Бейся, сердце!
У заведующего лабораторией хирургии сердца РНПЦ Юрия Островского, под чьим руководством и проходил процесс пересадки органа, на журналистов времени совсем немного. Когда мы пришли в отделение, он вновь торопился в операционную — спасать еще одну жизнь.
— Мы довольны исходом операции. У девочки было тяжелое заболевание, и она долго ждала пересадки органа, — Юрий Островский все же успел поговорить с корреспондентами «БН». — Ее диагноз — дилатационная кардиомиопатия. Заболевание, при котором сердце, словно сломанный мотор, в силах перекачивать только небольшой объем крови. В результате чего организм страдает от нехватки кислорода. Неуправляемая болезнь прогрессировала. И единственным шансом на спасение была замена органа. Знаете, ведь для ребенка все гораздо сложнее, чем для взрослого. Кате повезло — просто удачно сложились обстоятельства. Орган подошел не только по группе крови, но и по трем антигенам одновременно. А это очень редкое сочетание.
Операция прошла в ночь с 13 на 14 февраля. В операционной бригада медиков из 12 человек работала около восьми часов.
— Особых сложностей во время процесса не возникало, — продолжил Юрий Петрович. — Ведь белорусские трансплантологи с 2009 года (тогда была выполнена первая пересадка сердца взрослому пациенту) провели уже десятки операций. Но в случае с Катей, правда, были свои особенности. Девочка до этого уже перенесла одну операцию — коррекцию митрального клапана. Также нам необходимо было совместить сосуды донорского органа и ребенка, потому что здесь надо рассчитывать на ее будущий рост.
Сегодня функцию сердца врачи оценивают в норме. Буквально со дня на день Катю переведут из реанимационного отделения в обычную палату. А всего в центре она пробудет в зависимости от ситуации. По предположениям Юрия Петровича, если «все пойдет стандартно», то к концу календарного месячного срока девочка будет дома.
— Правда, некоторое время раз в месяц она будет наблюдаться у врачей. Ей необходимо будет коррегировать супрессивную терапию, а также сделать биопсию миокарда, чтобы оценить состояние самого сердца, — пояснил Юрий Островский.
Ну а когда же Катя сможет вернуться к привычному кругу друзей, снова ходить в школу?
— В посттрансплантационный период девочку необходимо обезопасить от инфекций и свести к минимуму контакт с окружающим миром. А вот через 3—4 месяца, когда все вопросы снимутся, Катя снова вернется к обычной жизни.
Врач отделения хирургической реанимации Олег Черноокий познакомил нас с юной пациенткой через стекло специального бокса. Правда, девочка стеснялась и закрылась простыней. Только два любопытных глаза наблюдали за гостями.
— За эти дни девочка очень устала от такого повышенного внимания. Стала немного капризничать, — пояснил доктор. — Но в целом настроение хорошее, состояние здоровья средней тяжести.
Катя уже гуляет по палате и по отделению (правда, с каталкой). Кушает полноценно, рисует, читает книги, вместе с медсестрами заплетает косички и занимается с инструктором ЛФК. На днях в гости приходила бабушка девочки. Правда, общались они пока через стекло.
Катя — первый юный пациент, которому была произведена такая сложная операция. Но она, при помощи врачей, мужественно справляется со всеми сложностями.
— Нам пришлось корректировать терапию. В данном случае нельзя сказать, что дети — это маленькие взрослые, органы и системы функционируют у них немного иначе, — пояснил Олег Григорьевич. — Но Катюша обязательно поправится, и у нее все будет хорошо!
Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «БН»
Фото Павла ЧУЙКО, «БН»
СПРАВКА «БН».
По количеству органных трансплантаций Беларусь занимает первое место среди стран СНГ.
Всего в 2012 году в стране провели 274 операции по пересадке органов. Сердце пересадили 21 взрослому
пациенту. На данный момент в «детской» очереди находится пять юных пациентов.