Игорь Сукач: приток инвестиций в телекоммуникационную отрасль значительно вырастет
Белорусский телекоммуникационный рынок грозит побить рекорды по скорости роста и инновациям. Буквально за год в нашу республику пришли самые передовые технологии, а провайдеры заговорили о плановой эволюции сетей и тарифных планов. При этом новые виды эволюционных решений могут проклюнуться еще до конца текущего года.
О будущем самой технологичной индустрии в стране, в преддверие юбилея своей компании, рассказал директор ИП «Альтернативная цифровая сеть» (бренды «Атлант Телеком» и «Шпаркi дамавiк») Игорь Сукач.
— Игорь Николаевич, в этом году вы празднуете юбилей – 10 лет со дня основания ИП «Альтернативная цифровая сеть». Десять лет для телекоммуникационной компании – это много или мало?
— Если соотнести время существования компании на рынке с человеческим возрастом, я считаю, нам исполнилось где-то около 25 лет. То есть, компания полна энергии, у нее масса амбиций, она готова к новым свершениям, чего-то уже добилась, научилась, но главное еще впереди.
— То есть, «Атлант Телеком» чувствует себя очень молодо?
— Естественно. Года три назад я бы сказал, что мы отметили совершеннолетие. Сейчас мы стали мудрее не растеряв при этом юношеский задор.
— В 25 лет человек уже чего-то достигает. В чем главное достижение «Атлант Телеком»?
— Вы посмотрите, как динамично в нашей стране развивается интернет. Лет пять-семь назад, когда все было не настолько технологично. Пользователи иногда не знали, что такое широкополосный доступ. А сейчас этим термином оперируют буквально все. В том числе благодаря «Атлант Телеком» Интернет вошел в жизнь практически каждого белоруса. Мы сознательно пропагандировали широкополосный доступ еще до того, как «Белтелеком» вышел на рынок ADSL со своим брендом Byfly. Фактически мы стояли у истоков эволюции Сети. Я считаю это нашим основным достижением.
— Давайте представим, что коммерческих провайдеров в Беларуси не было бы. Как бы развивался рынок?
— Это невозможно себе представить. Давайте представим Беларусь без сотовых операторов. Не получится. Точно так же нет жизни и без провайдеров, компьютеров, телестанций, студий, спутникового вещания и связи. Интернет настолько плотно вошел в наше сознание и жизнь, что без него представить общество, как минимум, очень сложно.
— Есть мнение, что технологии в области передачи данных меняются каждые несколько лет, например раз в пять лет. Как часто пришлось меняться вслед за технологиями вашей компании, чтобы постоянно быть на острие прогресса?
— Мы пришли на рынок, когда существовал только коммутируемый доступ. Впоследствии мы инвестировали средства и усилия в развитие технологии ADSL.
Сейчас ADSL дышат в спину другие технологии. С одной стороны – это беспроводной доступ, с другой – фиксированный. Соответственно начинают меняться провайдеры. Кто-то вооружается беспроводными решениями, кто-то смотрит на оптику и Ethernet. Мы пошли по второму пути, и это уже смена: раз в пять лет так и происходит.
— Могли бы вы назвать сумму или порядок сумм, которые потребовались вам для того, чтобы удержаться на острие прогресса?
— Я бы не хотел оперировать конкретными цифрами, но могу сказать, что все, что мы зарабатываем, мы реинвестируем в себя, привлекаем, в том числе, кредитные ресурсы, и цифры исчисляются миллионами ежегодно. С большой долей вероятности можно предположить, что это порядка десяти миллионов долларов. И это далеко не предел. Я думаю, что в ближайшее время приток инвестиций в телекоммуникационную отрасль значительно вырастет.
— В день рождения принято делать подарки. Получила ли компания подарки от инвесторов?
— Тот факт, что наши акционеры позволяют нам развиваться – это и есть подарок, который мы получаем ежегодно. Даже во время кризиса эта политика не изменилась.
— Сменилась ли цель существования компании за десять лет?
— Изменились технологии и наше понимание своего места на рынке. Если мы раньше позиционировали себя, как столичный оператор, то сегодня мы «закрыли» практически весь Минск и вышли в регионы. Но у нас всегда было и остается достаточно четкое позиционирование себя как фиксированного оператора. Вот оно не изменилось. Для компании очень важно иметь четкий ориентир, к которому она двигается.
— Компания в этом месяце снизила ставки на WiFi, дополнительно включила в пакеты бесплатные ресурсы для Ethernet. Будут ли еще какие-то поздравления и подарки для клиентов и партнеров «Атлант Телеком»?
— Давайте мы сделаем сюрприз абонентам.
— Смотрите ли вы на ближайших соседей? Может быть, «Атлант Телеком» заинтересован в выходе на смежные рынки?
— Я считаю, что в Беларуси нашей компании работы хватит надолго. Мы вышли в областные центры, но наша страна на них не заканчивается. Есть много городов, где наши услуги будут востребованы. Думать о смежных рынках можно и нужно когда ресурс белорусского рынка будет использован максимально.
— Десять лет назад рынок был новым, неизведанным, и многие компании выходили на него с целью заработать много легких денег. Наверное, все мечтали о быстром и простом доходе. Тяжелый ли это хлеб, доходный ли это бизнес, и как за десять лет изменилось это представление?
— Это очень тяжелый, технологичный бизнес, в котором нет, не было, как оказалось, и не будет легких денег. С одной стороны считается, что телекоммуникации достаточно высокодоходны, но сам бизнес подразумевает полную смену платформы хотя бы раз в пять лет. Невозможно развивать телекоммуникации, не развиваясь самому. Наши акционеры не просто так дают нам реинвестировать деньги. Без постоянных вливаний в развитие компания перестанет существовать.
Мне интересно наблюдать за новыми домашними сетями, которые стали появляться, когда возникли пути для их легализации, за тем, с какими мыслями они приходят на этот рынок. Они считают: «Сейчас шапкой закидаем, достаточно легко получим большую отдачу, и будем на Мерседесах ездить». Им кажется, что операторский бизнес достаточно простой. Но на своем опыте говорю, что простого бизнеса из этого никак не получится.
— 10 лет – серьезная дата. Удалось ли компании изменить рынок? Уже несколько лет в республиканском масштабе «Атлант Телеком» – второй провайдер в Беларуси после РУП «Белтелеком». Есть ли шанс стать первыми?
— Мы очень амбициозны, но не настолько. Нас вполне устраивает вторая позиция в республиканском рейтинге, и от нее в дальнейшем отказываться мы не намерены. Хотя ее можно переформулировать в «первый частный» или «первый негосударственный».
— Есть ли предел емкости рынка Беларуси по количеству частных провайдеров?
— В телекоммуникациях очень сложно загадывать. Игроки могут появляться с приходом крупных инвесторов, со сменой технологии – например. Так в Беларуси появляется Yota. Я бы говорил, скорее, о фиксированном доступе как о наиболее стабильной технологии. Я считаю, что основные игроки определены. Да, появятся другие игроки, инвесторы республики о них отнюдь не забывают. Но основные игроки сформировались, и я, безусловно, вижу компанию «Атлант Телеком» среди них сейчас и в будущем.
— Во что превратятся провайдеры через десять-двадцать лет? Может быть, бизнес голосовых услуг, развлекательных, услуг передачи будет сливаться?
— Безусловно, будет. Мы сейчас стоим на этапе конвергенции услуг. Хотя этим словом много кто оперирует, но очень редко понятна суть. Например, кабельные операторы предоставляют доступ в интернет – это обычный пример конвергенции услуг. «Белтелеком» предоставляет доступ к IP-телевидению. На подходе IP-телефония. Это та конвергенция, которая будет и к которой мы готовы. Телекоммуникационные услуги будут консолидироваться.
— В прошлом кризисном году все были уверены, что бизнес провайдеров не сильно пострадает от кризиса, отрасль будет развиваться, расширяться, от услуг связи никто не откажется. Произошло ли расширение?
— Кризис понимается как упадок. В телекоммуникациях спада не было, но и рост был не велик. Чтобы поддержать рост провайдерам пришлось снижать цены. Кризис еще не кончился, этот процесс продолжится, а цены будут падать. Этому много причин. Развитие никто не отменял: есть определенные планы, и чтобы привлечь клиентов, цены будут снижаться.
— Какие технологии станут катализаторами этого роста? Может быть, фиксированные провайдеры обратятся к мобильным технологиям, будут предоставлять, как «Белтелеком», услуги WiMAX?
— Может быть. Все зависит от той стратегии, которую выбрала для себя каждая компания. У нас есть четкая стратегия, когда мы позиционируем себя как фиксированный оператор, и развиваем, в первую очередь, свою сеть фиксированного доступа. Не исключено, что со временем мы тоже мигрируем в какую-то беспроводную технологию, но пока для этого не созданы условия внутри нашей организации. Мы еще не решили главную задачу, связанную с фиксированным доступом.
Технологическим драйвером будет широкополосный доступ. Какой технологией он будет реализован – не суть, но эта технология должна поддерживать конвергенцию услуг. Она обязана дать возможность клиенту передавать данные, общаться с помощью голосовой связи, получить доступ к потокам видео и телевидению по запросу.
— Чего не хватает для создания действительно массового рынка белорусским телекоммуникационным компаниям?
— Контента и услуг. При этом я даже не имею в виду услуги, которые оказывают сами операторы. Следует мыслить широко: например, государственные услуги, когда я могу записаться в очередь к врачу из дома, по интернету – это абсолютно нормальная процедура, но пока еще не в полной мере доступная у нас. Хотя мы постепенно движемся к комплексу таких услуг, не только государственным, но и частным, но это движение пока еще недостаточно быстрое – технологии развиваются быстрее. Задача операторов связи, провайдеров – предоставить транспорт для доставки информации. Задача других компаний, организаций или государственных органов – наполнить информацию особым смыслом, сделать Сеть востребованной как для себя, так и для белорусских граждан.
— Как развивается Ethernet?
— Сейчас комиссия при Минском горисполкоме выдала разрешение на строительство. Я думаю, что мы, конечно, не остановимся на тех районах, в которых сейчас строим. Будет поэтапный ввод, как только мы сдадим один район, в котором нам разрешено строительство, будем просить разрешения и строить следующий район. Это нормальный процесс, и он идет достаточно активно.
— Сейчас много ведется разговоров про пассивную оптику. Что это такое? Насколько она принципиально отличается? Видит ли «Атлант Телеком» в ней какое-то будущее?
— Пассивная оптика – это тоже Ethernet, одна из его разновидностей, которая позволяет не устанавливать в домах активное оборудование. В этом ее преимущество, потому что расходы меньше. Но в этом случае уже клиенту нужно установить у себя оборудование. То есть, оборудование есть, но на стороне клиента. Тут уже каждый оператор выбирает, что удобнее. Мы посчитали, что корректнее такое оборудование устанавливать на стороне оператора, что мы и делаем.
— Буквально недавно Андрей Соборов, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, обмолвился о том, что к концу года «Белтелеком» не будет предлагать пользователям планов с тарификацией – везде будут анлимы. Как «Атлант Телеком» будет отвечать? Ощущаете ли вы, что пользователи перестали покупать анлимы только для того, чтобы выкачивать полностью 30-40 гигабайт, а используют их разумно?
— Когда у клиента есть выбор, тарификация или анлим, происходит сегментация по потреблению, то есть, если я предполагаю использовать мало интернета, я беру тарификацию, которой почему-то белорусов лишают. Если мы посмотрим любые рынки вокруг, тарификация всегда дороже анлима. Скорость предоставляют – скорость надо держать в запасе, там своя экономика.
Те, кто планирует использовать интернет более насыщенно и интенсивно, берут анлим. Именно это и происходило на рынке до сих пор. Если стоимость продукта упадет и тарификация не будет иметь смысла, то все пользователи будут фактически брать одни и те же продукты. Это продуктовое разделение на «легких» и «тяжелых» пользователей будет происходить на одном и том же пакете. Всегда будут пользователи, которые используют весь канал – таких порядка 10%. Они будут всегда, никуда от этого не денешься. Но нормальному человеку не нужен терабайт трафика, ему будет достаточно 10-20 гигабайт, когда потребление растет из месяца в месяц – это тоже нормально, но это то, чем можно каким-то образом воспользоваться. Дать «таблетки от жадности» – и такое потребление будет уходить, процент таких пользователей будет уменьшаться.
Мы тоже почувствовали, что анлимный доступ не лимитирован не просто так: он удобен, потому что я не боюсь из-за какой-то ошибки или каких-то вредоносных программ влететь на копейку на тарификации. У меня есть фиксированный платеж, который я согласен тратить на интернет, и это очень удобно. И доля таких пользователей растет и будет расти дальше.
— Вы сказали, что за рубежом тарификация дороже, но скорости там выше. Действительно, не приведет ли то, что на рынке слишком много анлимов к тому, что многие скоростные каналы не будут востребованы, потому что никто не будет предлагать анлим на скорости 100 мегабит?
— Я допускаю наличие анлимных предложений в будущем, возможно, в недалеком будущем, на 100 мегабит – почему нет? Просто удобно. Но для этого культура потребления интернета должна все же немного вырасти, потому что когда у нас уважающий себя пользователь считает, что он должен «повалить» оператора, задействовав весь предоставленный ему канал, естественно, в таком случае 100-мегабитный анлим просто невозможен.
У нас часто говорят о культуре питания. Я недавно был в Польше – там порции очень большие. Это нормально, когда порция большая. Там нет культуры питания, там есть культура недоедания, потому что с культурой питания там делать нечего – ты растолстеешь моментально. А культура недоедания там есть, и пока такой культуры не появится, в том числе, среди пользователей интернета, у нас не будет возможен 100-мегабитный пакет. Но когда она появится – да ради Бога.
— Увеличится ли рынок в денежном выражении?
— Я думаю, совокупный рынок увеличился более чем в полтора раза по деньгам за прошлый год. Совокупный – это включая сотовых операторов, включая «Белтелеком», потому что «Белтелеком» реально дошел до каждого района, до каждого населенного пункта, и этими услугами реально может воспользоваться практически любой житель республики, что он и делает, на самом деле. Темпы прироста абонентской базы очень велики, так что в денежном выражении рынок передачи данных увеличился более чем в полтора раза.
— Не так давно был достаточно серьезный разговор о том, что каналов не хватает – мощности стали резко наращиваться. Хватает ли канала «Атлант Телеком» и какой резерв компания оставляет для роста абонентов?
— Мы еженедельно расширяем свой канал. У нас нет необходимости брать его с запасом, потому что процедура расширения канала достаточно проста.
— В этом году в очередной раз состоялась выставка ТИБО-2010. Изменилось ли на ваш взгляд отношение участников и посетителей к этому мероприятию? ТИБО осталась практически единственной крупной профильной выставкой.
— Почему «осталась»? Она не осталась, она была всегда. Беларусь не является крупным рынком, законодателем моды в телекоммуникациях, и говорить о том, что мы в Беларуси проведем выставку международного значения, наверное, не приходится. Эта выставка имеет чисто национальное значение. У наших соседей выставка тоже всегда одна, основная, но происходит сегментирование рынка: например, операторы передачи данных уходят на свои выставки, интеграторы организуют другие площадки, происходят конференции по IP-телефонии и так далее. Поэтому кажется, что выставок много, но выставка всегда одна. У нас же нет смысла в дополнительных выставках.
— Почему, на ваш взгляд? Неужели все удовлетворены одной площадкой, или рынок маленький, участников мало? В чем дело?
— Рынок, действительно, небольшой. На самом деле, немногие компании осознают, что от выставки ожидать прагматических, моментальных результатов просто не стоит. Она не для этого. Еще бытует мнение, что выставка должна «отбиться» – ни в коем случае.
— В прошлом году на ТИБО провайдеры были не очень заметны. С чем, на ваш взгляд, это можно связать? С тем, что кризис, или «наелись» такой формой продвижения?
— Я не согласен с вашим тезисом о том, что провайдеры не были заметны. По-моему, только они и были заметными.
— Может быть, те компании, которым есть, что показать и чем поделиться, будут вокруг себя организовывать такие форумы? Например, форум фиксированных операторов, форум кабельных операторов. Почему в Беларуси такие мероприятия не проводят? Готова ли компания «Атлант Телеком» поддерживать и организовывать такие мероприятия?
— Есть, например, «Деловой интернет» – форум, который Юрий Зиссер в свое время организовал и который успешно существует. Компания «Атлант Телеком» постоянно участвует в «ДИ» – и самостоятельно, и через свое представительство в ассоциации «Белинфоком».
— Часто ли вы бываете на зарубежных мероприятиях? Можно услышать, что ТИБО уже не та, там не дарят столько подарков, как раньше, как-то все обеднели, ручек мало, пакетов. Богаче ли зарубежные выставки? Приходят ли туда люди за сувенирами, или все-таки у них другое отношение к выставке?
— Всегда есть часть людей, на всех выставках, которые ходят с мешочками. Но я все же не стал бы делать такие акценты. Да, такие люди есть, но они далеко не основная масса посетителей. Все же посетители выставки приходят знакомиться с новинками, а не ухватить лишнюю ручку.
Разница немного в другом. На крупных международных выставках, действительно, презентуются новинки. Скажем, компания Apple презентовала iPad. Трудно предъявить Apple претензии, что новинку не показали именно в Беларуси. В любом случае мы знаем о ней и можем ее купить или увидеть.
— Нужны ли выставки в регионах? Были инициативы проводить IT-выставки.
— Я не думаю, что на нашу республику, которая очень компактная, нужны региональные выставки. На этом этапе достаточно выставки в Минске.
— Действительно, навряд ли Apple представил бы свой iPad в Минске, навряд ли LG представил бы свой новый телефон в Минске. Почему не спешат? Можно ли как-то заинтересовать компании?
Знаете, что такое презентация? Они ведь презентуют не на выставке, они презентуют миру. Значение выставки должно быть общемировое или хотя бы региональное, тогда об этом имеет смысл говорить. У нас выставка национального значения. Это не делает ее хуже, не делает ее лучше, но это то, что нужно принять, понимать, из чего нужно исходить. Говорить Apple или Samsung, чтобы они делали мировую презентацию на нашей выставке – не стоит. Свои новинки они к нам привезут и покажут – это тоже презентация.
— А чего ваша компания ждет от ТИБО-2010?
— Мы ждем праздник и готовы его организовать.
ТИБО никогда не было для нас средством привлечения абонентов. Это было мероприятие, которое, как говорят маркетологи, продвигает бренд компании, делает его известным на рынке, узнаваемым. А достигается этот эффект за счет праздника и той абсолютно удивительной атмосферы выставки, где собираются единомышленники, которым интересно не только посмотреть на стенды, но и пообщаться друг с другом. Лично я массу людей, своих знакомых, из года в год вижу исключительно на выставках, и мне безумно интересно их там встретить, потому что пересечься в других местах порой не представляется возможным. И, поверьте, не только мне одному.
Поэтому праздник – это главное к чему мы стремимся на ТИБО, и мы готовы этим праздником поделиться со всеми нашими клиентами и теми, кто придет на выставку. Всех приглашаем.