Планшетный рынок Беларуси ушел в тень
17.02.2012 08:58
—
Новости Hi-Tech
Популярность планшетных компьютеров в Беларуси будет только расти. Эксперты не ожидают, что в обозримом будущем мода на них пройдет, однако большая часть этого рынка находится в "серой" зоне. Оценки серого импорта планшетов в Беларусь разнятся. Так, telecom-менеджер представительства Samsung в Беларуси Алексей ДМИТРУК считает, что доля серого рынка может составлять порядка 45%. "На сегодняшний день в Беларуси планшеты только в начале своего пути. Точно определить объем рынка в штуках сложно, так как значительная его часть – это черный и серый рынки, которые занимают около 45%", – заявил он "Ежедневнику". Еще более скептично к объемам серого рынка Беларуси относится исполнительный директор Prestigio в странах Европы и СНГ Юрий АНТОШКИН. "Самый популярный в мире планшет – Apple iPad обоих поколений – не представлен в Беларуси официально. Более того, планшеты многих других брендов также завозятся без сертификации. Это дает основания предполагать, что серый импорт может занимать порядка 60–70% от всего рынка планшетов", – пояснил он в ответ на наш вопрос.
Правда, и белый рынок оценить достаточно проблематично, так как устройства этого класса законодательством относятся к портативным компьютерам, куда входят еще ноутбуки и нетбуки. "К сожалению, не существует авторитетных или экспертных данных по рынку планшетных ПК в Беларуси. Поэтому приходится опираться на открытые источники, статистика которых может оказаться не совсем верной. По данным источников, общий рынок портативных компьютеров в Беларуси составляет порядка 150 тысяч единиц. Но подавляющая часть продаж (более 90%) в этом сегменте приходится на ноутбуки. Оставшаяся часть – это постепенно теряющие популярность нетбуки, а потом уже планшеты. Исходя из этих данных, можно предполагать, что рынок планшетов в Беларуси составляет не более 2–3% от всех продаж в сегменте", – сообщил Антошкин. Что в продаже?
Если говорить о белом рынке и о тенденциях спроса на нем, то эксперты сегментируют его по ценовым категориям. В нижнем ценовом сегменте популярна продукция китайских производителей (Huawei, ZTE). В среднем и верхнем сегментах лидерами продаж являются планшеты Apple и Samsung. Пользуется спросом и продукция других производителей: ViewSonic, Acer, Asus, HTC. Что покупают белорусы?
По заверениям Юрия Антошкина, сейчас белорусы предпочитают бюджетные модели планшетов. Самой распространенной платформой, на которой они работают, является Android. "Если рассматривать планшеты на базе операционной системы Android, то более популярны бюджетные, доступные для массового пользователя решения. Как раз того плана, которые предлагает Prestigio", – сообщает Антошкин. Впрочем, находят своего покупателя и дорогие модели. "Если говорить о ценовых тенденциях в Беларуси, то планшет, как вы понимаете, не предмет первой необходимости. Как показывает практика, его покупают как второе-третье дополнительное устройство, и в данном случае высоким спросом часто пользуются либо самые дорогие – топовые – решения, либо самые бюджетные. Причем спрос на дорогие модели довольно высокий: в общем объеме продаж планшетов Samsung они имеют долю в 35%. Что касается особенностей спроса в Беларуси, в начале года планшеты являлись новинкой, потребитель пытался понять, для чего предназначено это устройство. Часто приобретение планшета преследовало имиджевые цели. Затем с выходом на рынок новых и новых моделей цена на планшеты стала снижаться, и в четвертом квартале 2011 года наблюдался ощутимый рост продаж устройств. Так, Samsung продал в конце года почти половину всего объема планшетов за весь год", – рассказал Дмитрук. Под дорогими моделями в данном случае понимаются устройства с большим экраном, 3G-модулем, расширенным объемом встроенной памяти (до 64 Gb). Правда, такие модели чаще всего востребованы у пользователей, которые уже имеют опыт использования планшетов. "Те же, кто покупает устройства впервые, часто в большей степени ориентируются на цену", – уточняет Дмитрук. Прогнозы-2012
Будущее планшетов в Беларуси игроками рынка видится весьма оптимистичным. По крайней мере, сейчас нет предпосылок к тому, чтобы популярность данного продукта начала падать. Скорее в сегменте портативных компьютеров произойдут некоторые структурные изменения в пользу планшетов. Так, продолжится падение интереса к модным некогда нетбукам, которые теперь вытесняют планшеты. "Без сомнения, рынок планшетов будет серьезно развиваться, в том числе и в Беларуси. К этому есть все предпосылки. Бурный рост популярности данных устройств связан с глубоким проникновением интернета в нашу жизнь. Мы ожидаем, что в скором времени планшет как устройство станет обязательным атрибутом, необходимым современному человеку. Ноутбук – для работы, смартфон – чтобы быть на связи и получать срочную информацию, планшет – для быстрого доступа к почте, интернету, путешествий и развлечений. В целом можно спрогнозировать, что цена на планшеты в Беларуси будет снижаться, как и во всем мире, а спрос будет расти", – считает Дмитрук. Не прогнозируют спада популярности планшетов в наступившем году и в Prestigio. "В 2012 году примером на рынке снова может стать Apple. Не за горами выход iPad 3, кроме того, Apple пытается внедрить "айпады" в образовательный сегмент. Конкурирующие бренды будут равняться на успешный пример и постараются улучшить свои продукты. Если говорить отдельно о рынке Беларуси, то, вероятно, планшеты по продажам могут обогнать пока еще популярные нетбуки. Не секрет, что белорусский рынок отстает от российского на несколько лет. А в России планшеты пришли на смену именно нетбукам", – заключил Антошкин.
Правда, и белый рынок оценить достаточно проблематично, так как устройства этого класса законодательством относятся к портативным компьютерам, куда входят еще ноутбуки и нетбуки. "К сожалению, не существует авторитетных или экспертных данных по рынку планшетных ПК в Беларуси. Поэтому приходится опираться на открытые источники, статистика которых может оказаться не совсем верной. По данным источников, общий рынок портативных компьютеров в Беларуси составляет порядка 150 тысяч единиц. Но подавляющая часть продаж (более 90%) в этом сегменте приходится на ноутбуки. Оставшаяся часть – это постепенно теряющие популярность нетбуки, а потом уже планшеты. Исходя из этих данных, можно предполагать, что рынок планшетов в Беларуси составляет не более 2–3% от всех продаж в сегменте", – сообщил Антошкин. Что в продаже?
Если говорить о белом рынке и о тенденциях спроса на нем, то эксперты сегментируют его по ценовым категориям. В нижнем ценовом сегменте популярна продукция китайских производителей (Huawei, ZTE). В среднем и верхнем сегментах лидерами продаж являются планшеты Apple и Samsung. Пользуется спросом и продукция других производителей: ViewSonic, Acer, Asus, HTC. Что покупают белорусы?
По заверениям Юрия Антошкина, сейчас белорусы предпочитают бюджетные модели планшетов. Самой распространенной платформой, на которой они работают, является Android. "Если рассматривать планшеты на базе операционной системы Android, то более популярны бюджетные, доступные для массового пользователя решения. Как раз того плана, которые предлагает Prestigio", – сообщает Антошкин. Впрочем, находят своего покупателя и дорогие модели. "Если говорить о ценовых тенденциях в Беларуси, то планшет, как вы понимаете, не предмет первой необходимости. Как показывает практика, его покупают как второе-третье дополнительное устройство, и в данном случае высоким спросом часто пользуются либо самые дорогие – топовые – решения, либо самые бюджетные. Причем спрос на дорогие модели довольно высокий: в общем объеме продаж планшетов Samsung они имеют долю в 35%. Что касается особенностей спроса в Беларуси, в начале года планшеты являлись новинкой, потребитель пытался понять, для чего предназначено это устройство. Часто приобретение планшета преследовало имиджевые цели. Затем с выходом на рынок новых и новых моделей цена на планшеты стала снижаться, и в четвертом квартале 2011 года наблюдался ощутимый рост продаж устройств. Так, Samsung продал в конце года почти половину всего объема планшетов за весь год", – рассказал Дмитрук. Под дорогими моделями в данном случае понимаются устройства с большим экраном, 3G-модулем, расширенным объемом встроенной памяти (до 64 Gb). Правда, такие модели чаще всего востребованы у пользователей, которые уже имеют опыт использования планшетов. "Те же, кто покупает устройства впервые, часто в большей степени ориентируются на цену", – уточняет Дмитрук. Прогнозы-2012
Будущее планшетов в Беларуси игроками рынка видится весьма оптимистичным. По крайней мере, сейчас нет предпосылок к тому, чтобы популярность данного продукта начала падать. Скорее в сегменте портативных компьютеров произойдут некоторые структурные изменения в пользу планшетов. Так, продолжится падение интереса к модным некогда нетбукам, которые теперь вытесняют планшеты. "Без сомнения, рынок планшетов будет серьезно развиваться, в том числе и в Беларуси. К этому есть все предпосылки. Бурный рост популярности данных устройств связан с глубоким проникновением интернета в нашу жизнь. Мы ожидаем, что в скором времени планшет как устройство станет обязательным атрибутом, необходимым современному человеку. Ноутбук – для работы, смартфон – чтобы быть на связи и получать срочную информацию, планшет – для быстрого доступа к почте, интернету, путешествий и развлечений. В целом можно спрогнозировать, что цена на планшеты в Беларуси будет снижаться, как и во всем мире, а спрос будет расти", – считает Дмитрук. Не прогнозируют спада популярности планшетов в наступившем году и в Prestigio. "В 2012 году примером на рынке снова может стать Apple. Не за горами выход iPad 3, кроме того, Apple пытается внедрить "айпады" в образовательный сегмент. Конкурирующие бренды будут равняться на успешный пример и постараются улучшить свои продукты. Если говорить отдельно о рынке Беларуси, то, вероятно, планшеты по продажам могут обогнать пока еще популярные нетбуки. Не секрет, что белорусский рынок отстает от российского на несколько лет. А в России планшеты пришли на смену именно нетбукам", – заключил Антошкин.