Семашко прошелся по болевым точкам отношений с Россией: от цены газа до глубины интеграции
Беларусь не устраивает действующая цена на газ и отсутствие договоренностей по компенсации последствия налогового маневра. Как передает ТАСС, об этом заявил посол Беларуси в России Владимир Семашко в среду на онлайн пресс-конференции по случаю Дня независимости.
Газовый вопрос
Семашко сообщил, что вчера встретились министры энергетики России и Беларуси Александр Новак и Виктор Каранкевич, а также глава «Газпрома» Алексей Миллер.
— И мне показалось, что понимание созрело <…> Вчера по докладам я понял, что назрело понимание, что надо двигаться дальше и двигаться к единому рынку газа, — отметил дипломат.
По его словам, Беларусь в настоящее время не удовлетворена ценами на российский газ и разногласиями с "Газпромом". «Но мы видим, что есть понимание, и мы считаем, что такую задачу надо ставить. К 1 января 2022 года мы должны решить ту задачу, которую ставили в 2017 году», — добавил Семашко.
Речь о том, что три года назад Минск и Москва договорились сформировать методику определения цен на газ в двусторонней торговле, чтобы затем перейти к единому рынку энергоресурсов. То есть цены для Беларуси должны быть сопоставимы с внутрироссийскими.
Беларусь ежегодно импортирует из РФ около 20 млрд куб. м газа. В апреле, когда цены на газ существенно снизились на фоне пандемии и падения нефтяных котировок, Минск стал требовать от «Газпрома» пересмотра контракта, который был подписан 14 февраля текущего года. Цена на газ была сохранена на уровне 2019 года — 127 долларов за тысячу кубометров.
А 29 мая глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что компания готова начать переговоры с Беларусью по условиям поставок российского газа в 2021 году после погашения Минском долга за поставленный газ в размере 165,57 млн долларов.
В ответ Минэнерго Беларуси заявило, что Минск не имеет задолженности за импортируемый газ, но есть разногласия между субъектами хозяйствования по определению стоимости поставляемого газа с учетом его калорийности.
По оценкам наблюдателей, долг мог образоваться из-за того, что Беларусь не уплачивает надбавку «Газпром трансгаз Беларусь» за доставку газа потребителям в лице облгазов и «Нафтана».
По имеющейся неофициальной информации, спор до сих пор не решен. А размер долга продолжил нарастать и достиг 200 млн долларов.
Налоговый маневр
Минск по-прежнему ставит вопрос компенсации белорусским НПЗ в связи с налоговым маневром в РФ, заявил Семашко.
— Дальше мы просто не можем выдержать, мы должны решать проблему налогового маневра. И когда мы разрабатываем дорожные карты, сегодня мы ставим вопрос о том, что в той мере, в которой компенсируется российским НПЗ налоговый маневр, он может компенсироваться и белорусским НПЗ. По-другому просто не может быть, — сказал он.
То есть Минск не снимает с повестки дня компенсацию издержек от налогового маневра.
Поставки российской нефти с апреля идут в необходимом Беларуси объеме. Но ряд вопросов до сих пор не урегулирован. Например, минфины двух стран еще не утвердили механизм межбюджетного трансферта в рамках расчетов за нефть. Речь идет о компенсации из бюджета РФ премии поставщикам нефти в Беларусь. По оценкам российской стороны, это будет около 60−70 млн долларов за 2020 год.
Глубина интеграции
Семашко заявил, что российская сторона предлагала Беларуси передать большую часть управленческих полномочий на наднациональный уровень в рамках Союзного государства.
— Я скажу так, в разумных пределах. Вот я вспоминаю 13 февраля 2019 года, когда в Сочи нам предложили, не буду называть авторов с российской стороны, и когда мы это посмотрели, это было «руки вверх» называется. Тот документ, который нам предложили, предполагал 95% наднациональных функций, — сказал он.
Напомним, прорыва в решении всех этих вопросов, от топливно-энергетических до интеграционных, ожидали от встреч президентов двух стран. Владимир Путин и Александр Лукашенко виделись и во время парада в Москве 24 июня, и на торжественных мероприятиях в Ржеве 30 июня. О достигнутых договоренностях неизвестно. Пресс-секретарь президента Беларуси Наталья Эйсмонт вчера заявила, что «президенты в рабочем порядке обсудили все вопросы, которые нужно было затронуть».