Юрий Зиссер: "Раньше открывали живые прототипы, а сейчас представляют сплошные проекты на бумаге"
16.01.2013 10:21
—
Новости Hi-Tech
Юрий Зиссер родился в 1960 году во Львове. Закончил Северо-Западный политехнический институт Санкт-Петербурга по специальности "Электронные вычислительные машины" в 1986 году.
Профессиональный программист, системный аналитик, руководитель проектов с 1977 по 1994 год. Проходил стажировки в фирмах США, Германии и Франции. Работал доцентом Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.
Тренер ряда бизнес-школ. Автор учебных пособий и сотен статей в белорусской и российской периодике.
Наиболее известен как создатель белорусского портала TUT.BY. С марта 1992 года — генеральный директор и владелец компании "Надежные программы" (торговые марки — TUT.BY, HOSTER.BY, "Программа 35", RelDepo, RelBank, RelCard). С 2007 года — владелец ЧП "Релсофт" (предприятие по офшорному программированию, резидент Парка высоких технологий).
Совладелец ОДО "ЕТС" (пиар-агентство в интернете, пресс-офисы, семейство цифровых журналов ET CETERA). Совладелец рекламных агентств "Тут бай медиа", "Веб Эксперт", "Байнекст", хостинг-провайдера "Хостер Бай".
Автор книги "Маркетинг on-line".
Когда речь заходит о белорусском интернете (Байнете), первая возникающая ассоциация — портал TUT.BY, который, по сути, и является олицетворением этого самого Байнета. Именно он забирает львиную долю внутреннего белорусского трафика, значительно опережает по популярности всех конкурентов на местном рынке и получает более половины всех рекламных денег. И все это — вполне заслуженно.
Создатель портала TUT.BY Юрий Зиссер столь же заслуженно считается самым и уважаемым, и влиятельным интернет-бизнесменом Беларуси. Больше десяти лет назад (в октябре 2000-го) его проект TUT.BY сам был стартапом с неясным будущим, который реализовывала команда энтузиастов.
Основные сервисы на момент запуска портала — бесплатная электронная почта, выполненная на достаточно высоком уровне, а также лента новостей различной тематики. Весь портал помещался на одной "персоналке" с частотой процессора 600 МГц.
Однако в то время просто не мог не иметь успеха проект, основанный на концепции Yahoo!. "Наша цель — стать белорусским Yahoo!" — прямо заявил тогда руководитель TUT.BY. Прошла дюжина лет — и сегодня Юрий Зиссер — не только владелец самого популярного ресурса страны, но и авторитетный венчурный инвестор, непременный участник различных бизнес-форумов и школ для молодых создателей стартапов. Об этом мы с ним и поговорили в интервью нашему изданию ToWave.ru.
Не так давно Вы рассказали, что в год покупаете несколько белорусских стартапов — "для себя" и для интеграции в портал TUT.BY. По какому принципу, по каким критериям Вы отбираете эти проекты?
Главный принцип подбора — уровень и мотивация команды. Постепенно я пришел к выводу, что даже выдающаяся на первый взгляд идея не срабатывает при посредственной команде, а старая не оригинальная идея срабатывает, если ею занимаются правильные люди.
Для моих личных инвестиций еще нужно, чтобы проект мне нравился и у лидеров команды были горящие глаза.
Для портала — чтобы приобретаемый сервис органично дополнял уже имеющиеся сервисы и увеличивал монетизацию всего портала, то есть окупался либо трафиком, либо деньгами. Если платить смысла не имеет — партнерствуем.
Инвестируете ли Вы в проекты на "посевной" стадии, или объекты Вашего интереса должны быть уже состоявшимся бизнесом?
Как получается. Твердых принципов нет. Бывало и так, и этак. Правильный инвестор всегда точно знает, на какой стадии он покупает проекты и какова максимальная сумма инвестиций.
Поэтому я "неправильный", стихийный инвестор. Наверное, потому, что занимаюсь не только инвестированием.
Какую максимальную сумму, по-вашему, можно заплатить за белорусский стартап? Существует ли вообще подобная цифра?
Цифра зависит исключительно от стоимости самого стартапа и ограничивается финансовыми возможностями покупателя.
Ведь и EPAMSystems когда-то был стартапом, а сегодня он стоит под миллиард.
С какими максимальными и минимальными денежными требованиями со стороны белорусских стартаперов Вам доводилось сталкиваться?
Пока "максимальное" дело ограничивалось двумя миллионами баксов. Минимум — 12 тысяч. Оба варианта, как можно догадаться, не сработали, потому что первый проект даже близко столько не стоил (и скоро, думаю, зачахнет, потому что не развивается технологически, и от него постепенно начинают отказываться партнеры).
Ну а второй проект был совсем любительским.
Когда-то и портал TUT.BY был стартапом. Что помогло ему превратиться в самый успешный интернет-проект страны?
Ранний выход на рынок, правильная ниша, любовь к пользователям, сильный бренд и сильная социальная составляющая.
Чем, на Ваш взгляд, белорусские стартапы 2012 года отличаются от белорусских стартапов, скажем, 2002 года?
Сегодня больше бизнес-составляющая. Десять лет назад стартапы создавали любители интернета на собственные средства собственным трудом ради пиара перед себе подобными и утрачивали к ним интерес сразу после открытия. Запустил — и тут же бросил.
Сейчас же ребята пытаются реально на что-то претендовать, зато чаще выступают лишь с планами, а не с прототипами. Иными словами, раньше открывали живые прототипы, а сейчас представляют сплошные проекты на бумаге.
Ну и цена вопроса, разумеется, выросла: ведь в 2000 году порталами называли сайты, которые с нынешней "высоты" являются лишь блогами.
Чего, по-вашему, не хватает белорусским стартапам для того, чтобы более успешно конкурировать в мире? Иначе говоря: есть ли у белорусских стартапов некое общее "слабое место"?
Слабые места белорусских стартапов — отсутствие эрудиции у основателей и полнейшее неумение презентовать проект.
Во-первых, чаще всего изобретают не стартап, а велосипед. Обычно ребята только начали выступать, а меня так и подмывает спросить: "А вы видели сайт Х? Там это уже сделано".
Во-вторых, стартап-школы, мастер-классы и учебники по искусству презентаций совершенно не помогают: выступающие упорно сосредотачиваются на второстепенных деталях, иногда вообще забывая рассказать о самом продукте! Само собой, мало кто укладывается в регламент.
Я каждый "СтартапУикенд" в достаточно резкой и подробной форме доношу это до слушателей, но безо всякого эффекта. Результат соответствующий: в Беларуси достаточно внутренних инвесторов, но незначительное количество инвестированных стартапов.
Иными словами, сегодня инвесторов в Беларуси больше, чем достойных стартапов. Однако я оптимист, потому что уровень и количество проектов с каждым годом повышается. Рано или поздно посев даст свои всходы.
Профессиональный программист, системный аналитик, руководитель проектов с 1977 по 1994 год. Проходил стажировки в фирмах США, Германии и Франции. Работал доцентом Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.
Тренер ряда бизнес-школ. Автор учебных пособий и сотен статей в белорусской и российской периодике.
Наиболее известен как создатель белорусского портала TUT.BY. С марта 1992 года — генеральный директор и владелец компании "Надежные программы" (торговые марки — TUT.BY, HOSTER.BY, "Программа 35", RelDepo, RelBank, RelCard). С 2007 года — владелец ЧП "Релсофт" (предприятие по офшорному программированию, резидент Парка высоких технологий).
Совладелец ОДО "ЕТС" (пиар-агентство в интернете, пресс-офисы, семейство цифровых журналов ET CETERA). Совладелец рекламных агентств "Тут бай медиа", "Веб Эксперт", "Байнекст", хостинг-провайдера "Хостер Бай".
Автор книги "Маркетинг on-line".
Когда речь заходит о белорусском интернете (Байнете), первая возникающая ассоциация — портал TUT.BY, который, по сути, и является олицетворением этого самого Байнета. Именно он забирает львиную долю внутреннего белорусского трафика, значительно опережает по популярности всех конкурентов на местном рынке и получает более половины всех рекламных денег. И все это — вполне заслуженно.
Создатель портала TUT.BY Юрий Зиссер столь же заслуженно считается самым и уважаемым, и влиятельным интернет-бизнесменом Беларуси. Больше десяти лет назад (в октябре 2000-го) его проект TUT.BY сам был стартапом с неясным будущим, который реализовывала команда энтузиастов.
Основные сервисы на момент запуска портала — бесплатная электронная почта, выполненная на достаточно высоком уровне, а также лента новостей различной тематики. Весь портал помещался на одной "персоналке" с частотой процессора 600 МГц.
Однако в то время просто не мог не иметь успеха проект, основанный на концепции Yahoo!. "Наша цель — стать белорусским Yahoo!" — прямо заявил тогда руководитель TUT.BY. Прошла дюжина лет — и сегодня Юрий Зиссер — не только владелец самого популярного ресурса страны, но и авторитетный венчурный инвестор, непременный участник различных бизнес-форумов и школ для молодых создателей стартапов. Об этом мы с ним и поговорили в интервью нашему изданию ToWave.ru.
Не так давно Вы рассказали, что в год покупаете несколько белорусских стартапов — "для себя" и для интеграции в портал TUT.BY. По какому принципу, по каким критериям Вы отбираете эти проекты?
Главный принцип подбора — уровень и мотивация команды. Постепенно я пришел к выводу, что даже выдающаяся на первый взгляд идея не срабатывает при посредственной команде, а старая не оригинальная идея срабатывает, если ею занимаются правильные люди.
Для моих личных инвестиций еще нужно, чтобы проект мне нравился и у лидеров команды были горящие глаза.
Для портала — чтобы приобретаемый сервис органично дополнял уже имеющиеся сервисы и увеличивал монетизацию всего портала, то есть окупался либо трафиком, либо деньгами. Если платить смысла не имеет — партнерствуем.
Инвестируете ли Вы в проекты на "посевной" стадии, или объекты Вашего интереса должны быть уже состоявшимся бизнесом?
Как получается. Твердых принципов нет. Бывало и так, и этак. Правильный инвестор всегда точно знает, на какой стадии он покупает проекты и какова максимальная сумма инвестиций.
Поэтому я "неправильный", стихийный инвестор. Наверное, потому, что занимаюсь не только инвестированием.
Какую максимальную сумму, по-вашему, можно заплатить за белорусский стартап? Существует ли вообще подобная цифра?
Цифра зависит исключительно от стоимости самого стартапа и ограничивается финансовыми возможностями покупателя.
Ведь и EPAMSystems когда-то был стартапом, а сегодня он стоит под миллиард.
С какими максимальными и минимальными денежными требованиями со стороны белорусских стартаперов Вам доводилось сталкиваться?
Пока "максимальное" дело ограничивалось двумя миллионами баксов. Минимум — 12 тысяч. Оба варианта, как можно догадаться, не сработали, потому что первый проект даже близко столько не стоил (и скоро, думаю, зачахнет, потому что не развивается технологически, и от него постепенно начинают отказываться партнеры).
Ну а второй проект был совсем любительским.
Когда-то и портал TUT.BY был стартапом. Что помогло ему превратиться в самый успешный интернет-проект страны?
Ранний выход на рынок, правильная ниша, любовь к пользователям, сильный бренд и сильная социальная составляющая.
Чем, на Ваш взгляд, белорусские стартапы 2012 года отличаются от белорусских стартапов, скажем, 2002 года?
Сегодня больше бизнес-составляющая. Десять лет назад стартапы создавали любители интернета на собственные средства собственным трудом ради пиара перед себе подобными и утрачивали к ним интерес сразу после открытия. Запустил — и тут же бросил.
Сейчас же ребята пытаются реально на что-то претендовать, зато чаще выступают лишь с планами, а не с прототипами. Иными словами, раньше открывали живые прототипы, а сейчас представляют сплошные проекты на бумаге.
Ну и цена вопроса, разумеется, выросла: ведь в 2000 году порталами называли сайты, которые с нынешней "высоты" являются лишь блогами.
Чего, по-вашему, не хватает белорусским стартапам для того, чтобы более успешно конкурировать в мире? Иначе говоря: есть ли у белорусских стартапов некое общее "слабое место"?
Слабые места белорусских стартапов — отсутствие эрудиции у основателей и полнейшее неумение презентовать проект.
Во-первых, чаще всего изобретают не стартап, а велосипед. Обычно ребята только начали выступать, а меня так и подмывает спросить: "А вы видели сайт Х? Там это уже сделано".
Во-вторых, стартап-школы, мастер-классы и учебники по искусству презентаций совершенно не помогают: выступающие упорно сосредотачиваются на второстепенных деталях, иногда вообще забывая рассказать о самом продукте! Само собой, мало кто укладывается в регламент.
Я каждый "СтартапУикенд" в достаточно резкой и подробной форме доношу это до слушателей, но безо всякого эффекта. Результат соответствующий: в Беларуси достаточно внутренних инвесторов, но незначительное количество инвестированных стартапов.
Иными словами, сегодня инвесторов в Беларуси больше, чем достойных стартапов. Однако я оптимист, потому что уровень и количество проектов с каждым годом повышается. Рано или поздно посев даст свои всходы.