Владимир Кобрин
Компьютеры вошли в нашу жизнь по историческим меркам недавно, но так плотно и глубоко, что сейчас трудно представить, как же всего каких-то пару десятков лет назад мы жили вовсе без них. Как-то так повелось, что мы привыкли считать, что технологические и культурные новации, связанные с компьютерами и вообще с высокими технологиями, всегда рождаются и приходят к нам с Запада. Между тем на самом деле часто это далеко не так...
Компьютер в силу своих мощнейших вычислительных, логических и графических возможностей проник едва ли не во все сферы человеческой деятельности - науку, бизнес, производство, индустрию развлечений и так далее. Кроме всего этого, компьютер открывает и совершенно новые горизонты в области искусства, в том числе и, прежде всего, визуального. Одним из первопроходцев этого жанра был подзабытый (как это часто бывает) у нас, но признанный и почитаемый во всем мире оригинальный компьютерный кинохудожник Владимир Кобрин. В советское время Владимир Кобрин был известен, прежде всего, как режиссер, снимающий научно-популярное кино. Тематика его фильмов была близка моим научным интересам - биофизика, синергетика... Его научно-популярные работы резко отличались совершенно оригинальным визуальным рядом и построением. Уже в этих своих лентах Владимир Кобрин узнается как незаурядный художник, со своим очень своеобразным видением мира. За внешне весьма научными и скучноватыми названиями его работ того периода типа "Транспорт веществ через биологические мембраны" или "Самоорганизация биологических систем" скрывались весьма своеобразные, ни на что не похожие оригинальные авангардные экранные произведения.
Как это ни парадоксально, по моему мнению, расцвет творчества Владимира Кобрина пришелся на последние годы его жизни (Владимир Кобрин умер 7 декабря 1999 года) в мутные девяностые, когда научно-популярное кино и сам художник были никому не нужны. Мастер заперся в своей квартире, заставленной компьютерами и в значительной степени самодельным оборудованием, и продолжал творить в сотрудничестве со своими студентами, учениками и единомышленниками. Его квартира превратилась в Kobrin Screen Studio.
Специалисты иногда позиционируют Владимира Кобрина как основоположника концептуального экранного искусства. Может быть... Его очень специфическое кино рождает, по его собственному выражению, сопричастность к тайнам мироздания. Меня в его творчестве привлекает, прежде всего, именно эта его черта.
Способность к творчеству - это, наверное, самое замечательное, что есть в человеке. Как оно происходит... мы толком пока не знаем. Где-то на самом дне сознания, в самой его основе постоянно кипит некий ХАОС мыслей, ассоциаций, образов, неясных форм, обрывков фраз... Время от времени какие-то мысли из этого первичного бурлящего котла прорываются в светлую полосу сознания, подвергаясь логическому анализу, отбору и шлифовке. Мышление - по сути самоорганизационный процесс. Мысли рождаются из хаоса, взаимодействуя друг с другом, эволюционируют, превращаясь во все более сложные, совершенные идеи. Возможно, что именно богатство первородного подсознательного хаоса во многом определяет способность человека к творчеству. Описанная структура микрокосма человека в какой-то мере напоминает и структуру макрокосма Вселенной в целом. Иначе, наверное, и быть не может... Визуальное творчество Владимира Кобрина, по моему мнению, очень близко к этому первичному бурлящему хаосу, движку сознания, придающему ему динамизм и связанному с ощущением и природой самого времени. Его экранная образность обогащает саму основу сознания, минуя традиционные сознательные каналы восприятия информации.
Показательно и интересно отношение самого мастера к творчеству и его понимание счастья. В интервью, записанном в те самые девяностые, когда фактически безработный художник снимал (не понятно для кого и зачем) дома свои странные и сложные произведения, он говорил, что он по-настоящему счастливый человек... Некоторые произведения Владимира Кобрина доступны в Сети. Заинтересовавшемуся читателю рекомендую скачать и посмотреть его работы. Что-то в них кажется сейчас уже технически наивным, но это же делалось еще на 386-486 компьютерах. Хотя для своего времени техническая изобретательность автора восхищала специалистов. Говорят, что на каком-то форуме кто-то спросил восхитившихся работами Кобрина западных кинематографистов: "Почему вы не снимаете что-то подобное?". Ответом было: "Потому что у нас нет такой техники". :)
А. КОЛЕСНИКОВ,
synergetika@yandex.ru