Чудо-мобили, «Малыш», аппарат Баха... А скоро – и резонансный томограф

Источник материала:  
ПРИЧЕМ некоторые пациенты давно уже вышли из детского возраста, но не понаслышке знают: врачи, которые здесь работают, способны сотворить настоящее чудо. А помогают им в этом современные технологии, добрые сердца и золотые руки медиков детской областной. Сегодня эта клиника — одно из самых крупных многопрофильных детских лечебно-профилактических учреждений в республике. Здесь свыше тысячи единиц сложной современной техники, в 23 отделениях заняты более 150 врачей.

8 тысяч операций в год

— Ежегодно мы проводим около 8 тысяч хирургических операций, 25 тысяч рентгенологических и ультразвуковых исследований, 450 тысяч лабораторных анализов. Сама же больница рассчитана на 615 коек. А консультативная поликлиника в смену может принять 250 пациентов, — знакомит нас с возможностями клиники заместитель главного врача по медицинской части Игорь Лазарчик. — С момента основания учреждения так сложилось, что наши маленькие пациенты могут получить медпомощь практически по всем специальностям, которые есть в педиатрии. И наши врачи регулярно выезжают в сельские районы области для лечения и консультаций. К примеру, только сотрудники хирургического отделения в год совершают до 170 выездов, проводя при этом 135—140 операций. Они круглосуточно оказывают экстренную консультативную и оперативную помощь.

Палаты на колесах

Приоритетное направление в клинике — служба интенсивной терапии и реанимации. На ее базе действует областной педиатрический реанимационно-консультативный центр. В любое время дня и ночи врачи примчатся на помощь к каждому ребенку, даже в самую отдаленную от столицы деревню: два специальных реанимобиля находятся в режиме круглосуточного ожидания.

Один укомплектован набором для новорожденных, недоношенных и детей младшего возраста. Реанимобили оснащены дыхательной аппаратурой, благодаря которой можно транспортировать маленьких детей даже в инкубаторах или кувезах. Другой — для пациентов постарше. Своего рода палаты на колесах.

«На борту» такой чудо-«скорой» маленький пациент сразу попадает в надежные руки врачей.

— Представьте, как непросто транспортировать недоношенного ребенка в пределах 100—150 километров. Это ответственно, тяжело, но мы с честью выполняем эту жизненно важную задачу, — говорит Игорь Лазарчик. — В больнице такие пациенты сразу же попадают в надежные руки опытных врачей. У нас также активно развиваются технологии по выхаживанию детей с низкой и экстремально низкой массой тела. Для этого имеется самое современное оборудование: дыхательные аппараты, инкубаторы, мониторы для наблюдения за жизнедеятельностью. Мы успешно выхаживали пациентов с массой тела 640, 810 и даже 600 граммов!

Не больно и быстро

Идем в инфекционное отделение для новорожденных на 40 коек. Его заведующая Валентина Михайлова вот уже почти сорок лет работает в детской областной.

— Сегодня у нас 37 детей и 17 мам, — рассказывает Валентина Ивановна. —Малыши поступают прямо из роддомов, педиатрических отделений всей области. Возраст — в основном от рождения до двух месяцев. Профиль заболеваний самый разный. Детей легких у нас нет. Каждый ребенок нуждается в интенсивной терапии.

— Мы стараемся широко использовать малоинвазивные методики обследования, — продолжает Валентина Михайлова. — Например, раньше, чтобы определить уровень билирубина, необходимо было взять анализ крови — довольно травматично для новорожденного. А наши ученые разработали бесконтактный метод определения уровня билирубина при помощи специального компактного прибора, который просто достаточно приставить к коже в области лба. Это позволяет специалистам в процессе лечения следить за состоянием ребенка и измерять билирубин в течение суток любое количество раз: не больно и безопасно.

Широко используется и фототерапия — воздействие на ребенка определенной длиной волны с помощью аппарата «Малыш» (тоже изобретение белорусских ученых). По сравнению с аппаратами-предшественниками, «Малыш» сокращает период лечения.

Повезло москвичу – родился в Беларуси

Бывают в отделении Валентины Михайловой и «заезжие» гости из России, Украины. Как узнают о клинике? Оказывается, не только через сайт. Иногда пациентами становятся случайно…

К примеру, семейная пара из Москвы приехала на отдых в Силичи. А ребенок на 29-й неделе «решил» появится на свет.

— Вес — менее 2 килограммов, — вспоминает Валентина Ивановна. — Маленький москвич получил необходимую помощь и быстро пошел на поправку. Правда, российским гостям пришлось заплатить за лечение сына, но качеством обслуживания остались довольны. А когда вернулись в Москву, позвонили и сказали: «Доктор, мы только здесь осознали, что ребенку в такой ситуации просто повезло родиться в Беларуси. Аналогичный курс лечения в Москве серьезно ударил бы по семейному бюджету». Сейчас часто пишут, поздравляют с праздниками.

Экспорт отечественных медуслуг действительно становится неплохой статьей дохода в бюджет. Но что наиболее востребовано у иностранных граждан в Минской областной детской больнице? По словам заместителя главного врача по хирургии Александра Караневича, популярностью пользуются прежде всего косметические услуги — устранение морщин, коррекция формы носа. Для «соседей» это выгодно по цене: блефаропластика у нас стоит 170 долларов, а в России — около тысячи:

— Украинцы довольны качеством услуг. Говорят, что мы сохранили отношение к пациенту и ответственность перед ним.

Ювелирная работа

Современные малоинвазивные методы лечения дают широкие возможности врачам в детской, челюстно-лицевой и эндохирургии, офтальмологии, отоларингологии. После таких операций не только маленькие, но и взрослые пациенты быстрее идут на поправку, у них меньше болевой синдром. В доказательство этих слов мимо нас прошел мальчик лет тринадцати с повязкой на носу. Александр Иванович быстро «вычислил» пациента:

— Славик, тебя же оперировали два часа назад! Почему не в палате?

— Но я же чувствую себя нормально, я гулять хочу…

В течение года в больнице выполняется до 8 тысяч операций, более 200 —лапароскопических. Новейшая техника, по словам врача, помогает наблюдать и контролировать процесс хирургического вмешательства при помощи видеомонитора. Даже 60 процентов операций при таком заболевании, как острый аппендицит, сегодня выполняются именно лапароскопически. При помощи специальной техники через небольшой прокол делают  сложные операции при патологиях брюшной полости, заболеваниях носа, верхних дыхательных путей. «Наши врачи, — замечает Александр Иванович, — подобны ювелирам, от точности которых зависит главная драгоценность — здоровье…»

Нет ушной раковины? Вживят!

Вообще, в детской областной больнице каждый год внедряют новые современные технологии в лечении и диагностике. К примеру, раньше больным с такой патологией, как отсутствие ушной раковины, приходилось ехать на лечение за границу. Сегодня в этом нет нужды — операции успешно проводят на базе клиники, в отделении челюстно-лицевой хирургии. Задача специалистов — устранить серьезные дефекты, вернуть детям не только здоровье, красоту, но и уверенность в себе.

Андрею восемь лет. Он уже бывалый пациент. У мальчика полностью отсутствовала ушная раковина. Провели поэтапную операцию. Для восстановления каркаса нового ушка у мальчика брали его же ребро. Формировали каркас. Еще два этапа операции — и Андрюша ничем не будет отличаться от своих здоровых сверстников. Или, к примеру, Ваня. Его врачи называют «будущий суворовец», но сам мальчишка мечтает стать футболистом. У него был врожденный невус половины лица. Проведено уже семь операций. Дело пошло на поправку.

При заболеваниях ЛОР-органов врачи клиники выполняют уникальные комбинированные операции по восстановлению слуха у детей. Освоена методика имплантации титановых протезов. В прошлом году по ней прооперировали троих пациентов и одному вживлен аппарат Баха. Сами врачи гордятся: это мировой уровень оториноларингологии. До 30 процентов операций по устранению воспалительных процессов ЛОР-патологии производят с применением эндовидеоскопической техники.

В этом году Минздрав для областной больницы приобретет резонансный томограф открытого типа для детей. Благодаря ему обследование будет проходить без замкнутого пространства капсулы, что раньше пугало некоторых детей. Да и сама технология позволит значительно сократить время диагностики.

— Дети — пациенты особенные, — провожая, замечает Александр Караневич. — Взрослого человека лечить проще, а малышей необходимо порой не только уговорить лекарство выпить, успокоить, объяснить, что боль обязательно пройдет, но и сказку на ночь почитать и даже колыбельную спеть… Но знаете, все-таки так приятно, когда ребенок, покидая больницу, нам говорит: «Вырасту — стану врачом!»

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «БН»

Фото Павла ЧУЙКО, «БН»

←В лиге трансплантологов — пополнение

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика