BelToll застала перевозчиков врасплох несмотря на отсрочку
Перевозчики оказались не готовы к вводу 1 августа в коммерческую эксплуатацию национальной электронной системы сбора платы за проезд по отдельным автодорогам Беларуси. В результате в пунктах обслуживания клиентов системы, где можно получить бортовое устройство, скопились очереди. Инвестор системы и Минтранс обвиняют перевозчиков: было достаточно времени заранее зарегистрироваться в системе и получить бортовое устройство, передает корреспондент interfax.by.
Очереди за бортовым устройством
В четверг в Беларуси была запущена в коммерческую эксплуатацию система BelToll, которая позволяет осуществлять сбор оплаты с пользователей дороги без необходимости остановки транспорта в пунктах сбора дорожной пошлины: за проезд по отдельным дорогам взимается плата в автоматическом режиме, при выявлении нарушителей им выписываются штрафы.
По информации оператора системы ИООО "Капш Телематик Сервисиз", до 9.00 четверга система обслужила 22 тыс. 740 пользователей, в качестве платы за пользование дорогами было собрано около Br590 млн. За это же время выявлено около 340 нарушителей, проигнорировавших введение системы.
Боязнь штрафов (водители иностранных легковых автомобилей заплатят 50 евро в случае неполной оплаты и 100 евро в случае неоплаты; транспортных средств с допустимой общей массой более 3,5 тонны - 130 и 260 евро соответственно) вынуждает перевозчиков идти в пункты обслуживания, заключать договоры и получать бортовое устройство. И пока водители стоят в очередях, простаивает и большегрузный транспорт.
Получить бортовое устройство можно в любом из 48 пунктов обслуживания клиентов, которые расположены вдоль сети платных дорог, а также в областных центрах. Однако, как отмечается на сайте оператора системы, "в последние несколько недель наблюдалась тенденция, что пользователи дорог отдают предпочтение небольшому количеству пунктов обслуживания клиентов для регистрации и получения бортовых устройств, что приводило к образованию длинных очередей в некоторых местах".
На сайте компании размещена карта пунктов обслуживания, в том числе приграничных, по которой можно узнать о наличии либо отсутствии очередей в том или ином пункте.
Между тем примерно в половине пунктов обслуживания в настоящее время фиксируются очереди свыше 20 человек. На белорусских сайтах и в соцсетях то и дело появляются сообщения, что в том или ином пункте обслуживания скопились очереди в сотни человек, в частности в приграничных пунктах.
В связи с большими очередями оператор системы сбора платы за проезд принял решение о выдаче бортовых устройств для оснащения автобусов, перевозящих детей, без очереди.
Особенности менталитета
"Регистрация в системе началась еще 3 июня, выдача бортовых устройств - 21 июня", - напомнили в пресс-службе оператора системы ИООО "Капш Телематик Сервисиз", комментируя по просьбе агентства "Интерфакс-Запад" информацию о больших очередях в пунктах обслуживания. Там также подчеркнули, что и "в сопредельных странах активно велась информационная кампания о планируемом введении системы в Беларуси".
Кроме того, еще ранее Минтранс Беларуси и инвестор пошли навстречу водителям и перенесли начало коммерческой эксплуатации системы с 1 июля на 1 августа ввиду небольшого количества зарегистрированных в BelToll пользователей (около 3,5 тыс. пользователей и около 350 выданных бортовых устройств на конец июня). В течение июля система работала в режиме технической эксплуатации, плата за проезд и штрафы не взимались.
1 августа на конференции по случаю запуска системы в коммерческую эксплуатацию главный оперативный директор австрийской компании - инвестора проекта Kapsch TrafficCom Эрвин Топлак отмечал, что, несмотря на предварительное информировании о введении системы в действие, "только около 10 дней назад собственники транспортных средств начали активно оснащать автомобили бортовыми устройствами". "Мы ожидаем существенного увеличения количества собственников либо владельцев транспортных средств, зарегистрированных в системе BelToll, на протяжении ближайших двух недель", - отметил он.
В свою очередь тогда же в Минтрансе Беларуси заявляли о бессмысленности очередного переноса сроков ввода в коммерческую эксплуатацию системы. "Давать отсрочки не имеет смысла. Мы имели бы ту же ситуацию, как сейчас. Когда в конце июня не было информации о том, что система все-таки не вводится, у нас наблюдался рост обращений за регистрацией в системе. Как только дали информацию о том, что срок начала коммерческой эксплуатации BelToll переносится на месяц, этот спрос упал практически до нуля и оставался на таком уровне, с небольшими колебаниями в сторону увеличения, практически до 20-х чисел июля", - сообщил начальник главного управления автомобильных дорог Минтранса Евгений Рокало.
Примечательно, что за 10 дней до запуска в коммерческую эксплуатацию электронной системы сбора платы за проезд количество зарегистрированных в системе превысило 27 тыс. пользователей (для сравнения: в Беларусь было ввезено 500 тыс. бортовых устройств). Уже тогда оператор системы призывал водителей "не откладывать визит в пункты обслуживания клиентов до последнего".
Эксперты транспортной отрасли отмечают, что среди иностранных перевозчиков наиболее неподготовленными оказались российские, и приводят им в пример польских водителей, которые в своей деятельности учли обстоятельство ввода электронной системы сбора платы за проезд в коммерческую эксплуатацию в Беларуси. Наверное, причиной очередей в пунктах пропуска являются особенности менталитета, подчеркивают они.
Справка
На первом этапе системой BelToll охвачено 815 км республиканских автодорог, в том числе трасса M1/E30 (Брест - Минск - граница Российской Федерации) и дорога на Национальный аэропорт "Минск". Инвестором проекта выступает австрийская компания Kapsch TrafficCom, которая направит на его реализацию 267 млн евро, в том числе уже инвестировано 120 млн евро. Система сбора платы за проезд по дорогам основана на использовании технологии специализированной радиосвязи на коротких расстояниях, которая позволяет осуществлять сбор оплаты с пользователей дороги без необходимости остановки транспортных средств в пунктах сбора дорожной пошлины.
От платы за проезд освобождены транспортные средства, зарегистрированные на территории государств Таможенного союза, с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны. Бесплатным будет проезд для мопедов и мотоциклов, зарегистрированных в Беларуси колесных тракторов и самоходных машин, транспорта оперативного назначения, а также транспорта, который используется в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка.