Как Беларусь пытается минимизировать последствия российского нефтяного маневра

Источник материала:  
12.04.2019 09:36 — Новости Экономики

Беларусь пытается ускорить модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Мозыре и Новополоцке для нивелирования потерь от проводимого в России налогового маневра. Однако, как считают эксперты, только этим не стоит ограничиваться. Одна из ключевых задач — максимально оптимизировать поставки нефтепродуктов на ключевые рынки.


Россия начала реализацию налогового маневра в нефтяной сфере в 2015 году. В связи с этим цена нефти для белорусских НПЗ начала увеличиваться. И если в 2014 году она составляла около 48% от мировой цены, то к 2018 году выросла до 74%.

В 2019−2024 годах вывозная пошлина на нефть в РФ, которую не уплачивает Беларусь при импорте углеводородного сырья, снизится с 30 до 0%. Одновременно с этим будет повышаться налог на добычу полезных ископаемых, что может привести к увеличению входящей стоимости нефти для Беларуси до фактически мирового уровня.

Ежегодные потери Беларуси будут прирастать на сумму около 300 млн долларов в зависимости от складывающихся котировок. В целом белорусская сторона оценивала издержки от реализации налогового маневра в РФ за 6 лет на уровне 10−11 млрд долларов. Учитывались не только издержки от увеличения цены нефти, но и сокращение поступлений в бюджет от экспортных пошлин.

С 2019 года российский бюджет компенсирует своим НПЗ рост цен на сырье с помощью так называемого отрицательного акциза. Минск этого позволить не может, поэтому хотел получить компенсацию от России. Но стороны до сих пор не ударили по рукам. Беларусь вынуждена сама предпринимать усилия для минимизации последствий налогового маневра.

Стратегия «копеечного сдерживания»

Начальник главного управления экономики и финансов концерна «Белнефтехим» Дмитрий Тишенков утверждает, что многое уже сделано в предыдущие годы, что позволило в некоторой степени адаптироваться к новым условиям.

— В первую очередь это касается работы по оптимизации всех видов затрат по всем направлениям. Это и мероприятия по улучшению использования сырья, материалов, применение новых видов сырьевых ресурсов, повышение технического уровня производства, мероприятия по энергосбережению, установление лимитов на транспортные и рекламные расходы, услуги связи, повышение доходности объектов социальной сферы. Только за 2018 год экономический эффект от внедрения мероприятий по снижению затрат организациями концерна достиг около 200 млн рублей, что позволило снизить затраты на производство продукции на 4,6%, — сказал он (цитата по belchemoil.by).


В течение 2019 года планируется снижение затрат на производство продукции в размере 170 млн рублей, основную долю которых составят мероприятия по энергосбережению (70 млн рублей) и по повышению технического уровня производства (53 млн рублей).

Впрочем, как отметил Тишенков, с учетом высокой доли нефти (90%) в затратах на производство топлива, «сложно без рыночных подходов к ценообразованию компенсировать отрицательное воздействие внешних факторов».

В текущем году цены на моторное топливо выросли уже 7 раз. Но, как сказал зампредседателя «Белнефтехима» Владимир Сизов, концерн «продолжит стратегию сдержанного изменения цен на нефтепродукты». Это значит, что «копеечное сдерживание» будет продолжаться, несмотря на то, что стоимость нефти для белорусских НПЗ с начала года выросла практически на 18%, а розничные цены на топливо — на 4%. «Мы пытаемся эволюционно подтягивать [цены], не допуская резкого удара по потребителям», — отметил Сизов.

Ускорение модернизации

Впрочем, в настоящее время стратегическая задача перед концерном — ускорение модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Благодаря этому НПЗ надеются сохранить конкурентоспособность в условиях мировых цен на нефть.

Перед «Белнефтехимом» поставлена задача максимально сократить сроки ввода и пуска установок глубокой переработки нефти — замедленного коксования на «Нафтане» и гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков на Мозырском НПЗ.

До 7 ноября должны завершится строительно-монтажные работы, после чего должна начаться пуско-наладка.


Источник: ИК «Юнитер»

Впрочем, на самих заводах озвученные сроки называют довольно оптимистическими. «Очень многое зависит от строителей, которых раньше у нас был дефицит. Да и сами пусконаладочные работы быстрыми не назовешь», — говорят эксперты.

После модернизации белорусские НПЗ будут иметь мощности по переработке по 12 млн тонн нефти год. Глубина переработки нефти вырастет до 90%, сократится выход темных нефтепродуктов и будет получен дополнительный отбор более премиальных бензина и дизеля. «В любом случае при любых ценах мы будем выпускать высококачественную продукцию и будем конкурировать с европейскими заводами», — заявил заместитель гендиректора Мозырского НПЗ Олег Протасов, отвечая на вопрос участников конференции «Нефтегазовые рынки Центральной и Восточной Европы» о последствиях налогового маневра для белорусских заводов.

Он сообщил, что в прошлом году завод реализовал 9,4 млн тонн нефтепродуктов, из них 3 млн тонн было реализовано на внутреннем рынке, остальное — на внешних. «Доля внутреннего рынка в общей реализации в 2018 году по сравнению с 2017-м увеличилась на 400−450 тыс. тонн. Это связано с более высоким спросом на нефтепродукты на внутреннем рынке, а также с разницей цен внутри страны и в сопредельных государствах», — пояснил Протасов.

Оптимизация продаж

Председатель совета директоров инвесткомпании «Юнитер», член совета директоров «РуссНефти» Андрей Дерех также считает, что необходимо скорейшее завершение текущих инвестиционных проектов. Промедление ввиду прогрессивной шкалы налогового маневра приведет к дополнительным убыткам. Дело в том, что сейчас в структуре производства нефтепродуктов мазут составляет 35%. Увеличение глубины переработки повысит выход более дорогих светлых нефтепродуктов.


Помимо этого Дерех рекомендует предлагает обратить внимание на оптимизацию продаж нефтепродуктов:

— Мне говорили, что Польша покупает у Беларуси около 2 млн тонн дизтоплива и бензина. Но по статистике этого не видно: на Польшу приходится только 4% [от общего объема экспорта], а в лидерах Великобритания — 49%. Это говорит о том, что поставки носят трейдерский характер (продажи идут через зарегистрированные в Великобритании компании. — Прим. Ред). Надо самим идти на рынки соседних стран (Литва, Польша, Латвия, Украина), в том числе и путем выхода в розничный бизнес, логистику и так далее. Для выхода в такой бизнес необходим надежный международный партнер — надо рассмотреть возможность вхождения в капитал.

По словам эксперта, еще одна стратегия — это интеграция с нефтехимией, что позволит создавать добавленную стоимость.

— Одни исследования говорят, что потребление бензина и дизтоплива на глобальном рынке будет расти. Однако многие эксперты считают, что электромобили через 10 лет возьмут вверх. Не стоит это сбрасывать со счетов, а учитывать в своей стратегии развития, — сказал Дерех.

Российская компенсация

Ввиду налогового маневра стоит ожидать закрытия ряда мелких и неэффективных НПЗ в России, доля которых велика. По некоторым экспертным оценкам, могут быть сокращены мощности по нефтепереработке примерно на 30 млн тонн из имеющихся 280 млн тонн в год. Это может привести к повышению цен на топливо в РФ. Таким образом российский рынок окажется также интересным для белорусских поставщиков топлива. Согласно официальным сданным, в 2018 году Беларусь поставила в Россию лишь 77,5 тыс. тонн нефтепродуктов, что в 3 раза меньше уровня 2017 года. При том, что весь экспорт нефтепродуктов из Беларуси в прошлом году составил 11,9 млн тонн.

В случае поставок нефтепродуктов Дерех считает, что белорусским властям необходимо договариваться с Россией о распространении на белорусских поставщиков топлива действующего в РФ механизма зачета акцизов на нефтепродукты. «Белорусские НПЗ или менеджеры должны четко вести переговоры, чтобы стоимость нефтепродуктов для белорусских и российских НПЗ [при реализации на российском рынке] была одинаковой», — сказал эксперт и отметил, что такой подход соответствует нормативной базе по созданию Евразийского экономического союза, предусматривающей создание единого рынка энергоресурсов.


Руководитель отдела анализа и маркетинговых исследований компании Refinitiv (входит в «Томсон Рейтер») Александр Шкурин напомнил, что дефицит бензина на российском рынке в последние годы наблюдался только однажды — в 2014 году после аварии на одном из НПЗ.

«Тогда случился резкий дефицит топлива. Цены пошли вверх. И единственный бензин, который мог спасти ситуацию, был белорусского происхождения», — отметил Шкурин. Сейчас на российский рынке профицит топлива, мощности заводов избыточные. Даже если в результате налогового маневра закроются российские НПЗ с невысокой глубиной переработки, крупные заводы покроют потребности России в недостающих объемах нефтепродуктов, считает эксперт. Шкурин напомнил, что в свое время российские власти даже рекомендовали Беларуси поставлять нефтепродукты в Россию, но такие поставки оказались невыгодными Минску. «Беларусь в убыток поставлять не будет», — резюмировал эксперт.

Впрочем, официальный Минск не отказался от мысли добиться от России компенсации выпадающих доходов от налогового маневра. Если не на прямую, то косвенно. В этом контексте стоит рассматривать проект резкого повышения тарифа на прокачку российской нефти через Беларусь.

←Судебные разборки за «Трайпл» перемещаются в Москву?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика