Юрий Зиссер рассказал о больших проблемах маленького белорусского интернета
Юрий Зиссер рассказал о больших проблемах маленького белорусского интернета
Эксперт-шоу «Рунетология» известного российского ресурса Habrahabr.ru в начале марта погостило у своих братьев-славян. Решили не мелочиться и заехать сразу к хозяину Байнета.
Основателю и владелецу белорусского портала TUT.BY Юрию Зиссеру были адресованы вопросы ведущего программы Максима Спиридонова: почему в Байнете невыгодно создавать сайты и как вырастить национальный ресурс. Говорили об истории и проблемах Байнета, а также о влиянии государства на этот сегмент медиа в Беларуси.
— Я слышал, что общая аудитория Байнета — три миллиона уникальных пользователей…
— Да, три миллиона с небольшим. То есть фактически нет белорусских интернет-пользователей, которые хоть раз не побывали бы на TUT.BY.
— Как вам кажется, кроме того, что большинство белорусов ходит в зарубежье, в чем главная проблема белорусского сегмента Мировой сети?
— Это и есть главная проблема: Байнет термин, используемый для обозначения совокупности сайтов, находящихся в доменной зоне .by или тематически связанных с Беларусью. В более широком смысле обозначает не только сами сайты, но также технические средства (серверы, каналы и т. д.), используемые для их поддержки, а также людей, занимающихся обслуживанием, — администраторов, сотрудников компаний, поддерживающих сайты, пользователей. занимает мизерную часть в общем объеме трафика. Понятно, что из этих 94%, о которых я говорил, большая часть — это видеотрафик: в Беларуси, конечно, нету таких видеохостингов, как в России или на Западе. Но белорусы много ходят в западный интернет и больше всего в Рунет. С великой могучей русской культурой состязаться практически невозможно: язык один, культура очень близкая, и поэтому некоторые даже не подозревают, что в Беларуси есть какие-то сайты.
— Чем обусловлены проблемы развития белорусского интернета: тем, что не подготовлена законодательная база, тем, что само государство в целом тормозит процессы, или просто коммерчески невыгодно создавать веб-сайты в Беларуси?
— Именно так, коммерчески невыгодно. Какими доходами живут сайты? Интернет-рекламой, собственно говоря. И каким может быть объем этой интернет-рекламы, если весь объем рекламы в стране по итогам прошлого года составил $90 млн! О чем тут можно говорить? Это смешная цифра. А белорусские программисты умные, они могут создать второй Google, только это никому не нужно, потому что при таких объемах это не окупится.
— Половина рекламного оборота в интернете приходится на TUT.BY?
— Все-таки треть, потому что приличные обороты уже и у российских порталов. Те же «Яндекс», MAIL.RU, Rambler продают здесь.
— По нашим сведениям, при начале вашего сотрудничества с Яндексом, который, как известно, стоит на TUT.BY как поисковая система, вы платили за использование их движка, а сейчас ситуация изменилась, и они доплачивают за то, что вы их используете. Так ли это?
— Да, это так. Мы год промучались с продажами, и продажи росли с той же скоростью, с какой росли наши отчисления Яндексу. Тогда мы договорились с белорусской поисковой системой «Акавита» (сейчас ее уже нет). Эта система была хуже, но незначительно. Яндекс сразу увидел, что наши платежи упали вдвое и что в разы упал трафик. Тогда они нам позвонили, и мы объяснили, в чем дело. Через месяц они придумали модель Яндекс.XML, которой сейчас успешно пользуется весь Рунет. На самом деле мы первопроходцы, потому что впервые он был обкатан на нас.
— По моим сведениям, в Байнете совершенно не развивается контекстная реклама — только медийная, баннерная…
— До сих пор не «шла», но за прошлый год, говорят, произошел какой-то дикий рост — в разы. Дело сдвинулось с мертвой точки. Но, конечно, нет никакого сравнения с российской или западной ситуацией, потому что поисковую рекламу по большей части заказывает малый бизнес, а у нас его нет. 70% продукции идет на экспорт, и эту продукцию создают государственные валообразующие предприятия — у нас же до сих пор всё является государственным, в стране не было большой приватизации. Поэтому все наши заказчики — это зарубежные международные компании. Контекстную рекламу они не покупают, потому что, например, Nestle или Volkswagen неинтересно «стрелять» не по площадям, охват слишком маленький.
— А чем обусловлено поднятие контекстной рекламы за последний год? Стал ли вдруг развиваться малый бизнес, а тем более бизнес в интернете?
— Я думаю, что просто увеличились объемы денег, выделяемые на интернет-рекламу, руководители начитались умных книг и решили, что это уже нужно. Ведь раньше ситуация была совсем другой. Мы целый 2004 год убили на продажу контекстной рекламы. Приходит клиент, ты ему два часа объясняешь, что это такое, он проплачивает 20 баксов — и эта реклама откручивается полгода.
— А в случае с медийной, баннерной рекламой клиент больше понимает, зачем это нужно?
— Да, потому что можно показать директору: вот, смотрите, как она высвечивается, как красиво, особенно если реклама высвечивается на том ресурсе, на который ходит директор.
— На крупных порталах, схожих с профилем TUT.BY, часто рекламные места проданы заранее и на достаточно долгое время, их нужно резервировать. Как с этим обстоит дело у вас?
— То же самое, все забронировано на много месяцев вперед.
— Собираетесь ли вы поднимать цены, чтобы как-то сократить очередь?
— До кризиса приходилось каждый год поднимать цены вдвое. «Приходилось» — это мягко сказано, мы от этого не страдали. Но в 2009 году удалось поднять цены только в общей сложности на 30%, примерно так же выросли и доходы. Я имею в виду, конечно, в долларах.
— А возможны ли расчеты в иной валюте?
— Нет, мы же белорусский субъект хозяйствования.
— В Беларуси все настолько непросто с малым и средним бизнесом и с частным бизнесом как таковым, и в то же время вы являетесь владельцем достаточно крупной частной компании. Вас не беспокоит государство?
— Ну, обычно неприятности в нашей стране у тех, у кого можно что-то легко отобрать. Но те, кто могут отобрать, понимают, что с интернет-бизнесом они просто ничего не сделают. Они не знают, как этим управлять, и поэтому контакты с государством идут по каким-то идеологическим вопросам. Насколько я знаю, в России то же самое.
— Вы сотрудничаете с государством или существуете параллельно?
— Первые годы существовали практически параллельно, а сейчас стараемся взаимодействовать, извлекать какие-то плюсы из взаимного общения. Государством тоже управляет интерес, оно понимает, что за этим стоит какая-то аудитория — значит, какие-то человеческие интересы.
— Неудивительно, что государство проявляет интерес: при 9,6 млн населения 500 тысяч людей, то есть примерно 1/18 часть Беларуси, каждый день заходят на ваш портал…
— У нас самый большой «тираж» после газеты «Беларусь сегодня», если так можно выразиться. Самый большой медийный охват.
— Можно ли сказать, что Байнет термин, используемый для обозначения совокупности сайтов, находящихся в доменной зоне .by или тематически связанных с Беларусью. В более широком смысле обозначает не только сами сайты, но также технические средства (серверы, каналы и т. д.), используемые для их поддержки, а также людей, занимающихся обслуживанием, — администраторов, сотрудников компаний, поддерживающих сайты, пользователей. — это мини-копия Рунета 7-8-летней давности?
— По финансам — можно сказать. По внешнему виду — нет. У нас хорошие разработчики, и, более того, многие из них очень успешно промышляют в России. С разработкой в Беларуси всегда все было очень хорошо.
— Кроме вашего портала, есть ли какие-то другие крупные проекты, которые так же стремятся отобрать чьи-то лавры? Если предположить, что вы гипотетически отбираете аудиторию у MAIL.RU, то есть ли кто-то, кто пытается оттащить людей, например, от «Вконтакте» и «Одноклассников» именно в белорусском сегменте Сети?
— Проекты-клоны или проекты-копипасты живут очень плохо или вообще никак не живут. Но те, кто пытается гнуть какие-то свои линии, успешны. Какая стратегия противостояния у TUT.BY? Мы понимаем, что не можем быть лучше Google или Яндекса в поиске, мы не можем быть лучше Gmail или MAIL.RU в электронной почте, мы никогда не побьем Twitter, Facebook или «Вконтакте» по соцсетям, потому что у нас нет такого количества ресурсов. Но мы также понимаем, что никакой Google или Facebook не будет заниматься белорусским контентом, потому что это и неинтересно, и не по зубам. Поэтому нашу стратегию можно условно назвать «Патриотизм — последнее прибежище негодяя».
Мы культивируем белорусский контент. То есть на TUT.BY ходят не за почтой с поиском, а за новостями. Сначала у нас была только агрегация новостей, но вот уже некоторое время мы делаем свои новости, сейчас интенсифицировали этот процесс и у нас уже где-то 10% новостей абсолютно собственные.
— Планируете ли вы развить это в какую-то газету, новостное агентство? Что это будет собой представлять?
— Да, во что-то подобное это и выльется. Иначе нам не выжить в конкуренции ни с Россией, ни с Западом.
— И все-таки, возвращаясь к вопросу о других крупных проектах…
— Процветают проекты на локальном контенте, на том, что нельзя найти в Рунете. Понятно, что если мы сделаем охотничий сайт, то в Рунете их полно, они больше, лучше, они монетизируются, мы их не побьем. Но есть замечательный проект Onliner.by, его аналог в Рунете — Onliner.ru. Это сайт, который вначале был только о digital lifestyle, а сейчас стал обо всем. Это огромный, прекрасно монетизируемый каталог товаров с замечательным «чистым» контентом — люди его обожают. Еще есть автосайт «Автомалиновка», тоже очень хорошо монетизируемый, и россияне им часто пользуются — заметьте, не наоборот. И есть сайт Kosht.com, посвященный компьютерам и всему, из чего они состоят.
— Почему россияне пользуются белорусским автомобильным сайтом?
— Наверное, это связано с пошлиной. Не знаю, как сейчас, но раньше очень активно пользовались, покупали машины в Беларуси или искали предложения от перегонщиков, чтобы белорусы пригнали машину в Россию под заказ.
— Можно ли выделить какие-то тренды в белорусском сегменте Сети? Куда сейчас направляется внимание создателей сайтов, пользователей? Какие проекты теряют свою популярность?
— Компьютерное направление — самое раннее, но и самое зрелое. Оно сейчас растет не так быстро, как росло в начале 2000-х годов. Тогда рынок был дикий, «самосборный», люди заказывали сборку компьютеров «на коленке». Сейчас же народ чуть-чуть разбогател и стал покупать уже готовые компьютеры, то есть многие сборщики «на коленке» остались не у дел, и вместе с ними этот сегмент немножко потеснился.
— Развивается ли в целом электронная торговля?
— Да, прекрасно развиваются электронные магазины, появляются торговые площадки. Ничего не «падает». Кроме, видимо, баннерообменных сетей.
— А вы не думали построить свою поисковую систему, ориентированную именно на белорусский интернет?
— Нет смысла — это не окупится. И так «поисковые» доходы формируют всего лишь несколько процентов нашего оборота.
— Какими вы видите перспективы развития Байнета, например, в ближайшие 3-5 лет? Начнет ли он набирать обороты? Увеличится ли процент белорусских пользователей, находящихся внутри своего сегмента?
— Я не вижу больших предпосылок к этому, потому что культурная ситуация не изменится, финансовая ситуация усиливаться, скорее всего, тоже не будет. Я думаю, что все будет плавно расти вместе с остальным миром — такой экстенсивный рост.
— Пользуетесь ли вы белорусским языком в интернете?
— На TUT.BY белорусским интерфейсом пользуется полтора процента посетителей — примерно так же, как и в жизни.
— То есть фактически в стране почти никто не пользуется родным языком, а если пользуется, то очень мало? Так же и в интернете?
— Да, именно так. Интернет у нас русскоязычный.