Кто может решить проблему нехватки IP-адресов в Беларуси?
Олег Гаврилов, замдиректора по эксплуатации "Атлант Телеком" считает, что Беларусь испытывает негативное влияние масштабного сетевого кризиса, который привел к острому дефициту у белорусских провайдеров внешних IP-адресов. По его мнению, одномоментного перехода провайдеров на работу с IPv6 не произойдет, и "адресный" кризис будет только ухудшаться. Все попытки Беларуси получить дополнительный адресный блок, по данным Гаврилова, ни к чему не приводят. Корреспондент it.tut.by попробовал разобраться в вопросе.
"Google и "Яндекс" по каким-то своим причинам не хотят предоставлять такую информацию (позволяющую обнаружить абонентский терминал, который вызвал блокировку). Да, они идут на контакт, но на более активное взаимодействие не готовы. Возможно, до тех пор, пока ситуация не усугубится в мировом масштабе", - заявил Олег Гаврилов в интервью IT.TUT.BY.
Владимир Иванов, заместитель руководителя департамента эксплуатации "Яндекса" рассказал редакции tut.by следующее: "Компания "Атлант Телеком" пока не обращалась к нам за "информацией, позволяющей обнаружить абонентский терминал". Интернет-провайдеры сами мониторят весь свой внутрисетевой трафик и вполне в состоянии обнаружить зловредный хост в своей сети без посторонней помощи... Тезис о том, что провайдеры начинают использовать NAT и он скоро будет везде, не вполне корректен. NAT используется уже много лет, но он не решает проблему нехватки IP-адресов кардинально, так что провайдеры активно занимаются именно внедрением IPv6. И "Яндекс", и Google поддерживают IPv6, в чем можно убедиться, например, тут".
Олег Гаврилов,в свою очередь, предоставил в распоряжение редакции IT.TUT.BY переписку с технической службой "Яндекс". В одном из сообщений, которые инженеры оператора еще несколько месяцев назад получили от службы поддержки "Яндекс", говорится:
"К сожалению, если автоматические запросы будут по-прежнему фиксироваться с Вашего IP-адреса, система может просить других пользователей этого адреса пройти капчу. Если при этом в браузере пользователя будут отключены куки, система не сможет "запомнить" его. В подобной ситуации единственным решением является включение браузерных кук (либо настройка их таким образом, чтобы куки принимались только от "Яндекса")".
"Мы обращались в "Яндекс" раньше, готовы обращаться до тех пор, пока российская компания не предпримет активных действий, для того чтобы облегчить и без того сложную ситуацию с вынужденным внедрением в Беларуси NAT. Конечно, NAT - не панацея, но сегодня перспективы внедрения IPv6 очень призрачны", - сказал Олег Гаврилов, - Как я уже говорил, провайдеры и клиенты просто не готовы к переходу на новый протокол. Конечно, проще всего оставить решение проблемы провайдерам. Но учитывая специфику блокировки пользователей каждым из ресурсов, мы не можем очистить сеть без обратной связи со стороны технической службы того же "Яндекса. Это просто нелогично, так как именно "Яндекс" в случае блокировки пользователя с конкретным IP знает и мотивы блокировки, и определенные технические вводные, которые помогут нам на месте локализовать проблему", - заключил он.
"Яндекс" подтвердил факт переписки и разъяснил подробности:
"Действительно, служба поддержки ответила "Атлант Телеком" приведенной цитатой. Правда, это фрагмент ответа на другой вопрос к Яндексу, в котором речи об "информации, позволяющей обнаружить абонентский терминал" не идет. "Атлант Телеком" обратился к нам с просьбой добавить в "белый список" диапазон IP-адресов, который мы переадресовали на капчу - с него генерировался подозрительный и аномально большой поток запросов, заблокированный нашими алгоритмами. В переписке мы предложили меры, которые позволили бы избежать блокировки в дальнейшем, в частности включение cookies в разных вариантах", - разъясняет топ-менеджер "Яндекса".
"Мы готовы встретиться с представителями "Атлант Телеком" и других белорусских провайдеров в самое ближайшее время, чтобы обсудить оперативные варианты решения проблемы", - заключил Владимир Иванов.