life:) в IV квартале: три в одном
life:) в IV квартале: три в одном
11 марта контролирующая life:) турецкая группа Turkcell объявила финансовые и операционные показатели за IV квартал и за 2009 год в целом.
Данные об абонентской базе приводятся для годового периода активности с округлением до сотен тысяч - согласно такой методике на конец прошлого года life:) обслуживал 1,2 млн. пользователей против 0,2 млн. годом ранее. В четвертом квартале выручка life:) составила лишь немногим меньше, чем за три предыдущих квартала вместе взятых 8,626 млн. долларов против 8,73 млн. Тем не менее, установлен очередной квартальный антирекорд полученных убытков - квартальный показатель EBITDA -13,63 млн..
Абонентская база
Результаты квартала топ-менеджеры life:) могут поставить себе в заслугу - 29 декабря к сети был, наконец, подключен миллионный активный абонент. В этой части запланированное реализовано полностью, хотя еще в сентябре-октябре казалось, что дистанция "в более чем 300 тысяч" для квартала в сегодняшних условиях - многовато. Да и в конце осени темпы подключений, учитывая цель, не внушали особого оптимизма. Однако и монопольный запуск 2 ноября в эксплуатацию технологии 3G, и последовавшие как из рога изобилия новогодние предложения - от акционных тарифов "заплати 29 тысяч и говори весь год бесплатно" до 2G-телефонов за 29 тысяч и 3G - за 99 тыс. и от предложения обменять модем "другого оператора" на модем life:) до смягчения условий обслуживания для действующих абонентов - сделали свое дело. - Уже в середине декабря глава оператора Озджан Эрмиш упоминал о рекордных темпах подключений в "10 тысяч абонентов в день" - с меньшими темпами к концу месяца миллиона бы не было - а пара козырей в рукаве еще оставалась на последние дни месяца.
И хотя согласно опубликованным Turkcell данным, на конец года число абонентов life:) составило и вовсе 1,2 млн., - это число, по традиции, отражает количество записей в базе с годовым периодом активности, причем с округлением до сотен тысяч - и пригодно разве что для очень грубой оценки оттоков из базы. - Владельцы "лишних" примерно 200 тыс. SIM-карт не пользовались услугами оператора в ноябре-декабре, но пользовались хотя бы однажды - в течение первых десяти месяцев 2009 года.
Таким образом, за год life:) удалось увеличить абонентскую базу на 935 тыс. активных пользователей, за квартал - на 340 тыс., в результате было достигнут запланированный целевой показатель - 1 млн. активных абонентов. Тем не менее, значительная часть привлеченных абонентов подключались в рамках рождественских льготных предложений, что неизбежно оказывало негативное влияние на ARPU.
Согласно опубликованным данным:
- Выручка (external revenues) life:) за IV квартал: $8,626 млн. (против $5,138 млн. кварталом ранее);
- EBITDA(adjusted): -$13,63 млн. (против -10,122 кварталом ранее);
- Амортизационные отчисления: $31,809 (против $10,046 млн. кварталом ранее);
- Капитальные затраты: $18,378 (против $32,666 млн.)
Из финансовых результатов life:) заслуживают особого упоминания, пожалуй, темпы роста валовой выручки - за IV квартал пользователи заплатили life:) практически столько же, сколько за три предыдущих квартала вместе взятых - $8,6 млн. против $8,7 млн. При этом по отношению к предыдущему кварталу темпы роста долларовой выручки выше, чем темпы прироста базы +68 процентных пунктов против +52 - сказалось влияние как от монопольного ввода услуг 3G и, соответственно, интереса к "тяжелым" интернет-пакетам, так и рост в октябре голосовых тарифов. По тем же причинам вырос и ARPU Average Revenue per User (ARPU) - среднемесячный доход на абонента - с $3,2 до $3,45, хотя и понятно, что рост выручки с абонента произошел меньшими темпами.
Интересно, что хотя по квартальным данным life:) и не зафиксировано классическое снижение ARPU Average Revenue per User (ARPU) - среднемесячный доход на абонента в конце года - таковое, безусловно, имело место. В конце III квартала - после роста голосовых тарифов - оператору удавалось повысить выручку с абонента до рекордного для себя максимума в $5, однако в условиях гонки за миллионом даже при помощи монополии на 3G-сервисы удержаться на таком уровне было невозможно. Конечно, монополию на новый стандарт нельзя переоценивать - лишь немногим более 10% абонентов (к настоящему времени - около 15%) пользуются новой сетью и лишь несколько десятков тысяч приобрели "оптовые" пакеты интернет-трафика. Однако в отсутствие такого благоприятного фактора выручка с абонента life:) в конце года была бы значительно меньшей.
И, тем не менее - главный финансовый итог года для life:) - некогда планировавшаяся выручка с одного абонента, сопоставимая с показателями других операторов (то есть $7-8) - пока не достижима. Очевидно, именно такие поступления имел в виду Озджан бей, заявляя в сентябре, что с достижением абонентской базой life:) миллионной отметки оператор достигнет точки безубыточности. Соответственно сейчас приходится констатировать, что убытки оператора с улыбкой по итогам квартала - рекордные по объемам даже для life. - EBITDA (т.е. прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений) отрицательна и равна "минус" 13,63 млн. Таким образом, задачей номер один перед менеджментом оператора в наступившем году будет рост выручки и повышение эффективности.
* * *
Стоит добавить, что в конце 2008-го году новые владельцы life:), используя в расчетах ту же предпосылку - ARPU, сопоставимый с достигнутым другими игроками рынка - исходили из $10. Таким образом, вполне объяснимо снижение в IV квартале головной компанией оценки life:), учтенной при приобретении (goodwill) на $61,835 млн., до $162,645. Таковое имело место из-за "снижения темпов экономического роста в Беларуси и снижения эффективности по сравнению с планировавшейся".
В настоящее время владельцы, планируют рост рыночной доли и ARPU Average Revenue per User (ARPU) - среднемесячный доход на абонента life:), однако ARPU, по их мнению, достигнет среднерыночного уровня лишь к концу 2016 года. Соответствующий рост доходов приведет к увеличению EBITDA. Рост прибыли, помимо прочего, произойдет в результате роста доли внутрисетевых вызовов и снижения издержек в результате строительства собственной сети. Доля расходов на привлечение абонентов (продажи и маркетинг) относительно доходов, как ожидается, снизится до постоянного уровня по истечении трех лет деятельности в связи с завоеванием доли рынка и снижением расходов на рекламу.