Частные центры готовы помочь поликлиникам

Источник материала:  

Хотя эпидемия гриппа еще не грянула, сезонный скачок заболеваемости налицо: и в без того не пустующие поликлиники больные потянулись вереницей. Например, в 31–й минской поликлинике поток пациентов по сравнению с сентябрем (временем относительного затишья) вырос почти на треть. На 8,8 процента, со слов главного врача Константина Лосицкого, увеличилось количество вызовов на дом. Приблизительно такая же ситуация и по городу в целом. Поликлиники и больницы даже «расширили» графики работы. Дежурные врачи принимают по выходным, как и лаборатории, смотровые, рентгенографические кабинеты. Медики уверяют: ничего экстраординарного для нынешней поры года. Но последнее время все острее ставится вопрос: как разгрузить участковую службу? Поднимался он и на недавней коллегии Минздрава. Тогда и прозвучал вариант: помощь может прийти со стороны платных медцентров. Но какая? И готовы ли они сами подставить плечо?


Удобно. Но дорого


С недавних пор один из трех крупнейших минских частных медцентров предлагает услугу: за деньги врач приедет к вам домой, осмотрит, поставит диагноз и выпишет лекарства. В «ассортименте» — терапевт, невролог, оториноларинголог и педиатр. Поводом для визита могут послужить простуда и бессонница, мигрень и остеохондроз... На месте сделают даже анализы и кардиограмму. Причем предварительно доктор свяжется с больным, чтобы обсудить удобное для него время. Как говорится, любой каприз — за ваши деньги. Впрочем, удовольствие недешевое: консультация на дому — 350 тысяч рублей. Чаще всего сейчас «заказывают» терапевта и педиатра. Во время пика сезонной заболеваемости в день поступает примерно 100 вызовов. Практически столько же, сколько и в государственную поликлинику. Остальные центры по мере сил тоже предлагают подобные услуги, но не массово: кое–где в штате терапевты вообще не числятся...


Казалось бы, вот и подспорье государственной медицине. Ведь когда в Минске изучили, насколько обоснованы вызовы врача на дом, результаты оказались более чем любопытные. Свыше 70 процентов обращений не были связаны ни с острым, ни с обострением хронического заболевания. В 6 случаях из 10 врач был вынужден заниматься только выпиской льготных лекарств, более половины пациентов вполне могли бы сами прийти на прием без ущерба для здоровья. Проблема в том, что вызов на дом не регламентирован никаким документом. Захотел человек — позвонил, а по делу или нет — он не несет никакой ответственности. «Частнику» же придется заплатить в любом случае. Другое дело, что у него нет права выдавать больничный листок (только в исключительных случаях он дает направление в стационар и то не все считают его действительным). А именно это — главный предлог для вызова врача. Уже несколько лет активно обсуждалось, наделить ли коммерческие центры правом на бюллетень, более того, они сами не раз выходили с таким предложением, и вот министр здравоохранения Василий Жарко недавно заявил: «Этот вопрос, можно сказать, уже решенный». К слову, в планах Минздрава также — пересмотреть время на прием и критерии посещаемости на дому, усилить работу лабораторной службы...


Больничный вопрос


Частные доктора появившуюся на горизонте перспективу только приветствуют. Владимир Горбачев, директор одного из крупных медицинских центров, признает: случалось не раз, когда больные обращались с просьбой выписать больничный. Однако приходится отказывать. Но плюсы идеи, по его словам, очевидны. Например, в их центре существует хирургическое отделение, где проводят различные операции. И потом пациент еще должен идти в свою поликлинику и становиться в очередь за выпиской больничного. Неудобно! А так бумажные вопросы можно будет уладить на месте. Впрочем, возникнет и ряд технических нюансов. Возьмем процесс открытия–закрытия бюллетеней. Что если клиент откроет его, а затем вовсе исчезнет, ведь каждое посещение в центре — платное?


— Если такое решение будет принято, то наш центр обязательно подаст документы на лицензирование, чтобы оказывать подобную услугу, — полагает Владимир Горбачев. — Для частной медицины это большое преимущество, но и огромная ответственность. Ведь многих больных и их истории болезни врач видит впервые. Другое дело, когда речь идет о тех пациентах, которые обслуживаются у нас годами...


Выход из ситуации ему видится в создании единой компьютерной базы пациентов и листков нетрудоспособности, доступной медучреждениям любой формы собственности. А вот что делать с другим моментом, на котором акцентирует внимание председатель комитета по здравоохранению Мингорисполкома Виктор Сиренко: «Вопрос о качественной составляющей контроля больничных листов еще, наверное, открыт для коммерческих центров»? Например, закрадываются подозрения: а не купит ли здоровый человек себе освобождение от работы, когда просто нужно несколько свободных дней? В платных центрах в один голос обещают, что исключат такое в принципе, возможно, даже официальную бумагу будет выдавать специальная комиссия.


Комментарий


Координатор программ странового бюро ВОЗ Валентин Русович:


— Подобные меры принесут определенный успех, но вряд ли помогут значительно облегчить ситуацию с загруженностью поликлиник. Возможно, нужно будет еще продумать механизмы, как из платных центров направлять пациента на врачебные комиссии поликлиник. Мне выход видится в другом. Например, если человеку нездоровится, чтобы до трех дней ему можно было не идти к врачу, а больничный от 3 до 6 дней оплачивал наниматель. Это позволит четко разделить потребность в медпомощи: когда она действительно необходима и когда есть симптомы легкой простуды. Ведь многие, кто просит больничный, на самом деле не нуждаются в нем. Появится и реальная цена здоровья.

Автор публикации: Елена АНИСКИНА

←В Мексике похоронили "самую страшную женщину в мире"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика