Советы начинающим стартаперам от Юрия Зиссера
02.11.2012 19:05
—
Новости Hi-Tech
Основатель портала TUT.BY Юрий Зиссер поделился в своем блоге несколькими секретами успешного стартапа. Он облек их в шутливую форму доклада на вымышленной конференции от вымышленного лица, поэтому перед его прочтением стоит вооружиться чувством юмора. С другой стороны, каждая строчка текста продиктована многолетним опытом в бизнесе - так что все серьезно. Публикуем данный пост с сохранением авторского стиля. Осторожно!!! В тексте встречаются взаимоисключающие параграфы!
Г-н Рессиз де Скварка,
Неуправляемый партнер венчурного фонда Charka&Skwarka Venture Capital, бизнес-гуру из Торфяной долины
Синхронный перевод выступления на конференции стартапов "Большая халява-2013", г. Нью-Полоцк
"Здравствуйте, дорогие стартаперы!
Вы знаете, я вчера, торопясь на эту конференцию, проезжал по пути в аэропорт мимо Нью-Йоркской фондовой биржи и заметил, что здание заволокло туманом. Подумал: вот так же и в вашей далекой богом забытой стране правда об инвестициях тоже пока окутана туманом. Сейчас за двадцать минут мне предстоит этот туман развеять вот этими руками (разводит руками. Смех в зале, аплодисменты).
А теперь встаньте. Да-да, встаньте со своих кресел и повернитесь к сзади сидящим. Что, к некоторым тоже задом повернулись? Ничего, ничего, в бизнесе и так бывает. Поздоровайтесь, обменяйтесь визитками…. Во-о-от! Контакты в бизнесе – это всё! Прошу всех сесть.
Господа стартаперы! Обратимся к цифрам. Стартапы – дело рискованное, а инвестиции в них – тем более. Как известно, лишь 9,8765% стартапов добиваются окупаемости инвестиций и только 0,12345% стартапов за период с 1992 по 2012 годы стали всемирно известными. В кризис 2001 года в США закрылись около 8,90 тыс. интернет-стартапов.
За свою жизнь я открыл 250 стартапов. На основании своего опыта я представлю тебе сейчас серию правил для стартаперов, как стать успешным и покорить сердца инвесторов.
Во-первых, не начинай бизнес, если то, чем ты намерен заниматься, не сводит тебя с ума и не является твоей единственной страстью и любовью. Если у тебя есть план выхода из бизнеса, то ты безразличен к своему стартапу.
Не гоняйся за быстрыми деньгами: если твоя идея правильна, проект скоро начнет приносить деньги.
Нанимай тех, кого считаешь компетентней себя, и не думай по наивности, что их главная цель – проработать с тобой бок о бок всю оставшуюся жизнь. Их цель – заработать побольше денег, как и твоя. Поэтому им нужно хорошо платить.
Не трать время на разработку подробных планов. Нет смысла вообще что-то тщательно планировать, подсчитывая доходность для инвестора. Никакой опытный инвестор тебе не поверит. Он отлично понимает, что все твои прогнозы и цифры можно будет выкинуть в корзину уже через три месяца после старта.
Не начинай бизнес, если у тебя нет планов по выходу из него и не очевидна перспектива монетизации.
Нанимай на работу только тех людей, о которых ты можешь с уверенностью сказать, что им понравится работать в этом стартапе. Преданность стартапу, решительность и воля к достижению цели важнее образования и опыта.
Создай людям не обязательно богатые, но хорошие условия для труда. Должны быть круглосуточно доступны горячие напитки и закуски, чтобы на питание не терялось драгоценное время. Мебель должна быть удобной, а на каждого сотрудника должно приходиться не меньше 70 кв.футов.
Те, для кого главная цель стартапа – как можно скорее, еще тогда, когда твой продукт совершенно сырой и негодный, получить первую выручку, заранее обречены на поражение.
Не пытайся стать "всем для всех". Создай новую нишу на рынке, которую до тебя не было, или пытайся занять быстро растущую нишу. Не замахивайся на весь мир.
Рост продаж – ключ к успеху. Будь абсолютно уверен в том, что твоя компания сможет заработать деньги, и знай, как она сможет это сделать.
Найди свою "фишку". Используй свои уникальные качества и опыт и фокусируйся исключительно на них.
Проект, который ты сделал, важнее умения красиво убеждать. Многие молодые гении, добившиеся успехов в бизнесе – некоммуникабельные шизоиды, не способные снять трубку, чтобы позвонить клиенту или инвестору, а не то чтобы уговорить его что-то купить.
Хорошо плати тем, кто будет логичным дополнением и помощником тебе и твоим уникальным качествам. Нанимай лучших.
Другим членам твоей команды, у которых нет того самого уникального опыта в сфере деятельности твоего стартапа, должно нравиться работать с тобой. Им можно не платить высоких зарплат.
Не рассказывай всем коллегам, какова конечная цель твоего стартапа, пока не выйдешь на рынок с готовым продуктом, или даже позже. В любом коллективе существуют те, кто похвастается этим в социальных сетях или от щедрой души расскажет где-то на собеседовании. Крупный бизнес может одной левой скопировать твою идею и вставить ее в свои товары или услуги. И тогда ты погиб. Коммерческая тайна важна для внезапности рыночного удара.
Пиар чрезвычайно важен для успеха стартапа. Например, успех Google предопределило то, что один из опытных инвесторов выделил 50 миллионов долларов на широкую PR-кампанию. В результате все журналисты мира вдруг, как по команде, стали писать о Google и создали из него и его создателей легенду, на которую "клюнули" и пользователи, и инвесторы. Примерно то же случилось и с Facebook, о котором даже сняли фильм.
Нет смысла что-то делать для локальных рынков, потому что на них мало денег. Мысли глобально и создавай глобальные проекты для миллионов. Только миллионы и миллионы пользователей могут сделать тебя миллионером, и только такой стартап будет интересен инвестору.
(Вопрос из зала. Не слышно). О какой эспрессо-машине вы говорите? Смеетесь, что ли? Кофе – для богатых. Пейте то, что дешевле. И ортопедические кресла купите, когда разбогатеете. Все лучшие товары и услуги, сделавшие их авторов мультимиллиардерами из ТОП-10 Forbes, были созданы в переоборудованных гаражах или общежитиях.
Продолжаю. Шум – враг работы. Известно, что для вхождения в проблему специалисту требуется 20 минут времени, когда его не прерывают. Чтобы никто не мог создавать шум, Майкрософт выделяет каждому разработчику небольшой персональный кабинет с плотно закрывающейся дверью.
На обед ходи только ради того, чтобы хоть на пару минут выйти из офиса. В сутках 24 часа, но если люди любят свою работу, они всегда найдут способ использовать эти 24 часа по полной.
Скажи кабинету: "Нет!"! Открытые офисные пространства держат всех в одном информационном поле и на одной энергетической волне. Все должны знать всё. Если кому-то нужна приватность, то покажи ей или ему, как закрывать на защелку дверь в общем туалете (Смех в зале). В стартапе нет ничего приватного. Это, кстати, очень хорошая причина, почему в стартапы не идут работать бывшие гендиректора и другие большие шишки.
Тщательно планируй. Детальное планирование – залог успеха любого бизнеса, и если ты не знаешь, что будешь делать через год или два, какие будут достижения у твоего бизнеса и у тебя нет прогноза доходности, которую ты обещаешь инвестору – как инвестор сможет доверять тебе?
Моим самым большим страхом всегда было то, что я вдруг приму на работу кого-то, кто захочет строить в моей компании собственную империю. Если кто-то из потенциальных сотрудников, говоря о командировках, требует первого класса в самолете или личного секретаря, – беги от таких подальше! Или если кто-то из твоих сотрудников брезгует обзванивать клиентов – и от них тоже беги! Такие люди испортят твою компанию.
Наконец, никогда не нанимай PR-агентство. Это агентство будет обзванивать те журналы, которые ты и без них уже читаешь, они будут ходить на те же выставки и конференции, на которые ты и так уже ходишь, они будут писать для сайтов, которые у тебя уже в закладках. А ведь ты можешь все это делать сам.
А теперь проверим, насколько внимательно ты меня слушал. Я подарю свой iPad тому, кто услышал в моем выступлении странности. (Пауза, шум в зале, замешательство). Кто? (Пауза). Сидите, уткнувшись в свои гаджеты. Тогда предлагаю прочесть потом стенограмму и убедиться, что почти все мои рекомендации противоречат друг другу и часто взаимно исключают друг друга. (Шум в зале). Для пущего эффекта можно даже переставить в стенограмме куски так, чтобы противоречия аккуратно следовали друг за другом. (Шум в зале усиливается, раздаются возмущенные голоса, смех).
Ты спросишь: зачем я полчаса голову морочил? Чтобы ты понял: никаких "золотых правил" у стартапов и вообще в бизнесе нет и быть не может. Все бизнесы разные, существуют в разном окружении, находятся в разных ситуациях и ставят разные цели. Как и все человеческие жизни разные. То, что хорошо одному – смерть другому. Тебе каждый раз нужно решать проблемы твоего бизнеса заново. Любая компания и через 20 или 30 лет после создания остается стартапом. Никакая книга или лекция в мире не может заменить собственную голову, поэтому и мне, и тебе безразлично, слушал ты меня или нет.
Если ты не читаешь, не ездишь по конференциям, не изучаешь опыт других стартапов, не варишься в инвестиционных тусовках – ты никогда не будешь знать, как правильно развивать свой собственный стартап. Твой стартап обречен, ни один инвестор тебе не доверится.
А теперь снова встаньте. Повернитесь к сидящим сбоку соседям. Поздоровайтесь, обменяйтесь визитками…. (На ломаном русском языке) Давай, дасиданя! (Продолжительные аплодисменты)".
Г-н Рессиз де Скварка,
Неуправляемый партнер венчурного фонда Charka&Skwarka Venture Capital, бизнес-гуру из Торфяной долины
Синхронный перевод выступления на конференции стартапов "Большая халява-2013", г. Нью-Полоцк
"Здравствуйте, дорогие стартаперы!
Вы знаете, я вчера, торопясь на эту конференцию, проезжал по пути в аэропорт мимо Нью-Йоркской фондовой биржи и заметил, что здание заволокло туманом. Подумал: вот так же и в вашей далекой богом забытой стране правда об инвестициях тоже пока окутана туманом. Сейчас за двадцать минут мне предстоит этот туман развеять вот этими руками (разводит руками. Смех в зале, аплодисменты).
А теперь встаньте. Да-да, встаньте со своих кресел и повернитесь к сзади сидящим. Что, к некоторым тоже задом повернулись? Ничего, ничего, в бизнесе и так бывает. Поздоровайтесь, обменяйтесь визитками…. Во-о-от! Контакты в бизнесе – это всё! Прошу всех сесть.
Господа стартаперы! Обратимся к цифрам. Стартапы – дело рискованное, а инвестиции в них – тем более. Как известно, лишь 9,8765% стартапов добиваются окупаемости инвестиций и только 0,12345% стартапов за период с 1992 по 2012 годы стали всемирно известными. В кризис 2001 года в США закрылись около 8,90 тыс. интернет-стартапов.
За свою жизнь я открыл 250 стартапов. На основании своего опыта я представлю тебе сейчас серию правил для стартаперов, как стать успешным и покорить сердца инвесторов.
Во-первых, не начинай бизнес, если то, чем ты намерен заниматься, не сводит тебя с ума и не является твоей единственной страстью и любовью. Если у тебя есть план выхода из бизнеса, то ты безразличен к своему стартапу.
Не гоняйся за быстрыми деньгами: если твоя идея правильна, проект скоро начнет приносить деньги.
Нанимай тех, кого считаешь компетентней себя, и не думай по наивности, что их главная цель – проработать с тобой бок о бок всю оставшуюся жизнь. Их цель – заработать побольше денег, как и твоя. Поэтому им нужно хорошо платить.
Не трать время на разработку подробных планов. Нет смысла вообще что-то тщательно планировать, подсчитывая доходность для инвестора. Никакой опытный инвестор тебе не поверит. Он отлично понимает, что все твои прогнозы и цифры можно будет выкинуть в корзину уже через три месяца после старта.
Не начинай бизнес, если у тебя нет планов по выходу из него и не очевидна перспектива монетизации.
Нанимай на работу только тех людей, о которых ты можешь с уверенностью сказать, что им понравится работать в этом стартапе. Преданность стартапу, решительность и воля к достижению цели важнее образования и опыта.
Создай людям не обязательно богатые, но хорошие условия для труда. Должны быть круглосуточно доступны горячие напитки и закуски, чтобы на питание не терялось драгоценное время. Мебель должна быть удобной, а на каждого сотрудника должно приходиться не меньше 70 кв.футов.
Те, для кого главная цель стартапа – как можно скорее, еще тогда, когда твой продукт совершенно сырой и негодный, получить первую выручку, заранее обречены на поражение.
Не пытайся стать "всем для всех". Создай новую нишу на рынке, которую до тебя не было, или пытайся занять быстро растущую нишу. Не замахивайся на весь мир.
Рост продаж – ключ к успеху. Будь абсолютно уверен в том, что твоя компания сможет заработать деньги, и знай, как она сможет это сделать.
Найди свою "фишку". Используй свои уникальные качества и опыт и фокусируйся исключительно на них.
Проект, который ты сделал, важнее умения красиво убеждать. Многие молодые гении, добившиеся успехов в бизнесе – некоммуникабельные шизоиды, не способные снять трубку, чтобы позвонить клиенту или инвестору, а не то чтобы уговорить его что-то купить.
Хорошо плати тем, кто будет логичным дополнением и помощником тебе и твоим уникальным качествам. Нанимай лучших.
Другим членам твоей команды, у которых нет того самого уникального опыта в сфере деятельности твоего стартапа, должно нравиться работать с тобой. Им можно не платить высоких зарплат.
Не рассказывай всем коллегам, какова конечная цель твоего стартапа, пока не выйдешь на рынок с готовым продуктом, или даже позже. В любом коллективе существуют те, кто похвастается этим в социальных сетях или от щедрой души расскажет где-то на собеседовании. Крупный бизнес может одной левой скопировать твою идею и вставить ее в свои товары или услуги. И тогда ты погиб. Коммерческая тайна важна для внезапности рыночного удара.
Пиар чрезвычайно важен для успеха стартапа. Например, успех Google предопределило то, что один из опытных инвесторов выделил 50 миллионов долларов на широкую PR-кампанию. В результате все журналисты мира вдруг, как по команде, стали писать о Google и создали из него и его создателей легенду, на которую "клюнули" и пользователи, и инвесторы. Примерно то же случилось и с Facebook, о котором даже сняли фильм.
Нет смысла что-то делать для локальных рынков, потому что на них мало денег. Мысли глобально и создавай глобальные проекты для миллионов. Только миллионы и миллионы пользователей могут сделать тебя миллионером, и только такой стартап будет интересен инвестору.
(Вопрос из зала. Не слышно). О какой эспрессо-машине вы говорите? Смеетесь, что ли? Кофе – для богатых. Пейте то, что дешевле. И ортопедические кресла купите, когда разбогатеете. Все лучшие товары и услуги, сделавшие их авторов мультимиллиардерами из ТОП-10 Forbes, были созданы в переоборудованных гаражах или общежитиях.
Продолжаю. Шум – враг работы. Известно, что для вхождения в проблему специалисту требуется 20 минут времени, когда его не прерывают. Чтобы никто не мог создавать шум, Майкрософт выделяет каждому разработчику небольшой персональный кабинет с плотно закрывающейся дверью.
На обед ходи только ради того, чтобы хоть на пару минут выйти из офиса. В сутках 24 часа, но если люди любят свою работу, они всегда найдут способ использовать эти 24 часа по полной.
Скажи кабинету: "Нет!"! Открытые офисные пространства держат всех в одном информационном поле и на одной энергетической волне. Все должны знать всё. Если кому-то нужна приватность, то покажи ей или ему, как закрывать на защелку дверь в общем туалете (Смех в зале). В стартапе нет ничего приватного. Это, кстати, очень хорошая причина, почему в стартапы не идут работать бывшие гендиректора и другие большие шишки.
Тщательно планируй. Детальное планирование – залог успеха любого бизнеса, и если ты не знаешь, что будешь делать через год или два, какие будут достижения у твоего бизнеса и у тебя нет прогноза доходности, которую ты обещаешь инвестору – как инвестор сможет доверять тебе?
Моим самым большим страхом всегда было то, что я вдруг приму на работу кого-то, кто захочет строить в моей компании собственную империю. Если кто-то из потенциальных сотрудников, говоря о командировках, требует первого класса в самолете или личного секретаря, – беги от таких подальше! Или если кто-то из твоих сотрудников брезгует обзванивать клиентов – и от них тоже беги! Такие люди испортят твою компанию.
Наконец, никогда не нанимай PR-агентство. Это агентство будет обзванивать те журналы, которые ты и без них уже читаешь, они будут ходить на те же выставки и конференции, на которые ты и так уже ходишь, они будут писать для сайтов, которые у тебя уже в закладках. А ведь ты можешь все это делать сам.
А теперь проверим, насколько внимательно ты меня слушал. Я подарю свой iPad тому, кто услышал в моем выступлении странности. (Пауза, шум в зале, замешательство). Кто? (Пауза). Сидите, уткнувшись в свои гаджеты. Тогда предлагаю прочесть потом стенограмму и убедиться, что почти все мои рекомендации противоречат друг другу и часто взаимно исключают друг друга. (Шум в зале). Для пущего эффекта можно даже переставить в стенограмме куски так, чтобы противоречия аккуратно следовали друг за другом. (Шум в зале усиливается, раздаются возмущенные голоса, смех).
Ты спросишь: зачем я полчаса голову морочил? Чтобы ты понял: никаких "золотых правил" у стартапов и вообще в бизнесе нет и быть не может. Все бизнесы разные, существуют в разном окружении, находятся в разных ситуациях и ставят разные цели. Как и все человеческие жизни разные. То, что хорошо одному – смерть другому. Тебе каждый раз нужно решать проблемы твоего бизнеса заново. Любая компания и через 20 или 30 лет после создания остается стартапом. Никакая книга или лекция в мире не может заменить собственную голову, поэтому и мне, и тебе безразлично, слушал ты меня или нет.
Если ты не читаешь, не ездишь по конференциям, не изучаешь опыт других стартапов, не варишься в инвестиционных тусовках – ты никогда не будешь знать, как правильно развивать свой собственный стартап. Твой стартап обречен, ни один инвестор тебе не доверится.
А теперь снова встаньте. Повернитесь к сидящим сбоку соседям. Поздоровайтесь, обменяйтесь визитками…. (На ломаном русском языке) Давай, дасиданя! (Продолжительные аплодисменты)".