От YouTube и LiveJournal требуют удалить личные данные россиян
16 июля на сайте Роскомнадзора появилась очередная скучная, на первый взгляд, новость с длинным заголовком: «Роскомнадзор направил шести иностранным регистраторам доменных имен требования о прекращении незаконного распространения персональных данных российских граждан».
Внутри заметки все тоже было довольно невинно, за исключением одного: под раздачу вместе с явно сомнительными ресурсами попали YouTube и LiveJournal, пишет Lenta.ru.
Переживать за персональные данные россиян Роскомнадзору велит ФЗ-152 «О персональных данных». Положение о самой федеральной службе и пункт 5.1 статьи 23 ФЗ-152 предписывают ведомству работать за границей, и, судя по отчетам, Роскомнадзор эту задачу не оставляет без внимания.
В октябре 2011 года замглавы Роскомнадзора Роман Шередин на встрече российского ведомства с представителями органов по защите персональных данных еще 15 стран отмечал, что «наиболее актуальным» является вопрос нарушения прав россиян сайтами в доменах .com, .org, .net и других, расположенных за пределами России. Ведомство пытается бороться с размещением персональных данных граждан кардинальным способом: обращается к регистраторам доменных имен с требованием прекратить работу домена-нарушителя.
За три с половиной года ведомство добилось прекращения делегирования 17 зарубежных доменов. Еще пять ресурсов, получив предупреждение, самостоятельно удалили спорные данные. В России, если судить по еще одному перечню, Роскомнадзор смог победить 52 сайта, из них 25 через суд.
Впрочем, рядовому интернет-пользователю все эти отчеты и сообщения ведомства вряд ли были интересны.
Но 16 июля случилось неожиданное: в очередной перечень сомнительных ресурсов попали YouTube и LiveJournal.
В целом та заметка выглядела очень нескладной: в заголовке речь идет о шести регистраторах доменных имен, в тексте — о пяти американских компаниях и одном регистраторе с Багамских островов, а в соответствующей таблице указаны три регистратора (один дважды) и две компании (YouTube, LLC и LiveJournal, LLC).
Роскомнадзор сообщал, что направил всем шести (пяти) компаниям «требования о прекращении делегирования прав на использование доменных имен или удалении незаконной информации».
Из заметки можно было только догадаться, что вряд ли ведомство будет просить YouTube или LiveJournal лишить себя самих доменов, и речь в этом случае идет только о требовании удалить незаконные материалы.
Нелогичным выглядело и решение Роскомнадзора обратиться в американские офисы компаний, минуя российские представительства. В LiveJournal Russia признались, что узнали о претензиях от журналистов, которые кинулись уточнять, чем же сервис не угодил российским властям. Ничего о запросе не знали и в российском представительстве Google — компании, которой принадлежит YouTube.
В довершение ведомство сообщило, что обратилось в российский МИД, попросив его оказать содействие «по дипломатическим каналам» в прекращении опубликования персональных данных граждан.
Все эти странности в совокупности привели, например, писателя Андрея Мальгина к неутешительному прогнозу: «после еще одного предупреждения Ютьюбу и Живому Журналу деятельность данных ресурсов на территории России будет заблокирована». Он «вообще не сомневается», что под предлогом «обнародования личных данных россиян» к осени российские власти закроют в стране доступ к ряду ресурсов, включая YouTube, LiveJournal и Twitter.
Такой же прогноз дал сценарист Олег Козырев, который вдобавок предположил, что «речь идет о списке Магнитского« (неясно, имел ли он в виду публикацию личных данных россиян, вошедших в этот список, или «ассиметричный» ответ российских властей на одобрение документа комитетом Сената). Тут еще можно вспомнить, что совсем недавно и «Живой Журнал», и Google выступили против скандального законопроекта о создании реестра запрещенных сайтов, в итоге принятого Госдумой.
Резонанс вышел такой, что на следующий день Роскомнадзору «в связи с повышенным интересом СМИ» пришлось родить еще одну заметку, в которой он попытался ответить на повисшие в воздухе вопросы.
Причиной обращений ведомства становятся личные жалобы россиян, чьи персональные данные незаконно были опубликованы в cети, объясняет Роскомнадзор. Служба проверяет эти сообщения и направляет запросы либо уполномоченным органам других стран, либо, если таких органов нет, напрямую интернет-регистраторам.
К YouTube и LiveJournal, подчеркивает ведомство, направлялись только запросы на удаление незаконно размещенных персональных данных. Дополнительные оповещения Роскомнадзор по электронной почте отправил и в российские офисы компаний, говорится в заметке. Однако уже после появления новости на сайте ведомства в «Живом Журнале» отметили, что никакого письма они все еще не видели. Накануне ночью глава LiveJournal Russia Илья Дронов, говоря о том, что в американский офис компании все еще ничего не поступило, пошутил: «Надеюсь у Роскомнадзора хватило ума в современный век отправить свои требования не на твердом носителе, а по электронной почте».
«С некоторыми компаниями Роскомнадзор находит взаимопонимание и использует упрощенные процедуры взаимного оповещения и удовлетворения законных требований российских граждан», — продолжает Роскомнадзор в новой заметке, но не объясняет, почему не воспользовался стандартными механизмами ЖЖ и YouTube, позволяющими жаловаться на незаконный контент. Представители обоих сервисов подчеркивали, что их правила предусматривают блокирование или удаление материалов, раскрывающих личные данные людей без согласия последних.
В конце сообщения федеральная служба жалуется, что некоторые зарубежные интернет-регистраторы отказываются удалять незаконные материалы без судебного решения. А обращаться в суд Роскомнадзор может только по поводу российских компаний. В связи с этим ведомство в прошлом году предложило закрепить в законодательстве свое право жаловаться на зарубежные ресурсы российским судам.
Эта инициатива пока не была претворена в жизнь, но, судя по последним веяниям, у Роскомнадзора есть все шансы заполучить новые полномочия в борьбе за спокойствие россиян. В конце концов, судебное решение в отчетной папочке смотрится куда весомее, чем обращение (пусть и успешное) в службу поддержки законопослушного ресурса.