Замдиректора НИРУП "ИППС": важно перевести курс на информатизацию общества с социальным эффектом
28.09.2010 10:45
—
Новости Hi-Tech
Сегодня в гостях у IT.TUT.BY – Сергей Шавров, заместитель директора НИРУП "Институт прикладных программных систем", кандидат технических наук, член бюро рабочей группы по земельному администрированию Европейской экономической комиссии ООН. Сергей Алексеевич ранее возглавлял ГУП "Национальное кадастровое агентство", с недавних пор он помогает информатизировать страну на своей должности в "Институте прикладных программных систем" (ИППС).
Что же мешает Беларуси внедрить e-Правительства? Когда белорусы получат единый и актуальный список всех государственных электронных услуг? Так ли нужны государству и людям все те реестры, которые ведет "ИППС"? Все эти вопросы мы не преминули задать Сергею Шаврову.
– Сергей Алексеевич, чем занимается ваш институт?
– Институт входит в структуру Министерства связи и информатизации. В его работе можно выделить три основных направления. Первое – это развитие или создание больших государственных информационных систем для государственных органов. Это система для Министерства юстиции – Единый государственный регистр юридических лиц и предпринимателей, информационные системы для Министерства по налогам и сборам, для Фонда социальной защиты, для Департамента по ценным бумагам Минфина и др. Все это делается на основе продуктов Oracle для систем управления базами данных.
Вторая большая и, я думаю, самая перспективная область деятельности института – это общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС). Фактически, это ядро инфраструктуры электронного правительства Беларуси.
Третье направление связано с двумя административными процедурами: государственной регистрацией информационных ресурсов и государственной регистрацией информационных систем. Министерство связи определило институт оператором этих двух систем.
Таким образом, мы занимаемся тремя направлениями: "большие системы", общегосударственная автоматизированная информационная система и [выступаем в качестве] оператора двух регистров.
Скачать видео TUT >>>
– Какие интернет-услуги могут упростить взаимодействие человека с государством? Система ОАИС уже работает. Какие услуги через нее может получить простой пользователь?
– Зачем вообще нужны информационные технологии гражданам сегодня? Если предыдущий период был направлен на автоматизацию производства, то сегодня техника и развитие общества достигло такого уровня, что услуги могут получать граждане и бизнес, и эти услуги должны быть намного быстрее, намного дешевле, чем те услуги, которые мы привыкли получать от государства.
При этом люди не должны знать об устройстве государства, они должны знать о своих жизненных событиях: вот у него брак, вот организация бизнеса, вот у него имущественные отношения – он должен получить доступ к услугам государства и решить свои жизненные проблемы. И это необязательно может быть в интернете, потому что часть услуг можно получать через другие корпоративные сети – интранет. Кстати, интернет и интранет можно рассматривать как основу дальнейшего развития информационного общества, при котором граждане и бизнес могут получить доступ к государственным услугам, не выходя из комнаты.
– Какие решения уже внедрены? Я знаю, что в отдельные поликлиники можно записаться на прием, записаться на регистрацию брака через интернет. Есть еще небольшое количество услуг, которые упрощают жизнь. Но все знают, что даже если в госоргане вас обслужат очень быстро, придется все-таки узнать, куда надо идти, постараться выбраться туда в свое рабочее время, отстоять очередь, пусть даже небольшую, – все это время, затраты, усилия. Совсем другое дело – ввести в своем браузере адрес, и через сайт получить какие-то услуги. Какие услуги сейчас работают и какие планируются к введению в ближайшем будущем?
– Хочу сказать про два документа. Первый документ – это постановление правительства N1174 от 9 августа 2010 года. Этим решением правительства одобрена стратегия развития информационного общества, и разделом там является создание электронного правительства. То есть, стратегия только одобрена: это значит, что мы находимся в самом начале пути.
Кроме того, есть поручение президента Беларуси, отраженное в протоколе №13 от 21 мая 2010, которым предусматривается создание "единой точки входа во все государственные услуги через интернет". Эта единая точка входа в поручении называется Единым порталом государственных электронных услуг для граждан и организаций. Аналоги в мире уже есть: например, сайт gosuslugi.ru, egov.kz. Но, я думаю, мы должны сделать лучше, потому что мы немного запоздали, есть что подсмотреть и научиться на ошибках.
Получается, основа только что создана. При этом сегодня нельзя сказать, что услуги не предоставляются. Вы сами сказали: можно записаться к врачу, можно записаться в загс, можно получить сведения о кадастровой стоимости земельного участка – анонимно и бесплатно, кстати. И в чем проблема? Проблема в том, что этого мало! Еще одна проблема заключается в том, что все эти услуги – не административные процедуры, то есть документ вы не получаете. Проблема развития этой индустрии государственных электронных услуг: [нужно] чтобы вы либо получили электронный документ, либо получили внешнюю копию электронного документа, и как можно проще.
Это ответ на ваш вопрос: кое-что есть, хоть и мало, но есть документ, по которому все это должно получить развитие.
– Когда?
– Сама программа направлена на следующую пятилетку. Реализация поручения Президента начнется в этом году и продолжится в следующем.
Наш институт и Министерство связи делают определенные попытки решить или сделать хотя бы один пилотный проект в этом году, чтобы хоть одна административная процедура (вообще их планируется десять) реализовывалась не в сроки, которые установлены для бумажных технологий, то есть за 7-10 дней, а за 20-40 секунд. При этом человек должен получить и электронный документ, и его внешнюю копию, чтобы показать эту выписку для решения вопроса, например, о выделении земельного участка.
Пилотный проект мы уже делаем, в перспективе планируется целая программа в Беларуси. Мы сами заинтересованы всячески ускорить этот момент: мы чувствуем, что чем лучше и быстрее мы это сделаем, тем больше к нам будет интерес.
– О каких десяти услугах вы говорили?
– Об услугах ничего не скажу. Скажу лишь только, что лежат они в сфере имущественных отношений.
– Мы знаем о стоящей перед вами задаче к 1 октября реализовать реестр электронных госуслуг, которые мы сейчас пытались перебрать на пальцах. Я так понимаю, что это – предварительный шаг к созданию единого портала госуслуг?
– Это так. Но ведь цель – не сделать портал, а создать услуги! Во-первых, в связи с реестром государственных услуг нужно сказать, что его у нас никогда не было. Это совершенно инновационный проект. Как в любом инновационном проекте, в нем могут быть ошибки, но его надо начать делать как можно быстрее.
Вы – образованный человек, работаете в системе TUT.BY, у вас есть компьютер, и вы более-менее часто просматриваете интернет. А у меня жена, например, этого не умеет делать, и она не будет часами сидеть в интернете и изучать, как получить какую-то услугу. Значит, первая задача – информировать людей. Причем, они должны быть информированы в одной точке, чтобы по сети больше не искать. Это не значит, что точка входа в эту услугу не может находиться на TUT.BY или на другом портале, но они должны получить навигацию.
Кроме того, процедуры и услуги все время меняются. Одни исчезают, вторые появляются, и что, все время перепрограммировать портал? Портал должен управляться этим реестром, машинами – это называется семантическим вебом. Этот регистр должен управлять человеком, с одной стороны, а с другой – машинами. Таким образом, организуется взаимодействие человека, который находит услугу, и машины, которая этой услугой управляет, используя общегосударственную автоматизированную систему.
То есть это получается своеобразная прослойка, некий интерфейс между человеком и машиной, который понимает и человек, и машина. Это целое направление, развитое в рамках программы Европейского союза, которое называется "Антология государственных услуг и семантические вебы". Эти технологии мы хотим внедрить в рамках общегосударственной автоматизированной системы.
Полная текстовая версия интервью – на IT.TUT.BY >>
Что же мешает Беларуси внедрить e-Правительства? Когда белорусы получат единый и актуальный список всех государственных электронных услуг? Так ли нужны государству и людям все те реестры, которые ведет "ИППС"? Все эти вопросы мы не преминули задать Сергею Шаврову.
– Сергей Алексеевич, чем занимается ваш институт?
– Институт входит в структуру Министерства связи и информатизации. В его работе можно выделить три основных направления. Первое – это развитие или создание больших государственных информационных систем для государственных органов. Это система для Министерства юстиции – Единый государственный регистр юридических лиц и предпринимателей, информационные системы для Министерства по налогам и сборам, для Фонда социальной защиты, для Департамента по ценным бумагам Минфина и др. Все это делается на основе продуктов Oracle для систем управления базами данных.
Вторая большая и, я думаю, самая перспективная область деятельности института – это общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС). Фактически, это ядро инфраструктуры электронного правительства Беларуси.
Третье направление связано с двумя административными процедурами: государственной регистрацией информационных ресурсов и государственной регистрацией информационных систем. Министерство связи определило институт оператором этих двух систем.
Таким образом, мы занимаемся тремя направлениями: "большие системы", общегосударственная автоматизированная информационная система и [выступаем в качестве] оператора двух регистров.
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
Скачать видео TUT >>>
– Какие интернет-услуги могут упростить взаимодействие человека с государством? Система ОАИС уже работает. Какие услуги через нее может получить простой пользователь?
– Зачем вообще нужны информационные технологии гражданам сегодня? Если предыдущий период был направлен на автоматизацию производства, то сегодня техника и развитие общества достигло такого уровня, что услуги могут получать граждане и бизнес, и эти услуги должны быть намного быстрее, намного дешевле, чем те услуги, которые мы привыкли получать от государства.
При этом люди не должны знать об устройстве государства, они должны знать о своих жизненных событиях: вот у него брак, вот организация бизнеса, вот у него имущественные отношения – он должен получить доступ к услугам государства и решить свои жизненные проблемы. И это необязательно может быть в интернете, потому что часть услуг можно получать через другие корпоративные сети – интранет. Кстати, интернет и интранет можно рассматривать как основу дальнейшего развития информационного общества, при котором граждане и бизнес могут получить доступ к государственным услугам, не выходя из комнаты.
– Какие решения уже внедрены? Я знаю, что в отдельные поликлиники можно записаться на прием, записаться на регистрацию брака через интернет. Есть еще небольшое количество услуг, которые упрощают жизнь. Но все знают, что даже если в госоргане вас обслужат очень быстро, придется все-таки узнать, куда надо идти, постараться выбраться туда в свое рабочее время, отстоять очередь, пусть даже небольшую, – все это время, затраты, усилия. Совсем другое дело – ввести в своем браузере адрес, и через сайт получить какие-то услуги. Какие услуги сейчас работают и какие планируются к введению в ближайшем будущем?
– Хочу сказать про два документа. Первый документ – это постановление правительства N1174 от 9 августа 2010 года. Этим решением правительства одобрена стратегия развития информационного общества, и разделом там является создание электронного правительства. То есть, стратегия только одобрена: это значит, что мы находимся в самом начале пути.
Кроме того, есть поручение президента Беларуси, отраженное в протоколе №13 от 21 мая 2010, которым предусматривается создание "единой точки входа во все государственные услуги через интернет". Эта единая точка входа в поручении называется Единым порталом государственных электронных услуг для граждан и организаций. Аналоги в мире уже есть: например, сайт gosuslugi.ru, egov.kz. Но, я думаю, мы должны сделать лучше, потому что мы немного запоздали, есть что подсмотреть и научиться на ошибках.
Получается, основа только что создана. При этом сегодня нельзя сказать, что услуги не предоставляются. Вы сами сказали: можно записаться к врачу, можно записаться в загс, можно получить сведения о кадастровой стоимости земельного участка – анонимно и бесплатно, кстати. И в чем проблема? Проблема в том, что этого мало! Еще одна проблема заключается в том, что все эти услуги – не административные процедуры, то есть документ вы не получаете. Проблема развития этой индустрии государственных электронных услуг: [нужно] чтобы вы либо получили электронный документ, либо получили внешнюю копию электронного документа, и как можно проще.
Это ответ на ваш вопрос: кое-что есть, хоть и мало, но есть документ, по которому все это должно получить развитие.
– Когда?
– Сама программа направлена на следующую пятилетку. Реализация поручения Президента начнется в этом году и продолжится в следующем.
Наш институт и Министерство связи делают определенные попытки решить или сделать хотя бы один пилотный проект в этом году, чтобы хоть одна административная процедура (вообще их планируется десять) реализовывалась не в сроки, которые установлены для бумажных технологий, то есть за 7-10 дней, а за 20-40 секунд. При этом человек должен получить и электронный документ, и его внешнюю копию, чтобы показать эту выписку для решения вопроса, например, о выделении земельного участка.
Пилотный проект мы уже делаем, в перспективе планируется целая программа в Беларуси. Мы сами заинтересованы всячески ускорить этот момент: мы чувствуем, что чем лучше и быстрее мы это сделаем, тем больше к нам будет интерес.
– О каких десяти услугах вы говорили?
– Об услугах ничего не скажу. Скажу лишь только, что лежат они в сфере имущественных отношений.
– Мы знаем о стоящей перед вами задаче к 1 октября реализовать реестр электронных госуслуг, которые мы сейчас пытались перебрать на пальцах. Я так понимаю, что это – предварительный шаг к созданию единого портала госуслуг?
– Это так. Но ведь цель – не сделать портал, а создать услуги! Во-первых, в связи с реестром государственных услуг нужно сказать, что его у нас никогда не было. Это совершенно инновационный проект. Как в любом инновационном проекте, в нем могут быть ошибки, но его надо начать делать как можно быстрее.
Вы – образованный человек, работаете в системе TUT.BY, у вас есть компьютер, и вы более-менее часто просматриваете интернет. А у меня жена, например, этого не умеет делать, и она не будет часами сидеть в интернете и изучать, как получить какую-то услугу. Значит, первая задача – информировать людей. Причем, они должны быть информированы в одной точке, чтобы по сети больше не искать. Это не значит, что точка входа в эту услугу не может находиться на TUT.BY или на другом портале, но они должны получить навигацию.
Кроме того, процедуры и услуги все время меняются. Одни исчезают, вторые появляются, и что, все время перепрограммировать портал? Портал должен управляться этим реестром, машинами – это называется семантическим вебом. Этот регистр должен управлять человеком, с одной стороны, а с другой – машинами. Таким образом, организуется взаимодействие человека, который находит услугу, и машины, которая этой услугой управляет, используя общегосударственную автоматизированную систему.
То есть это получается своеобразная прослойка, некий интерфейс между человеком и машиной, который понимает и человек, и машина. Это целое направление, развитое в рамках программы Европейского союза, которое называется "Антология государственных услуг и семантические вебы". Эти технологии мы хотим внедрить в рамках общегосударственной автоматизированной системы.
Полная текстовая версия интервью – на IT.TUT.BY >>