Не то, что доктор прописал
Сенсационная весть пришла из Чехии: местным врачам официально разрешили отказывать в помощи больным, которые не выполняют их рекомендации. «Теперь я могу сказать: вы согласились на лечение, но не следуете выбранной методике. Найдите другого лечащего врача, и я отправлю ему вашу историю болезни», — так видит ситуацию вице–президент чешской Ассоциации практикующих врачей Лабор Кинст. Заметим, проблема эта далеко не местного масштаба. Конечно, «не хочу, не буду, сами пейте таблетки и ходите на уколы!» — привилегия тех, кто является клиентом «Детского мира». Однако это совсем не значит, что все остальные поголовно выполняют то, что доктор прописал. Недавнее исследование, проведенное в РНПЦ «Кардиология», продемонстрировало феномен во всей красе: из 100 пациентов с сердечно–сосудистой патологией только 88 приобретают все выписанные доктором препараты, 76 из них начинают лечение, но лишь 47 доводят начатое до конца!
Дело — на самотек
Вопрос: почему? Врачу не доверяют, сомневаясь в квалификации и профессионализме? Доктор попросту не вызывает симпатии и недостаточно убедителен? Причина в каждом случае своя, но есть и общие тенденции. «Проведенное в прошлом году исследование на базе Республиканского госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны им. П.М.Машерова среди пациентов с хроническими заболеваниями засвидетельствовало: 40 процентов из них перестают принимать назначенные средства, банально решив устроить себе «лекарственные каникулы». Еще 35 думают: раз исчезли неприятные симптомы, можно прекратить лечение вообще, ведь не болит — не колет, — приводит статистику заместитель начальника управления организации медицинской помощи Минздрава Людмила Жилевич. — Еще 9 процентов пояснили: «Цена лекарства слишком высока, я не могу его себе позволить», столько же прекращают прием назначенного препарата из–за побочного эффекта. И при этом не консультируются с врачом, чтобы подобрать подходящий для себя аналог, пуская дело на самотек».
Никакой ответственности за такое своеволие наше законодательство для пациентов не предусматривает. Доктор по–прежнему обязан тянуть недобросовестного больного за уши, убеждая: выполняйте предписания, меняйте образ жизни, принимайте выписанные препараты! А вот чехи терпеть такое положение вещей дальше не захотели, решив, что нечего впустую растрачивать время и другие ресурсы медперсонала. Правда, сразу оживились эксперты в области прав человека: «Что же получается? Теперь врачи могут использовать закон в своих целях, буквально вынуждая больных принять ту или иную методику!» Тогда минздрав Чехии уточнил: врач будет обязан информировать больного обо всех способах лечения, тот вправе выбирать, но после жестко следовать одной стратегии...
Требуется переводчик
По словам Людмилы Жилевич, результаты последнего мониторинга приверженности пациентов к лечению, показали: половина тех, кто отказался лечиться как положено, объясняет это тем, что им выписывают «слишком много препаратов», другая половина говорит, что не понимает смысла назначений.
Да, случается наблюдать и такую сцену: пациент сидит перед доктором, боясь открыть рот («магия» белого халата), а врач сыплет мудреными терминами, смысл которых понятен только ему. Так и хочется сказать: доктор, будьте проще! Говорите понятно, а то... ничего не понятно.
Вместо подснежников — таблетки
Врачи–фтизиатры рассказывают: еще лет 7 — 10 назад, стоило растаять снегу, как под окнами туберкулезных диспансеров расцветало «лекарственное поле». Все пространство перед зданием было усыпано таблетками — больные не принимали их, выбрасывая в форточку. Кто–то считал, что его «залечат», иные усматривали в этом свой интерес — надеялись получить социальное жилье, потому выздоровление не входило в ближайшие планы. В том, что их болезнь несет серьезную угрозу заражения другим, люди просто не отдавали себе отчета или игнорировали эту опасность.
Но и это еще не вся беда. Ведь если прекратить лечение даже на один день, то может развиться лекарственно–устойчивая форма туберкулеза. Тогда побороть болезнь не в силах будет ни один из сильнодействующих препаратов. «Потому было решено: раз увещевания на несознательных не действуют, все без исключения больные будут принимать лекарственные средства под контролем медицинских работников. Причем всюду — в амбулаторно–поликлинических учреждениях и стационаре. Действует такое правило неукоснительно с 2007 года», — подтверждает директор РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии Геннадий Гуревич.
Логика ленивого потребителя
Многие подходят к системе здравоохранения, как к сфере обслуживания. Я — пациент (покупатель), вы — врачи (обслуживающий персонал), а значит, я всегда прав. Таково отношение ленивого потребителя. Ведь до 35 — 40 лет многие просто плюют на собственное здоровье. Пока ничего не болит, нечего и беспокоиться. Выпить–покурить, много и вкусно поесть — разве откажешь себе в такой малости? А как что–то не так, сразу к врачу: «Лечите меня, спасайте скорее, вы ж за мое здоровье в ответе».
«Заставить наших людей заниматься профилактикой — отказаться от вредных привычек, вовремя проходить вакцинацию и прочее — очень и очень трудно, — мнение председателя Белорусской ассоциации врачей, главного врача 34–й минской поликлиники Дмитрия Шевцова. — Большинство не понимает, что после 40 лет нужно обследоваться с головы до ног, чтобы обострившиеся заболевания не перешли в хроническую форму. Могу сказать, что женщины в этом смысле более сознательны. Примерно 60 процентов из них активно занимаются своим здоровьем. Мужчин с такой же линией поведения наберется в лучшем случае процентов 20».
Как же сформировать ответственность каждого за себя самого? Рубить сплеча, как в Чехии? Поднимать престиж здорового образа жизни, так, чтобы в подсознании отложилось: быть спортивным, стройным, некурящим — это для меня? Сколько об этом говорим, а воз и ныне там. Тогда давайте думать вместе...
Кстати
Еще один больной вопрос. Всякий ли пациент покидает кабинет врача достаточно информированным? Хватает ли доктору 12 стандартных минут приема, чтобы подробно рассказать о состоянии и методике лечения? Ведь это, безусловно, разные вещи: слушать доктора вполуха или слышать и выполнять все предписания. Что мы прежде всего ищем у врача? Поддержки, доброго слова, сочувствия. И помощи, конечно. Но способен ли доктор на приеме искренне посочувствовать каждому из 35 — 40 человек? Все это выливается в проблему эмоционального выгорания. Врач — профессия с высоким уровнем стресса и ответственности. За день он выслушивает столько жалоб, претензий и негатива, сколько представитель любой другой профессии не получит и за месяц. Отсюда все чаще возникающее ощущение внутреннего опустошения... Но если на самом деле доктор невнимателен, груб, неопрятен? Тогда вы имеете законное право довериться другому специалисту, определив для себя: мы друг другу не подходим!
Вы полностью выполняете предписания врачей?
Автор публикации: Алла МАРТИНКЕВИЧ