Дефицит вагонов и большая социалка. БелЖД резко сократила прибыль
Гособъединение Белорусская железная дорога по итогам 2018 года показала небольшую прибыль. Об этом свидетельствуют данные магистрали, опубликованные на Едином портале финансового рынка. Результат мог быть лучше, если бы не сложности с обеспечением грузоотправителей подвижным составом и довлеющая социальная нагрузка.
За минувший год выручка БелЖД по национальным стандартам финансовой отчетности. выросла c 408,5 млн до 427,8 млн рублей. При этом чистая прибыль значительно сократилась — с 26,6 млн рублей за 2017-м год до 3,8 млн рублей в 2018-м.
Долгосрочные обязательства по кредитам, займам и лизингу превысили 1,3 млрд рублей.
Краткосрочная дебиторская задолженность составила 1,175 млрд рублей.
По данным издания «Железнодорожник Беларуси», прошлый год мог быть для БелЖД более успешным. Например, в связи с ростом объемов перевозок осложнилась ситуация с обеспечением грузоотправителей подвижным составом. Усугубили положение срыв промышленным комплексом поставки полувагонов, а также несвоевременность выпуска вагонов из ремонта ввиду дефицита комплектующих узлов и деталей на пространстве железных дорог колеи 1520 мм. Особенно напряженным оказалось второе полугодие, когда в отдельные месяцы по причинам, не зависящим от перевозчика, не догружалось до 25 тыс. единиц. В целом за 2018-й дополнительный объем перевезенных грузов (при наличии погрузочных ресурсов) мог составить около 2 млн тонн. «Соответственно, мы могли увеличить сумму выручки и решить ряд проблем, связанных с дефицитом собственных оборотных средств», — констатировал начальник БелЖД Владимир Морозов на итоговом заседания технико-экономического совета магистрали.
В своем выступлении он подробно остановился на работе и пассажирского комплекса, где отмечен рост выручки к 2017-му на 11%. Но плановое задание выполнить не удалось, что связано со снижением объемов перевозок и пассажирооборота. Для исправления ситуации реализован ряд мероприятий по совершенствованию тарифной политики, сокращению времени в пути следования, развитию электронных продаж, маркетинговых инициатив и т.д. Это позволило избежать значительного спада объемов, а в международном, городском и межрегиональном сообщениях бизнес-класса — обеспечить рост. Поскольку наращивание объемов невозможно без улучшения качества услуг и, соответственно, без приобретения нового моторвагонного подвижного состава, в ближайшие несколько лет магистраль планирует закупить 10 электропоездов серии ЭПм и 6 дизель-поездов для использования в межрегиональном сообщении.
Развивая тему пассажирских перевозок, Владимир Морозов акцентировал внимание на том влиянии, которое оказывает на железнодорожный бизнес высокая степень его социальной ответственности. Он призвал представителей госорганов и министерств вместе искать золотую середину между коммерческими интересами и социальной нагрузкой, возложенной на магистраль.
В 2018 году среднемесячная зарплата на БелЖД увеличилась на 22% и по итогам года достигла 1112 рублей.