От чего зависит успеваемость в школе?
05.01.2013 17:56
—
Новости Hi-Tech

Исследование успеваемости школьников, начиная с шестилетнего возраста, показали, что выставляемые оценки зависят не только от способностей к учебе, но и от таких качеств, как внимательность и собранность.
Как утверждают ученые, считается, что у девочек эти качества более развиты, поэтому они обладают врожденным преимуществом по сравнению с мальчиками – даже при равных умственных способностях. Это различие начинает проявляться уже в начальных классах, и результаты можно наблюдать на протяжении всех лет учебы вплоть до вуза.
В рамках этого исследования, результаты которого были опубликованы в журнале "Человеческие ресурсы" ("Journal of Human Resources"), была проанализирована успеваемость более 5,8 тысяч школьников в возрасте от 6 до 12 лет по таким предметам, как английский язык, математика и естественные науки.
Ученые сравнили оценки, полученные учениками при тестировании, с оценками, выставленными учителями за текущую успеваемость. Оказалось, что с самых первых дней обучения у мальчиков оценки были ниже, чем можно было предположить по результатам тестирования.
Результаты исследования согласуются и с тем, что в Великобритании на экзаменах на аттестат об общем среднем образовании (GCSE) почти 65% девочек получают пять хороших оценок, и лишь 50% мальчиков достигают таких же результатов. Среди студентов университетов количество девушек растет гораздо быстрее, чем число юношей.
Ученые из Университета штата Джорджия и Колумбийского университета, которые проводили исследование, пришли к любопытному выводу. Оказывается, такое несоответствие оценок можно объяснить тем, что при оценке учеников, учителя учитывают, насколько они прилежны в учебе, насколько они способны работать самостоятельно и как часто им требуется помощь окружающих, как часто они нарушают дисциплину и насколько умеют общаться с окружающими.
С учетом всех этих качеств, девочки обладают преимуществом – причем, когда мальчики начинают вести себя так же, как их одноклассницы, соответственно улучшаются и их оценки. Один из авторов исследования Кристофер Корнуэлл (Christopher Cornwell) утверждает: "Способность, которую учителя считают самой важной при оценке учеников, это так называемое "отношение к учебе".
Само "отношение к учебе" - понятие довольно приблизительное, и оно лишь в общих чертах позволяет определить, какие чувства испытывает ученик по отношению к школе в целом. Оно включает в себя шесть аспектов в оценке школьника – внимательность, настойчивость, стремление к знаниям, самостоятельность, способность переключать внимание и собранность.
Думаю, все родители, у которых есть и дочери и сыновья, скажут, что девочки обладают всеми этими качествами". Он подчеркнул, что оценки, которые учителя выставляют своим ученикам, субъективны, но при этом они оказывают большое влияние на будущее детей.
Корнуэлл утверждает: "На то, как складываются школьные годы ребенка, зачастую влияет то, как учителя оценивают его успеваемость, то есть, школьные отметки. Именно от оценок зависит способность учиться дальше в старших классах и даже в вузе. Кроме того, именно оценки, полученные в школе, играют, как правило, самую главную роль при поступлении в университет".
По словам ученого, проведенное исследование позволяет объяснить тот факт, что среди выпускников университетов преобладают девушки – их более 60%, а это, по его мнению, может в будущем привести к вытеснению мужчин с рынка труда. И, тем не менее, ученый считает, что, несмотря на то, что девочки лишь недавно начали перегонять мальчиков, своим врожденным превосходством в учебе они отличались всегда.
"Я убежден, что эта разница между мальчиками и девочками возникла не мгновенно, она существовала всегда", - говорит Корнуэлл. Нельзя же сказать, что девочки внезапно стали более прилежными, а мальчики вдруг стали несобранными и неугомонными. Они всегда таким были, и к учебе всегда относились по-разному.
Просто раньше это не оказывало такого влияния на уровень образования, как сейчас. В прежние времена женщины не стремились, да и не имели особых возможностей приобретать профессию и работать, поскольку их многое сдерживало.