"Все само завертелось": как белорусы превратили хобби в бизнес со 100-миллионной аудиторией
«World of Tanks — молодцы, еще и наши парни», — такую фразу можно услышать в нашей стране очень часто. Однако в Беларуси есть проекты, которые крайне успешны в своей сфере, но обычному человеку незнакомы. 42.TUT.BY побывал в минском офисе компании Gismart — «скрытого чемпиона» в сфере музыкальных мобильных приложений, количество скачиваний которых превышает население Беларуси в 10 раз.
![Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY "Все само завертелось": как белорусы превратили хобби в бизнес со 100-миллионной аудиторией](http://img.tyt.by/620x620s/n/brushko/0a/9/gismart_04072016_tutby_brush_phsl_-0198.jpg)
В Gismart занимаются созданием приложений-симуляторов музыкальных инструментов и музыкальных игр для смартфонов. Симуляторов сейчас пять: гитара, пианино, барабаны, ксилофон и укулеле (гавайская гитара). К тому же белорусы сделали приложения для музыкантов — метроном и тюнер для гитары.
«Все было за счет виральности»
Первое приложение, с которого начали разработчики, — Real Guitar. «Сделали, выложили — пошли даунлоды, все само завертелось», — вспоминает Александр Минец, Chief Product Officer компании Gismart.
Количество пользователей Real Guitar быстро росло, статистика говорила о том, что приложение пользователям действительно нравится. Позже добавились барабаны Real Drums — они тоже стали хитом.
![Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY "Все само завертелось": как белорусы превратили хобби в бизнес со 100-миллионной аудиторией](http://img.tyt.by/620x620s/n/brushko/05/2/gismart_04072016_tutby_brush_phsl_-0342.jpg)
Сервисов с похожими функциями в магазинах приложений — десятки. Как именно разработчики убедили миллионы человек скачать именно их гитару и барабаны, они не признаются. «До определенного момента затрат на маркетинг приложения не было никаких, команда концентрировалась на продукте, — говорит Светлана Мейсак, менеджер по маркетингу компании. — Это все было за счет органического трафика и виральности».
Сейчас в общей сложности в Gismart работает 30 человек в двух офисах в Минске и Лондоне. Компания получает прибыль за счет рекламы в приложениях и платных версий без рекламы.
На данный момент Real Guitar скачали 36 миллионов раз, у приложения несколько миллионов активных пользователей. В сумме все приложения Gismart получили больше ста миллионов загрузок.
![download flash player](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468831231543070.gif)
«Написал священник, поблагодарил за мобильный оргáн»
За простыми, на первый взгляд, программами стоит серьезная работа целой команды. Среди разработчиков есть профессиональные музыканты, для большинства же музыка — любимое хобби.
Каждая нота каждого инструмента записана «вживую» со звука, к примеру, акустической гитары. Из-за этого звучат приложения очень реалистично. Разработчики даже проводили эксперименты: может ли обычный человек отличить звучание настоящей гитары от мобильного симулятора. Оказалось, не может.
Профессиональные музыканты приложения-симуляторы оценивают очень высоко.
«Помню, был отзыв на наше пианино. У нас не просто пианино — в нем есть еще оргáн. И нам написал один священник: „Клевое приложение, я теперь не хожу в церковь, чтобы репетировать на органе, а тренируюсь дома“. Благословил нас», — с улыбкой вспоминает Александр.
Настоящие инструменты мобильные приложения заменить не могут. А вот в качестве развлечения аудитории очень даже нравятся. «Есть много отзывов от родителей, которые благодаря приложениям видят, чем ребенок интересуется. В итоге кого-то отдают на гитару, кого-то — на фортепиано и покупают нужный инструмент», — добавляет Сергей Лаптенок, менеджер проектов компании и профессиональный гитарист.
«Взял, открыл, сразу же начал играть»
Самое известное музыкальное приложение для продуктов Apple — Garage band — также позволяет играть на гитаре, фортепиано или барабанах. В Gismart уверяют, что конкурировать с Apple на музыкальном рынке не планируют.
«Garage band — скорее студия, — объясняет Александр Минец. — Это больше секвенсор для создания полноценного музыкального трека, целой композиции. С Garage band нужны определенные музыкальные знания, чтобы начать что-то делать. У нас просто — взял, открыл, сразу же начал играть. У них свое направление — мы в него не планируем идти».
В будущем белорусы планируют выпускать музыкальные игры для смартфонов. Скоро в релиз выйдет игровое приложение с элементами пианино, а также приложение Drum Pads, которое позволит на мобильных устройствах воспроизводить бит и звуковые эффекты для электронной музыки.
«Мы пытаемся в конечном итоге создать единую экосистему, которая объединит музыкальные приложения с игровой составляющей, — делится планами Светлана Мейсак. — Люди смогут вместе играть и записывать музыку, находясь в различных точках мира, а после делиться ей с другими».