.
Отстрелялись на «отлично»
Вертолеты возвращаются на базу с закатом. За проведенные несколько часов в небе успеваешь привыкнуть к постоянному шуму внутри вертолета. Члены экипажа утверждают, что он совершенно не мешает, а если лететь пассажиром, то и вовсе можно вздремнуть. В это трудно верится. Для сравнения: ощущения такие, как будто пытаешься вздремнуть на крыше электропоезда.
Молодежь, которая участвовала в учениях, лично встречает командир авиабазы, говорит, что задачи выполнены на «отлично». Тем временем вертолеты и самолеты вновь попадают в руки техников, которые, словно детей, готовят трудившиеся несколько дней машины ко сну. Тщательно осматривают, изредка похлопывая по фюзеляжу, укутывают в чехлы, говоря со своими подопечными о чем-то, известном только им.