«По проспекту Победителей ходил трамвай, который тянули лошади». Каким был Минск XIX века и что сохранилось до сих пор?
Одно из главных имен, которые ассоциируются с Минском конца XIX века, — имя графа Кароля Яна Чапского. Он прожил всего 44 года, чуть больше 10 из которых пробыл главой Минска. Благодаря Чапскому появился Городской театр, по проспекту, который сейчас носит имя Победителей, ходила городская конка. Именно Чапский превратил провинциальный городок в по-настоящему столичный. Каким был Минск в конце XIX века и что сейчас находится в известных зданиях того времени, рассказывает историк Антон Денисов — доцент БНТУ. Партнер материала — «Пивоваренная компания Аливария», которая в свое время была выкуплена и модернизирована Чапским, а сейчас продолжает работать и развиваться в центре нашей столицы.
«У семьи Чапских был даже собственный городской сад»
— Граф Кароль Ян Гуттен-Чапский по праву может носить звание «отца города», — начинает рассказ историк Антон Денисов. — Представитель древнего знатного рода, он прожил короткую жизнь, но успел отдать все свои силы городу, преобразив лицо будущей столицы и навсегда вписав свое имя в городскую историю.
Родовое имение Гуттен-Чапских находилось в усадьбе Станьково под Минском, где и родился сын Кароль. Кроме этого, его семье принадлежали Прилуки, Негорелое, Прусиново и другие земли. В Минске Чапские были одними из самых крупных землевладельцев, у них был даже свой собственный городской сад на улице Полицейской.
Кароль Ян учился в немецкой гимназии в Санкт-Петербурге, а затем получил блестящее экономическое образование в Дерптском университете (сейчас — Тартусский университет, Эстония). Знания в области экономики и статистики он применил на практике, управляя хозяйством в Станьково.
Очень быстро молодой и энергичный аристократ завоевал авторитет среди крупных землевладельцев католической веры. Это сыграло значительную роль, когда скончался граф Николай Голиневич и должность городского главы стала вакантной. В 1890 году 30-летний Кароль Ян был выбран большинством голосов.
Чтобы вам было удобнее ориентироваться в наследии, которое Чапский оставил Минску, мы создали специальную карту.
Чапский продал лес, чтобы достроить городской театр
Купаловский театр на Энгельса,7 (а в конце XIX века это был Городской театр) — одно из зданий, которое появилось благодаря Чапскому. Строить его начали за пару лет до того, как Чапский стал градоначальником — летом 1888 года. Но строительство шло очень медленно, денег совершенно не хватало. Молодой градоначальник решил продать на сруб лес, который принадлежал городской управе. А вырученные за него деньги вложил в строительство. Театр открылся в 1890-м году, когда Чапский стал главой города.
По современному проспекту Победителей проходила «конка» — трамвай, который тянула упряжка лошадей
К концу 1880-х годов Минск был небольшим, пока еще достаточно провинциальным городом и нуждался в благоустройстве.
— Чтобы найти средства на коммунальные нужды, Чапский решил сделать муниципальными прибыльные отрасли: городскую скотобойню и магазины Низкого рынка. Усилиями городского главы в Минске были открыты больницы, приют для бездомных, мужские и женские гимназии, городская публичная библиотека, за счет городских средств содержался родильный дом. При нем горожане стали пользоваться телефоном, расширился городской водопровод. В Минске были замощены многие улицы, стали вывозиться нечистоты. Для масштабных преобразований нужны были инвестиции, и граф под свое личное поручительство брал кредиты, а проценты ему приходилось платить из личной казны. Дабы устранить подозрения в финансовых махинациях, Кароль Ян Чапский даже отказался от солидного жалования. Те успехи, которых он добивался, улучшая жизнь города, позволили ему три раза одерживать победу на выборах. 1890−1901 годы — настоящая эпоха Чапского.
В том числе и усилиями Чапского город разрастался, увеличивалось население, минчанам все чаще нужно было передвигаться из одного района города в другой, но извозчики не могли справиться с этими потребностями.
— 10 мая 1892 года состоялось торжественное открытие конки – городского трамвая, который тянула по рельсам упряжка лошадей.
Мост на Немиге появился, чтобы связать пивоваренный завод с центром города
В 1894 году Чапский выкупил пивоварню минской мещанки Рохли Фрумкиновой и рядом с ней отстроил новый завод с каменными зданиями, в которых было установлено европейское оборудование и паровые машины.
— Чтобы связать территорию пивоваренного завода и центральную часть города, был отстроен новый Низко-Базарный мост через Свислочь (на этом месте сейчас современный мост, соединяющий Немигу и улицу Богдановича). Вскоре по мосту стал ходить и конный трамвай.
Появилась телефонная линия — чтобы была связь между домом Чапского и управлением пивоваренного завода
Чапский платит 32 000 рублей серебром, что было на тот момент огромной суммой, и покупает пивзавод. После сделки завод получает название «Паровой пивоваренный завод «Богемия» в Минске». Модернизация идет полным ходом — здание уже не деревянное, а каменное, появилась телефонная линия, связывающая дом Чапского с управлением завода, а в цеху — паровой котел, производство пива возрастает в разы. Через несколько лет завод продают купцам братьям Лекертам.
За полтора века существования это был и завод «Богемия», и пивзавод «Беларусь», и «Аливария», которую знаем сегодня. Кстати, недавно у компании сменился логотип — теперь на нем более четко видны очертания исторического здания, год создания — 1864 — и подпись Чапского.
Семьям пожарных Чапский предоставил отдельные казармы
Настоящим бедствием для города в XIX веке были пожары, отмечает историк.
— В 1876 году было создано Минское вольное пожарное общество, члены которого самоотверженно боролись с огнем, просвещали горожан о средствах борьбы с пожарами и предлагали страховать имущество. Была создана уличная система оповещения о возникшем пожаре. Минские пожарные также были спасателями – оказывали помощь жителям города при наводнениях.
В 1881 году пламя уничтожило все дома в западной части Минска. В 1886 снова произошло несколько крупных пожаров, справиться с которыми пожарные смогли, только разобрав дома на пути пламени. При поддержке городского главы семьям пожарных были представлены отдельные казармы, отремонтировано здание пожарного общества на Преображенской и Ново-Романовской (Городской Вал), построена конюшня с цейхгаузом и складом для сена.
На месте здания кинотеатра «Центральный» находилось Общество сельского хозяйства
По инициативе Чапского были основаны Общество любителей спорта, Общество защиты женщин, Общество сельского хозяйства. Последнее находилось в доме по улице Захарьевской, 47, на месте нынешнего кинотеатра «Центральный» (Ленинский проспект, 13). Председателем Общества был выдающийся меценат Эдвард Войнилович.
— Часто бывал граф и в доме губернатора Минской губернии, князя Михаила Трубецкого (Площадь Свободы, 7), — говорит Антон. — Царский сановник настороженно относился к многим инновациям городского головы, его раздражала экономическая независимость муниципальных властей.
Активная деятельность графа бесспорно преобразила облик столицы. Работая на износ над проектами развития инфраструктуры города, городской голова подорвал свое здоровье и заболел туберкулезом — страшной болезнью того времени. Кароль Ян Чапский скончался в 1904 году в возрасте 44 лет. Его прах был погребен в родовом имении Станьково.
Завершая рассказ о графе Чапском, скажу, что он был выдающейся личностью, которая способна вдохновлять новые поколения. Думаю, что именем Кароля Яна Чапского могла быть названа улица, в его честь мог бы быть воздвигнут памятник, реализованы различные образовательные или инвестиционные проекты. Оглядываясь на страницы истории, мы видим пример уверенного и энергичного человека, главной заслугой которого стало то, что вопреки всем трудностям, ему удалось реализовать свои замыслы и повысить качество жизни минчан в конце XIX века.
След Кароля Яна Чапского сегодня можно увидеть и на новом логотипе бренда «Аливария» - крупнейшем в портфеле пивоваренной компании. В этом году бренд обновил визуальную айдентику. Надпись сохранена в узнаваемом шрифте, но теперь она располагается на красной подложке, в которой легко угадать контур здания пивоварни, где напиток варится с 1864 года.Поменял направление полета и орел над крышей здания. Смысл этих изменений прост: «Аливария» уверенно смотрит в будущее и не боится открывать новые горизонты.В новом логотипе компании не спроста появилась подпись Кароля Яна Чапского. «Аливария» продолжает следовать ценностям этого удивительного человека так много сделавшего не только для пивоварни, но и для Минска.