Человек в сезон дождей

Источник материала:  

Везет же людям! Тем, которые умеют насладиться маршем осени, кутаясь в теплые пледы, согреваясь кофе с корицей, строя новые планы. Другие же словно попадают под колеса автомобиля. А в результате — апатия, потеря аппетита, мучительные пробуждения в 5 — 6 утра... Знакомо? Привычная «классика жанра» — сезонная депрессия.


Осень, я опять лишен покоя


Незаметно мысли вдруг становятся черными, лицо — бледным, руки — ледяными. Голова — как котел, в котором кипят страсти посерьезнее истории Фауста. Случается это не у одного на миллион — у 5 процентов населения каждый год. Если перевести стрелки на Минск, получается около 80.000 человек. За помощью к психотерапевту при этом обращаются в 20 раз меньше.


В свою очередь, всероссийский интернет–опрос обнародовал еще более пугающие цифры: из 4 тысяч трудоспособных людей более половины (55 процентов) с приходом осени гнетет тоска. Оказалось, больше других — до 63 процентов — подвержены ей топ–менеджеры и управленцы.


Что интересно? Осенний сплин — в основном примета большого города. «В мегаполисе люди чувствуют отчужденность между собой, испытывая пресловутый «эффект кокона». У человека в поселке или деревне, вероятно, меньше общения и контактов, но при этом они не формальные и поверхностные, а искренние и глубокие, что влияет на его мироощущение, не давая шанса осенней хандре», — делится наблюдением руководитель Городского центра пограничных состояний и психотерапии Минска, главный внештатный психотерапевт комитета по здравоохранению Мингорисполкома Сергей Давидовский.


Депрессия, конечно, любит людей чувствительных, тонких, эмоционально лабильных. Понятно, что строить и жить она никак не поможет, в ее планах — заморозить, лишить радости и энергии. И если каждый год происходит одно и то же: вы с опаской поглядываете на последние месяцы календаря, ожидая прихода «дамы в черном», настало время разработать план, как не пустить ее на свой порог.


Обрати внимание на мое страдание


В нашем обществе принято считать: больной и несчастный тот, у кого нет ноги или руки, — этот инвалид, беспомощный калека. Когда вдруг с виду здоровый человек перестает интересоваться всем вокруг, ничто его не радует и не волнует — этот точно симулянт и тунеядец, которого мало в детстве ремнем премудрости учили.


Но депрессия — не просто плохое настроение, когда встал не с той ноги, а после выпил кофе, съел что–то вкусное и жизнь наладилась. Тягостные ощущения длительны, непреходящи, порой невыносимы. «Все плохо. Я никуда не годен. Мир ужасен» — на таких трех китах–мыслях держится мироощущение человека в состоянии немой хандры. И если это длится более двух недель, врачи говорят о депрессивном расстройстве.


Что стоит знать окружающим? Это не лень и не нежелание взять себя в руки. Человек чувствует себя потерянным, беспомощным, лишенным сил. Подтрунивать над ним, пытаться развлечь веселым анекдотом или просмотром комедии — значит только усиливать настроение меланхолика. Скажите захандрившему, что понимаете его проблему и готовы во всем поддержать. Проявляйте терпение и заботу. Предложите обратиться к психотерапевту. Ведь депрессия — это черный период жизни. Есть опасность упустить человека, восприняв его состояние как блажь и минутное явление.


Да будет свет!


Человек, не единожды переживающий сезонный сплин, сказал мне: «Осень для меня — это ломка по солнцу». Верно: одна из причин такого расстройства — дефицит солнечных лучей. По словам Сергея Давидовского, истощение светового дня подавляет. Его «усечение» приводит к более активному образованию в организме мелатонина — гормона, который может стать причиной депрессивных состояний. И, напротив, солнечные лучи заставляют «таять» «скучный» гормон. Рецепт спасения очевиден: гуляйте по улице без солнечных очков, утром широко распахивайте шторы и буквально любуйтесь белым светом. Вечером не экономьте на электричестве. Дома и в офисе включайте «все, что горит», — люстры, бра, светильники.


Вторая причина сезонных душевных встрясок — «депрессивная память». Это значит: если нечто подобное уже случалось прошлой осенью, есть большая вероятность — повторится снова в тот же календарный отрезок времени. Депрессия — как преступник–рецидивист. Здесь и юристы, и психотерапевты могут сказать одинаково: «Что было однажды, может быть дважды». И если вы знаете, что осень хоть раз была временем «скорби и плача», боитесь ее наступления, наступайте сами.


Боксировать и танцевать


Многие в курсе: первым пунктом идет «подкормка» оптимистичного настроения. Это значит — внимание продуктам, богатым витамином В, селеном, магнием, триптофаном. Но как бы ни была хороша «веселящая» диета, она не заменит физической активности. Людям, неравнодушным к спорту, известно понятие «мышечная радость» — состояние эйфории, которое наступает после 20 минут интенсивной физической нагрузки.


«Движение отвечает за стимуляцию, активность коры головного мозга. Для депрессии же характерны процессы торможения. И тут движение становится буксиром, который не дает утонуть, — поясняет Сергей Давидовский не только для своих пациентов. — Помимо прочего, физическая активность повышает общий тонус. Но когда тоска уже вползла в душу, вытянуть себя за косичку из болота мог только великий лгун барон Мюнхгаузен. Поэтому не доводите до предела — двигайтесь постоянно». Плавайте, танцуйте, осваивайте новые асаны йоги, гоняйте в футбол, боксируйте, прыгайте на скакалке. Найдите свой способ спугнуть тоску активным махом или хуком.


Целебные ноты


Есть парадоксальное на первый взгляд мнение. В состоянии вселенской тоски не стоит включать на полную мощь колонки, слушая веселую музыку. Человека в депрессии она еще больше гнетет и подавляет. С такой он в полном диссонансе. Зато с его душевным настроем резонируют минорные произведения, полные печали и грусти. Каким–то удивительным образом именно это гармонизирует душевное состояние. Как ни странно, во время и после прослушивания становится легче. Такой вот психотерапевтический эффект.


Поэтому в состоянии душевного разлада включите классику: «Реквием» Моцарта, четвертую и пятую симфонии Шостаковича, ноктюрн до–минор Шопена, «Всенощную» Чайковского, «Грустный вальс» Сибелиуса и др.


К труду не годен


Не удивляйтесь, при средней и тяжелой степени депрессии человеку, обратившемуся к психотерапевту, выдают больничный лист. Предлагают пройти курс лечения в дневном стационаре или лечь в отделение неврозов одной из клиник. Там он активно работает с психологом и психотерапевтом, принимает антидепрессанты, получает капельницы с витаминами, общеукрепляющими средствами, проходит курс физиотерапии.


«Чтобы не допустить повторения — выйти на длительную ремиссию, не обойтись без антидепрессантов. Но эти препараты дают эффект спустя 4 — 6 недель. Дальше в течение полугода следует поддерживающая терапия, — расставляет акценты доктор Давидовский. — Все для того, чтобы добиться стабильных результатов. Если бросить лечение на полпути, в 50 процентов случаев депрессия возвращается...»


Кроме этого, врач применяет психотерапевтические методики, которые помогают человеку выбраться из засосавшей его трясины. Учит менять негатив жизни на позитивные мысли и восприятие. И тут для кого–то достаточно 2 — 5 занятий, а иной меняет вектор настроя через пару месяцев.


Где дивиденды?


Есть ли скрытые выгоды у депрессии? Раз она дана, значит, выполняет какую–то роль? Может, до того как впасть в тоску, человек слишком разогнал маховик своей жизни, взял на себя больше, чем смог реально выполнить?


«Депрессия — это возможность задуматься, побыть наедине с собой и мыслями. В принципе, любая болезнь — это шанс притормозить, подумать: что в своей жизни я делаю не так? — рассуждает психотерапевт. — Она же всегда трамплин для перемен. Ведь практически любой темный тупик можно разрушить, выйдя в светлый коридор возможностей».


В общем, перестаньте считать осень злой волшебницей. Чтобы подружиться с ней, прежде придется поработать над собой. И тогда прочувствуете, «как с первым осенним холодком жизнь начинается сначала».

Автор публикации: Алла МАРТИНКЕВИЧ

Фото: Александр РУЖЕЧКА

←Без рецепта

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика