«Яндекс» отправился на Босфор
«Мы впервые запустили «Яндекс» в стране, где вообще не говорят по-русски, говорит гендиректор компании Аркадий Волож. Основной рынок для «Яндекса» — Россия, где доля его поиска — около 63%, по данным Liveinternet. Также «Яндекс» активно работает в странах СНГ — на Украине, в Беларуси и Казахстане, пишет «Ведомости». Следующим этапом экспансии за пределы пункта была выбрана Турция, поскольку это страна, где хорошо развит интернет, число пользователей быстро растет, а также в сети есть много контента на местном языке, объясняет Волож. По данным Internet Word Stats, число пользователей интернета в Турции — 35 млн человек, это 45% всего населения. В России, по данным фонда «Общественное мнение», интернетом пользуется около 40% населения. Объем турецкого рынка интернет-рекламы в 2010 году составил, по разным оценкам, от 250 млн до 360 млн. долларов.
«Для нас выход в Турцию — это большой эксперимент, — говорит Волож. — В наших бизнес-планах даже пока нет никакой бизнес-модели, мы учимся на Турции. Для того чтобы начать продавать рекламу, необходимо не менее 10-20% рынка поиска в стране. Спрогнозировать, какова будет наша доля, я не могу. Но обычно, когда на рынке один игрок, у него доля 90-95%, если два или три игрока, то разделение 60%, 30%, 10%. Поскольку наш продукт как минимум не хуже, чем у конкурента (Google), я думаю, мы можем претендовать на несколько десятков процентов в Турции. Получим ли мы эту долю или станем первым игроком, станет понятно в течение года».
Кроме того, для зарубежной экспансии «Яндекс» выбирает страны, где у него есть возможность занять существенную долю рынка, став в стране вторым игроком, рассказывали ранее источники, знакомые с планами компании. По данным Comscore за июль 2011 г., в Турции 99% рынка поиска занимает Google. Google является первым по популярности сайтом в этой стране, на втором месте — социальная сеть Facebook. «Несмотря на хорошие позиции Google в Турции, местное правительство пытается притормозить его экспансию, говорится в последнем отчете по «Яндексу» от Bank of America. В частности, с мая 2008 г. в стране заблокирован видеохостинг YouTube, принадлежащий Google. Кроме того, власти давят на Google при помощи налоговых инструментов, отмечают аналитики банка. «Яндекс», по их мнению, мог бы воспользоваться этой ситуацией, чтобы завоевать этот рынок. Следующим после Турции объектом экспансии «Яндекса» может стать Польша, отмечается в отчете Bank of America.
Турецкие пользователи получат не весь набор сервисов «Яндекса». Пока это поиск по веб-страницам, картинкам, новостям и видеороликам. Поиск учитывает морфологию турецкого языка, умеет исправлять ошибки и работать с синонимами. По словам Воложа, «Яндекс» не просто локализовал свои сервисы для турецких пользователей, а сделал совершенно новый продукт. Например, специально для этого рынка была разработана технология хранения документов на разных языках