Cамое мощное оружие Красной армии и Вермахта на начало Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года немецкие войска вторглись на территорию СССР. Вермахт обладал отличной выучкой, хорошей связью и мощной авиационной поддержкой. Тем не менее Красная армия, которую застали врасплох, оказывала сопротивление, а техника Советов порой поражала немцев. 42.TUT.BY выбрал самые мощные образцы, которые стояли на вооружении обеих армий на момент начала войны.
«Russische Kolloss» КВ-2 и КВ-1
Появление этих танков на поле боя стало настоящим кошмаром для немецких солдат — ни одно противотанковое орудие не могло пробить броню советских машин.
Вот как описывает встречу с советским тяжелым танком КВ-2 командир 41-го танкового корпуса вермахта генерал Рейнгардт (отрывок из книги Марка Солонина «22 июня. Анатомия катастрофы»):
«…С трех сторон мы вели огонь по железным монстрам русских — все было тщетно… После долгого боя нам пришлось отступить, чтобы избежать полного разгрома… Они подходили все ближе и ближе… Один из них приблизился к нашему танку, увязшему в пруду… КВ-2 безо всякого колебания проехал прямо по танку, вдавив его в грязь, в этот момент прибыла 150 мм гаубица (представьте себе размер). Наши артиллеристы открыли огонь прямой наводкой и добились попадания — как будто молния ударила… Танк остановился… вдруг солдат из расчета орудия истошно завопил: „Смотрите!!! Он поехал!!!“ Танк начал приближаться к орудию и вдавил гаубицу, как игрушку, гусеницами в землю…»
Экипаж Зиновия Колобанова на танке КВ-1 в одном бою в районе стратегического транспортного узла Войсковицы-Красногвардейск (ныне Гатчина) подбил 22 танка противника.
«Смертельные 8.8»
Единственным эффективным средством борьбы (кроме авиации) с советскими танками стала зенитная пушка 8,8 cm FlaK 18/36/37, более известная как «восемь-восемь». Она могла поражать КВ и Т-34 на всех реальных дистанциях боя. Только появившийся ближе к концу войны советский ИС-2 мог устоять перед немецкой зениткой.
Учитывая эффективность 8,8 cm FlaK, все батареи этих пушек были моторизованными и могли очень быстро разворачиваться на позициях. Кроме того, зенитки могли открывать огонь прямо с тележек, что значительно повышало их мобильность в бою.
Страшный урон зенитки наносили не только самому танку, но и экипажу боевых машин. В американской 4-й танковой дивизии был издан специальный приказ, гласивший, что, если какой-либо танк оказывался поражен огнем 8,8 cm FlaK, уцелевшие члены экипажа могли оказывать помощь лишь тем, кто смог выбраться из него.
Messerschmitt Bf 109F
Первые истребители Messerschmitt Bf.
«Фридрих» был опасным противником: на высоте 6000 м он развивал максимальную скорость 597−600 км/ч и превосходил здесь все советские истребители, включая серийные МиГ-3.
Трофейный Messerschmitt Bf.
Выводы были неутешительными: новые на тот момент советские истребители уступали «Фридриху» практически во всем. ЛаГТ-3 проигрывал по основным летным данным, за исключением мощности стрелково-пушечного вооружения.
МиГ-3 мог бросить вызов мессеру на высотах 5000 м и более, но бои там происходили крайне редко, а вблизи земли он проигрывал более легкому «Фридриху». Як-1 уступал Bf.
Кроме того, «немцы» были гораздо технологичнее. Советские военные отметили, что у «мессершмитта» не вытекало масло из уплотнений двигателя, как у советских истребителей, когда заливало даже козырек фонаря. Плексиглас кабин немецких самолетов был куда прозрачнее советского, давая отличный обзор.
Советский «мясник» (Schlächter)
Как только не называли немецкие пехотинцы советский штурмовик Ил-2: «мясник» (Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Черная смерть» (Schwarzer Tod).
«Ил-2» был отлично вооружен: две пушки ВЯ калибра 23 мм, 2 пулемета ШКАС, реактивные снаряды, до 400 кг бомб. Была и специальная противотанковая модификация, оснащенная 37-мм пушками. Нередки были случаи, когда колонны вражеских солдат и техники засыпались из самолета самовоспламеняющимся белым фосфором.
Неудивительно, что на борьбу с ним немцы бросали все имеющиеся средства, но подбить штурмовик было непросто: корпус «Ил-2» был выполнен из гомогенной стальной брони «АБ-1» («АБ-2»), которая закрывала двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые агрегаты.
Толщина брони штурмовика доходила до 12 мм (столько же, а то и меньше было у немецких легких танков) и была неуязвима для зенитного пулеметного огня. Прозрачная лобовая броня козырька кабины имела толщину 64 мм и выдерживала 7,62-мм бронебойную пулю, выпущенную в упор.
От бронированного советского штурмовика доставалось и ассам люфтваффе, которые за живучесть прозвали его «Betonflugzeug» — «бетонный самолет» или «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик». Дважды герой Георгий Паршин уничтожил на «Ил-2» 10 вражеских истребителей.
Опасная «штука»
При всей своей технологической отсталости пикирующий бомбардировщик Ju 87 «Штука» показал потрясающую эффективность во время войны.
К началу войны этот самолет безнадежно устарел — здесь и невысокая скорость (порядка 300 км/ч), и неубирающееся шасси, и общее аэродинамическое несовершенство аппарата.
Но эти недостатки обратились достоинствами самолета: неубираемое шасси позволяло взлетать с импровизированных аэродромов, расположенных близко к линии фронта, и эффективно оказывать поддержку войскам. Вкупе с плохой аэродинамикой и воздушными тормозами оно делало скорость пикирования относительно небольшой. Причем летчик мог контролировать пикирование бомбардировщика, при необходимости доворачивая на цель.
И если в битве за Британию и в африканской кампании эти машины понесли большие потери — 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут — то на Восточном фронте, после уничтожения большей части советской авиации и полном господстве в небе, «штука» выполняла свою работу очень хорошо.
Существует тезис, что плохим оружием нельзя хорошо воевать. Немецкий асс Ганс-Ульрих Рудель большую часть своих вылетов совершил именно на Ju 87, уничтожив сотни танков и артиллерийских орудий, 4 бронепоезда, два крейсера и один линкор «Марат». Рудель на неповоротливой и тихоходной «штуке» смог даже подбить несколько истребителей противника.
«Катюша», или «Сталинский оргáн»
Боевая машина реактивной артиллерии «БМ-13» могла одним залпом обрушить на голову врага 16 132-миллиметровых снарядов или 32 82-миллиметровых.
Из-за принципиальной особенности детонации реактивных снарядов «Катюш» (встречная детонация, когда подрыв ВВ осуществляется с двух сторон, то есть спереди и сзади, и когда две волны детонации встречаются, то создают гораздо более высокие значения газового давления) осколки имели намного большую начальную скорость и очень сильно разогревались, достигая температуры 800 °C. В полете реактивные снаряды издавали оглушительный вой, буквально сводивший с ума немецких солдат.
За этот страшный вой снаряды, кстати, получили у немцев прозвище «Сталинские органы». Впервые немцы познакомились с этим страшным оружием 14 июля 1941 года, когда скопление вражеских войск и техники в городе Рудня было уничтожено залпом батареи реактивной артиллерии.