Психиатр описал симптомы страдающего аутизмом ребёнка
2 апреля – Всемирный день распространения информации по проблеме аутизма. Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма был учрежден резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 21 января 2008 года в целях привлечения внимания к проблемам детей, страдающих аутизмом.
Корреспондент pinsknews.by в беседе с детским врачом-психиатром Анастасией Янушко узнал, что такое детский аутизм и какие симптомы указывают на эту болезнь.
— Аутизм – это заболевание, которое обычно проявляется в течение первых трех лет жизни и причины которого пока до конца не изучены, — отметила Анастасия Янушко.
Страдающие аутизмом дети характеризуются:
- чрезмерной самоизоляцией,
- всепоглощающим пристрастием к однообразию,
- неспособностью перенять общепринятые способы поведения в обществе,
- неспособностью вступать в контакт или общаться с другими людьми естественным и значимым образом.
Часто у детей с аутизмом наблюдается задержка речевого развития. Дети с аутизмом, как правило, хорошо сложены физически и очень привлекательны. Большинство детей с аутизмом внешне абсолютно не отличаются от других детей, но их поведение разительно отличается от поведения их сверстников.
Они могут часами сидеть, уставившись в пространство, не обращать внимания на окружающих, заниматься повторяющимися действиями с предметами без видимой цели (например, крутят что-либо в руках и т.д.). Они часто подвержены неконтролируемым и необъяснимым истерикам. Ребенок, страдающий аутизмом, традиционно описывается, как живущий в стеклянном шаре или в своем собственном мире.
Аутизм встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Аутизм не знает расовых, национальных или социальных границ.
Некоторые дети обнаруживают симптомы аутизма в раннем младенчестве. У других они могут проявиться к 3 годам. Проявление синдрома аутизма изменяется в зависимости от возраста и уровня развития. Есть много поведенческих характеристик, используемых для описания людей с аутизмом. Наиболее общими из них являются:
- Нарушение развития социальных навыков:
Дети с аутизмом:
- игнорируют существование и чувства окружающих их людей — даже своих родителей;
- не пытаются найти в других утешения, когда им плохо;
- не чувствуют необходимости поделиться с другими своими проблемами;
- не способны подражать, или же подражают другим людям механически, без всякой связи с ситуацией;
- не способны завязать дружеские отношения с ровесниками, а если и вступают в такие отношения, то ведут себя неестественно.
- Нарушения развития речевой и неречевой коммуникации:
- отсутствие общения через жесты и мимику; часто отсутствие речи;
- избегают смотреть в глаза собеседнику, не улыбаются на обращенную к ним речь; не здороваются с родителями, гостями;
- нарушение речи по форме и содержанию: странность в использовании слов и фраз, механическое повторение услышанных когда-то фраз без отношения к данной ситуации;
- неспособность начать и поддержать беседу с другими, хотя речь и нормальная.
- Нарушения в развитии игры и воображения; ограниченный круг интересов и действий:
Дети с аутизмом:
- ведут себя отчужденно, нервно, крайне неестественно; часто имеют отсутствующий, устремленный в себя взгляд;
- предпочитают уединение, играют сами с собой;
- не умеют играть в ролевые игры;
- других детей используют в игре только механически;
- обнаруживают отсутствие воображения и интереса к воображаемым событиям;
- проявляют стереотипные движение тела (хлопает руками, крутит предметы, трясет головой и т.д.);
- настойчивое внимание к частям предметов (например, обнюхивание предметов, постоянное постукивание, ощупывание, поглаживание предметов, верчение колес игрушечного автомобиля и т.д.);
- тяготение к определенным предметам, настойчивое требование иметь всегда определенный предмет в руках;
- ограниченный круг интересов и концентрация на чем-то одном (например, выстраивание предметов в линию);
- настойчивое требование придерживаться точного повторения одних и тех же действий, ритуальность;
- проявление неудовольствия или истерики при изменениях в окружающей обстановке.
Ни один ребенок не имеет всех этих характеристик вместе, или же не имеет всех их в одно и то же время (симптомы меняются с возрастом и умственным развитием). Необходимо отметить, что у людей с аутизмом неровное развитие, что может позволить им быть талантливыми в узкой области, например, в музыке или математике, тогда как у них может быть большой дефицит в умениях, связанных с повседневной жизнью. В целом аутизм характеризуется нарушением в развитии мыслительных, социальных, речевых/языковых умений и ненормальной реакцией на ощущения: зрение, слух, осязание, реакция на боль и т.д.
Анастасия Янушко отметила, что при ранней диагностике и своевременной начатой коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко — и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
Способность победить любой недуг – это вера в успех, терпение, целеустремленность и, самое главное, любовь к своему ребенку.
В рамках проведения Всемирного дня распространения информации по проблеме аутизма 1 апреля в филиале “Межрайонный психоневрологический диспансер” по адресу: г. Пинск, ул. Рокоссовского, 8 (тел. 37-55-66) врачи-специалисты проведут консультирование всех желающих по проблеме аутизма:
- с 12.00 до 14.00 прием ведет психолог Т.П. Мокей;
- с 14.00 до 16.00 – психолог Н.И. Лозицкая.
2 апреля организованы «горячие линии» по телефонам:
- 37-38-72 (с 10.00 до 12.00) на вопросы ответит Светлана Александровна Ермоленко, врач-валеолог, завотделом общественного здоровья Пинского зонального ЦГиЭ;
- 37-55-66 (с 12.00 до 15.00) консультацию можно получить у Татьяны Петровны Мокей, психолога филиала «Межрайонный психоневрологический диспансер».