Высокие технологии и деликатные нюансы

Источник материала:  

В последние семь лет внимательно следим за высокими медицинскими технологиями. Можно сказать и так: отечественная трансплантология переживает свой ренессанс. По количеству органных пересадок Беларусь опережает все государства постсоветского пространства. Естественно, вспоминаем 1970 — 1980–е, когда в БССР была выполнена одна из самых успешных во всем Союзе программа по пересадке почки. Так сложилось, что потом наша медицина отыграла назад и долгое время пациенты штурмовали зарубежные клиники, нуждаясь в пересадке не только почек, но и сердца, печени, поджелудочной... Люди хотели жить, но тогда этот шанс выпадал несравненно меньшему количеству больных, нежели сегодня. Новой же точкой отсчета большого успеха белорусской трансплантологии был назван 2005 год.


Уже в 2008 году наши врачи выполнили первую операцию по пересадке печени, в 2009–м — состоялся громкий медицинский дебют пересадки сердца и комплекса «почка — поджелудочная железа». И дальше все больше и больше. Ныне врачи могут разделить печень живого родственного донора для пересадки больному, трансплантировать почку одного из родителей ребенку. А впереди большая амбициозная задача — освоить технологию замены легких... Вот и получается: по количеству органных пересадок на миллион населения мы в три раза опережаем Россию. Впрочем, как и Украину, Казахстан, Грузию и др. Совсем свежие данные за четыре месяца с начала года говорят сами за себя: в стране выполнено 105 пересадок почки, 22 трансплантации печени, 3 — поджелудочной железы, 13 — сердца. По оценке специалистов, такая активность к концу года может привести к тому, что будет превзойден 2011–й — самый успешный для этого сложнейшего направления медицины. Причем надо учесть, что оно не замыкается на столице. Открылось уже три региональных центра трансплантации почки — в Бресте, Гомеле и Гродно. Ведь для тяжелобольного человека расстояние 10 км, не говоря о 300 км, — уже испытание. Зачем же ему «брать дальние дистанции»?


Каких высот ожидать от высоких технологий в ближайшее время? Анонс о подготовке специалистов к пересадке дуэта «сердце — легкие» звучал уже не раз. Когда же именно она состоится? Точных календарных дат специалисты не называют вовсе не из особых суеверий. Ведь задача не стоит «давайте скорее!», главное — чтобы все прошло как по нотам. А пока идет серьезная организация тонкого процесса, в том числе закупка необходимого медоборудования. После всех приготовлений ситуация выйдет в режим ожидания — до того, как появится пара «донор — реципиент». «После первой операции обязательно должны последовать другие — вторая, третья, четвертая... — описывает планы главный внештатный трансплантолог Минздрава доктор медицинских наук Олег Руммо. — Иначе зачем начинать, если не закреплять, не развивать успех?».


Стоит сказать, что пересадка жизненно важного органа тяжелобольному человеку — это не только гуманный акт, но и экономическая выгода. Подсчеты со знаком плюс видны даже на глаз. К примеру, годовая процедура гемодиализа для пациента с хронической почечной недостаточностью обходится государству примерно в 20 тысяч долларов. А после того, как ему заменят «уставший», выработавший свой ресурс орган, на лекарственную поддержку организма понадобится потом ежегодно 5 — 8 тысяч долларов. И ведь люди трудоспособного возраста смогут продолжать работать, учиться, быть социально активными...


В свое время немало споров вызвала заложенная ныне в Закон «О трансплантации органов и тканей» правовая модель презумпции согласия. Смысл в чем? Если вы не сказали «нет», не заявили, что не желаете быть донором в случае факта констатации смерти, значит, по умолчанию выразили согласие. Подобного принципа придерживаются в Италии и Финляндии, Франции и Бельгии, а также в других странах. Получается, потенциально все мы — доноры. Но есть среди нас люди, которые четко определились: никогда, ни при каких обстоятельствах не хотим, чтобы органы были использованы для забора и последующей пересадки. Таких на сей день в стране 46 человек. С паспортом они пришли в поликлинику и написали заявление об отказе. Теперь в специальном регистре указаны их данные. Это их жизнь, их право. И такое мнение врачи тоже уважают, заверяя, что воля будет неукоснительно исполнена. Но показательный нюанс: если кому–то из «отказников» вдруг потребуется трансплантация, он будет внесен в лист ожидания и получит шанс на вторую жизнь...

 

Советская Белоруссия №84 (24221). Среда, 8 мая 2013 года.

Автор публикации: Алла МАРТИНКЕВИЧ

←Близорукость будут лечить дневным светом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика