Рынок связи в Беларуси ожидает либерализация

Источник материала:  
20.02.2013 18:15 — Новости Hi-Tech
Чтобы усилить конкуренцию на рынке мобильной связи, в Беларуси планируют высвободить "цифровой дивиденд", внедрить технологию LTE, разделить владельцев сетей и поставщиков услуг, а заодно снизить тарифы на межсетевые звонки.

По сути, сотовых операторов собираются поставить в равные условия и тем самым окончательно покончить с внутрисетевой привязкой. А это в свою очередь позволит абонентам разных сетей дешевле общаться между собой. О планах по либерализации рынка электросвязи рассказал министр связи информатизации Николай Пантелей.

- Николай Петрович, какие новые проекты в области информационно-коммуникационных технологий планируется реализовать в Беларуси в ближайшие годы?

- В Беларуси реализуется национальная программа ускоренного развития услуг в сфере ИКТ на 2011-2015 годы. Самое главное - создать инфраструктуру, которая бы позволяла предоставлять услуги передачи данных на более высоких, чем сегодня, скоростях. Среди технологий, которые получат развитие, безусловно, Metro Ethernet и xPON, которые позволяют предоставлять потенциальным абонентам крайне высокие скорости передачи данных.

Кроме того, принято решение о строительстве в Беларуси сети LTE. Право строить эту сеть получило СООО "Белорусские облачные технологии".

- В Беларуси есть еще один оператор, планирующий создать LTE-сеть. Принималось ли Государственной комиссией по радиочастотам решение по радиочастотной заявке СП ООО "БелСел" на проведение опытной эксплуатации сети электросвязи LTE в диапазоне 450 МГц?

- Решение по СП ООО "БелСел" пока не принималось. У них радиочастот под технологию LTE нет. Им выделялись частоты под технологию CDMA. Поэтому пусть они этой технологией и занимаются. Пока что там особых успехов нет. Рассчитывать на то, что эта компания привлечет необходимый объем инвестиций под развитие сети LTE, не приходится.

- Сотовые операторы сегодня активно осваивают смежные области. Так, СООО "МТС" точечно развивает Ethernet-сеть в Минске. Обращался ли оператор за получением разрешений на прокладку сетей на новых территориях?

- Существует порядок получения разрешения на создание волоконно-оптических линий связи. Пока что заявок на другие территории нет. По заявленным территориям у них достаточно работы.

- На ваш взгляд, оправданно ли, когда сотовый оператор, стремясь диверсифицировать свою деятельность, становится прямым конкурентом проводных интернет-провайдеров?

- В общем каких-то кардинально новых решений для развития бизнеса мобильных операторов производители оборудования сейчас не предлагают. То, что сегодня реализуется, - это преимущественно технологии третьего поколения. Прирост доходов операторов они, безусловно, обеспечивают. Следующий этап - внедрение технологии LTE. Но рассчитывать на то, что она приведет к такому бурному приросту доходов, как это было в период развития GSM и на начальной стадии внедрения 3G, не приходится. Поэтому операторы вынуждены заниматься диверсификацией своей деятельности и искать новые для себя проекты.

Конечно, проект фиксированной интернет-связи не такой инновационный, как бы нам хотелось. Но, с другой стороны, компании реинвестируют свою прибыль, и это радует. Я думаю, что жизнь все же заставит наших мобильных операторов находить не лежащие на поверхности технологии для развития своего бизнеса. И, прежде всего, это касается контента. Наращивать объемы передачи данных без параллельного развития контента проблематично. Пользоваться зарубежным контентом в образовательных и развлекательных целях, может, и интересно, но сегодня Интернет решает гораздо большее число задач.

Некоторые сотовые операторы, включая МТС, делают попытки создавать контент. Предложение по облачным технологиям, разработанное совместно с корпорацией NEC, на рынке уже присутствует, но это долгосрочный проект, требующий изменения психологии потенциальных пользователей.


- Рассматривается ли возможность запуска бесплатной Wi-Fi-сети в Минске к ЧМ по хоккею 2014 года?

- Пока в Беларуси нет законодательных предпосылок для развертывания крупной бесплатной Wi-Fi-сети. Вопрос здесь не в платности, а в необходимости идентификации пользователей. Как ни делай - платно или бесплатно, все равно необходимо идентифицировать пользователей.

В то же время общественные пункты доступа, особенно в кафе и гостиницах, создаются. В Беларуси Wi-Fi будет развиваться и в будущем сможет составить серьезную конкуренцию другим технологиям беспроводного доступа.


- Какие изменения ожидаются в области снижения стоимости межсетевых звонков?

- Наши действия в области ассиметричных тарифов и услуги переноса абонентского номера, связанные с инициативами самого молодого сотового оператора, ожидаемого результата не дали. Основной вопрос, который мы планируем решать, - в целом снижение тарифов на межоператорское соединение. Это должно отразиться на стоимости услуг для конечных абонентов и их возможности использовать преимущества конкурентной среды.

На сегодняшний момент ни переносимость абонентского номера, ни ассиметричные тарифы не являются основным сдерживающим фактором перехода к более слабому оператору. Друзья, коллеги и деловые партнеры абонента, как правило, пользуются сетью более крупного оператора. И если он переходит к слабому оператору и получает какие-то преференции, то в любом случае межсетевые звонки все эти преференции "погашают".

Звонок между сетями всегда дороже, чем внутри сети, поскольку используются ресурсы трех операторов, включая РУП "Белтелеком", через которое происходит взаимодействие. Мы понимаем, что этот барьер нужно снижать.


- Какие изменения ожидаются в услуге переносимости абонентского номера? Насколько востребована эта услуга?

- Практика показывает, что эта услуга особого интереса не представляет.

Тарифы на услугу переносимости номера не регулируются государством, являются свободными и формируются сотовыми операторами самостоятельно. Порядок оказания услуги переносимости абонентского номера планируется изменить. Предполагается, что переход абонента к другому оператору будет осуществляться в один этап, причем для получения услуги переносимости абонентского номера абонент сразу обращается к оператору-реципиенту. Также срок переноса абонентского номера не будет превышать 24 часов с момента оформления запроса об оказании услуги переносимости абонентского номера в базу данных перенесенных номеров.

Эти предложения вносятся в целях упрощения процедуры оказания услуги переносимости абонентского номера, простоты и удобства ее получения абонентом, совершенствования порядка и сокращения срока ее предоставления.


- Когда будут высвобождаться частоты "цифрового дивиденда" - полосы радиочастот 790-862 МГц? Когда планируется провести первые конкурсы?

- Решением ГКРЧ была создана временная рабочая группа, которая разработала проект графика мероприятий по конверсии полосы радиочастот 790-862 МГц с учетом необходимых финансовых затрат. Чтобы выйти на этап конкурсных процедур и аукционов, необходимо завершить мероприятия конверсии. Сейчас подготовлены проекты соответствующих нормативно-правовых документов, которые позволят более эффективно использовать финансовые ресурсы для конверсии радиочастот. Но конкретного срока проведения конкурса пока нет.

- Возникают ли трудности с формированием фонда конверсии радиочастот?

- Фонд конверсии формируется ежегодно. Однако поступающие в него ресурсы являются частью бюджета, поэтому не переходят на следующий год. Сейчас решается вопрос, чтобы эти средства переходили на следующий год, что позволит планировать и проводить процедуры закупки. В промежутках одного года сделать это было невозможно.

- Существуют ли планы по акционированию РУП "Белтелеком"?

- Таких планов не существует.

- Планируется ли провести в этом году аукцион по продаже госдоли МТС?

- Вопрос с повестки дня не снимался. Цена определена. Все будет зависеть от наличия потенциальных покупателей.

- Какие изменения в закон "Об электросвязи" планируется внести в следующем году?

- Основные изменения будут связаны с демонополизацией рынка услуг электросвязи в стране.

- Интернет-провайдеров планируется обязать оказывать услуги передачи данных со скоростью передачи данных, составляющей не менее 70% от максимальной скорости. Каким образом будет происходить контроль соблюдения данного требования и к чему это должно привести?

- В обязанности Государственной инспекции по электросвязи входит контроль за соблюдением всеми участниками рынка требований технических нормативно-правовых актов. У них достаточно компетенции, а если не хватает какого-то оборудования, они имеют возможность его приобрести. Поэтому контроль будет осуществляться РУП "БелГИЭ" периодически в рамках мониторинга качества оказываемых услуг.

- Получат ли пользователи возможность влиять на качество оказываемых интернет-провайдером услуг?

- Существует закон "О защите прав потребителей". И после того, как будет законодательно закреплено требование оказывать услуги передачи данных со скоростью передачи данных, составляющей не менее 70% от максимальной скорости, пользователи получат право обжаловать действия оператора на всех уровнях - в лицензирующем органе или суде. Пока такой возможности у пользователей нет, поскольку формулировка "до" позволяет оператору обосновывать соответствие качества услуг взятым на себя обязательствам.

Проекты соответствующих документов уже готовы. В течение ближайших месяцев, как ожидается, они будут приняты.


- Почему решено сделать исключение для операторов сотовой подвижной электросвязи?

- Это связано с особенностями технологии сотовой подвижной электросвязи. Спланировать уровень нагрузки на данную базовую станцию в конкретный момент не представляется возможным.

- Появятся ли в Беларуси информационные посредники при оказании электронных услуг населению?

- Проект реализуется на базе РУП "Белпочта". В этом году он должен быть реализован. РУП "Белтелеком" в этом проекте не участвует, поскольку у него менее разветвленная сеть объектов коллективного доступа. На селе, как правило, присутствует почтовое отделение. В районных же центрах отделения "Белпочты" и "Белтелекома" обычно находятся недалеко друг от друга, а конкурировать на этом рынке нет смысла.

- К концу 2015 года Беларусь намерена войти в 30-ку самых развитых ИКТ-стран. Что для этого еще предстоит сделать?

- Вхождение в тридцатку стран с самым высоким уровнем развития ИКТ вовсе не является самоцелью. Данная позиция в рейтинге по итоговому индексу развития ИКТ по системе оценок МСЭ, равно как и аналогичная позиция в определяемом ООН рейтинге по индексу готовности к электронному правительству, рассматривается только как оценка результатов нашей работы.

Стратегической целью, на достижение которой направлена наша работа, является развитие в республике информационного общества, для которого характерно увеличение роли информации, знаний и информационных технологий, рост численности населения, занятого в этой сфере, и т.д. Это современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием ИКТ на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.

Для конкретизации стоящих перед обществом задач в 2010 году правительством принята Стратегия развития информационного общества в Беларуси на период до 2015 года, которая определила основные направления развития. Основным инструментом достижения поставленных целей является реализуемая в настоящее время Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере ИКТ на 2011-2015 годы.


В качестве примеров знаковых проектов, которые будут реализованы в ближайшие год-два, можно упомянуть несколько мероприятий. Так, начата реализация мероприятия по созданию единой системы идентификации физических и юридических лиц, необходимой для предоставления адресных электронных услуг и внедрения в республике интегрированной сервисно-расчетной системы. Будут разработаны программно-аппаратные платформы удостоверяющих центров для оказания услуг по распространению открытых ключей государственным служащим и обеспечения международного взаимодействия с использованием сертификатов открытых ключей.

Близятся к завершению работы по внедрению автоматизированной информационной системы местных Советов депутатов. Это потребовало разработки подсистемы информационного взаимодействия между местными и районными Советами депутатов и организациями районного уровня.

Содействовать открытости деятельности судов и иных организаций, входящих в систему Минюста, а следовательно дальнейшей дебюрократизации нашего общества будет создание многофункционального веб-портала.

Для решения вопросов оптимизации таможенного, налогового, транспортного, ветеринарного, фитосанитарного контроля на границе Таможенного союза, обеспечения эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на территории Таможенного союза будет создан национальный сегмент интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

Беларусь обладает относительно развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой. Сегодня уделяется большое внимание устранению цифрового разрыва, поскольку необходимо предоставить равный доступ к современным информационным услугам всему населению республики вне зависимости от географического положения. 
←NASA объяснило внезапность появления челябинского болида

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика