«Убить» velcom. Топ-менеджеры компании рассказали, зачем расстаются с брендом и что впереди
После двадцати лет работы на рынке velcom объявил о «смене фамилии» — на А1 по названию владельца, австрийской A1 Telekom Austria Group, частью которой компания стала еще в 2007 году. На новое название оператор перейдет до конца года. Накануне глобального ребрендинга топ-менеджеры компании рассказали TUT.BY о том, чего стоит инвестору финансовая нестабильность, чем опасны монополисты, чего ждать от 4G, ждать ли 5G и когда, наконец, подешевеет роуминг. На вопросы ответили генеральный директор velcom Гельмут Дуз и главный исполнительный и операционный директор A1 Telekom Austria Group Алехандро Платер.
Рубль штормит — инвестор платит
— A1 Telekom Austria Group — один из крупнейших инвесторов в экономику Беларуси. Заявленный объем — 670 млн евро за десять лет. Какой прогноз на среднесрочную перспективу? Сколько приходится на реинвестированную прибыль?
— Происходящие в мире глобальные изменения открывают новые возможности. И многие изменения происходят именно в нашей индустрии, — говорит операционный директор A1 Telekom Austria Group Алехандро Платер. — В сфере телекоммуникаций и услуг связи пришли технологии 3G, 4G, в некоторых странах развивается 5G, и мы уже инвестируем в него. Но телекоммуникациями и услугами связи инвестиции не ограничиваются. Мы вкладываем значительные средства в инновации в программном обеспечении, в частности, в развитие искусственного интеллекта, облачные технологии. Третья сфера, это развитие контента.
В Беларуси мы также следуем этой стратегии. Мы хотели бы инвестировать в технологию 5G, мы хотим продолжить инвестирование в создание более развитых ИТ-платформ, а также в развитие контент-платформ для наших потребителей.
Наша компания — один из крупнейших налогоплательщиков Беларуси. Значит, они должна быть прибыльной. И мы подтверждаем свою практику реинвестировать в развитие упомянутых трех направлений как минимум 50% своей прибыли на этом рынке.
— Эти десять лет, с 2008 по 2018-й, для белорусской экономики были весьма непростыми — была и превышавшая 100% инфляция, и трехкратная девальвация национальной валюты, и несколько лет рецессии национальной экономики. Мы, в принципе, уже привыкли, а как это все пережил инвестор? Не разочаровались в нашей стране?
— Сразу хочу подчеркнуть, что горизонт инвестирования у нас всегда превышает десять лет. При развертывании сети 5G не стоит рассчитывать окупить вложения раньше, чем через десять-пятнадцать лет. И хотя мы не ориентируемся на краткосрочный результат, но чем стабильнее макроэкономическая ситуация, тем лучше для нас. Правительство Беларуси приложило колоссальные усилия для снижения уровня инфляции и стабилизации макроэкономических показателей, и для нас как инвестора это отличная новость! Сейчас можно куда увереннее планировать дальнейшие инвестиции в страну.
— Если мы работаем на локальном рынке для местных потребителей, но при этом импортируем большое количество оборудования, технологии, купленные за евро. Мы больше всего уязвимы для колебаний на валютном рынке, — добавляет Гельмут Дуз. — За последние восемь лет наша компания не переложила бремя инфляции на потребителя. То есть для нашего конечного потребителя услуги еще никогда не были такими дешевыми, как сейчас. Десять лет назад, когда я начал работать в Беларуси, средний чек составлял 7 долларов с абонента — и это были только услуги голосовой связи. Сегодня он в половину меньше — и это за голосовую связь и передачу данных.
Безусловно, конечный потребитель оказался в выигрыше, а нам пришлось резко увеличить число предоставляемых услуг, чтобы компенсировать потери и продолжать развивать бизнес. Так что финансовая стабильность, достигнутая в последние несколько лет, это чрезвычайно позитивный сигнал.
— Судя по финансовой отчетности компании, в прошлом году выручка и прибыль velcom в национальной валюте скромно росла, но с учетом девальвации рубля к евро итоговый результат оказался хуже уровня 2017 года и по выручке (389,3 млн евро, минус 1,2%), и по прибыли (EBITDA 163,8 млн евро, минус 9,9%). Какой прогноз на среднесрочную перспективу?
— Наши амбиции на среднесрочную перспективу подразумевают значительное расширение портфеля предоставляемых услуг. Речь как о мобильной связи, так и фиксированной, а также контентных услуг, — отмечает Гельмут Дуз. — Мы четко видим точки роста прибыли как в местной валюте, так и в евро.
— Кстати в прошлом году доходы от фиксированной связи росли заметно быстрее, в первую очередь, видимо, за счет покупок. Что ждет этот сегмент и есть ли у него перспектива?
— Значительный прирост финансовых показателей по услугам фиксированной связи показан в первые годы интеграции в компанию сильных игроков этого рынка — «Атлант Телеком», «Гомель Гарант», «Витебск Гарант». Безусловно, экстраполировать такие темпы на будущие годы не стоит.
Следующей сферой, где мы видим значительный потенциал прироста, будут контент-услуги. Мы готовы инвестировать в то, чтобы обеспечивать как лучшую платформу, так и лучший контент, используя и приобретенный контент, и собственный. Мы уже создали собственный бренд, VOKA, для предоставления таких услуг. Инвестиции в эту сферу будут расти, и надеюсь, это полностью себя оправдает. Причем предоставление контент-услуг под этим брендом не ограничивается нашими абонентами velcom, их мы предоставляем всем жителям Беларуси, вне зависимости от того, пользуются они wi-fi, мобильным интернетом или фиксированным. Мы очень довольны теми темпами развития, которые показываем в данной сфере. Важно, что развитие этого сегмента происходило не за счет приобретения других игроков, а собственными силами, это органический рост.
Нет конкуренции, нет скорости
— Усилия властей Беларуси сейчас сосредоточены в двух направлениях, напрямую затрагивающих интересы компании — это борьба с инфляцией и жесткий, часто «ручной» контроль за ростом цен. С другой стороны, это движение по демонополизации рынка. Как A1 Telekom Austria Group оценивает оба эти направления и успехи белорусских властей?
— Как Алехандро отмечал, мы довольны результатом усилий правительства по борьбе с инфляцией, которая оказалась на исторически минимальном уровне для страны. Безусловно, такой результат достигнут не без применения административный мер в масштабах всей нашей индустрии. В условиях гиперинфляции, наверное, это оправдано. Но мы по-прежнему уверены, что в долгосрочной перспективе именно конкуренция должна определять уровень цен, тем более, как мы видим, этот уровень постоянно снижается, или потребитель получает значительно больший объем услуг за те же деньги. К примеру, уже во всех тарифах услуги голосовой связи предоставляются безлимитно. Эра подсчета минут прошла. Но в будущем цены должен определять рынок, конкуренция.
— Говоря про конкуренцию, вы имеете в виду конкуренцию операторов, но есть же и монополисты — «Белтелеком», beCloud. Им-то зачем снижать цены…
— Конечно, конкуренция больше важна потребителю, чем игрокам рынка, — улыбается Алехандро Платер. — Но опыт всех стран нашего присутствия подтверждает — в долгосрочной перспективе монополизация рынков не на пользу потребителю.
А лучший способ развития конкуренции на нашем рынке телекоммуникаций — конкуренция инфраструктуры. Сложившаяся в Беларуси практика предоставления услуг по технологии LTE (операторы не используют свою инфраструктуру, а берут в аренду у beCloud емкости на каждой базовой станции — прим. TUT.BY) — не оптимальна. Мы понимаем, что другого варианта работы нет и мы подписали соглашение о сотрудничестве с beCloud. Но сейчас хороший момент для того, чтобы подумать о долгосрочном развитии рынка и решить, является ли такая структура оптимальной. И повторюсь — конкуренция больше нужна потребителям, чем нам.
— Это понимают власти Беларуси? К примеру, отраслевые.
— Мы озвучивали свою позицию в различных органах госуправления. Возможно, к нам прислушаются. Важно, что ситуация сейчас находится и на контроле президента Беларуси. Мы ожидаем развития событий, и надеемся, что оно пойдет по позитивному для рынка пути.
— По итогам недавнего визита в Минск генерального директора холдинга А1 Telekom Austria Group Томаса Арнольднера было заявлено, что переговоры продолжатся «с целью масштабного развертывания 4G-инфраструктуры, а в перспективе и 5G не только в городах, но и в сельских районах». Речь шла о развитии собственной инфраструктуры?
— Генеральный директор холдинга А1 Telekom Austria Group сделал конкретное предложение, — рассказывает Гельмут Дуз. — В настоящее время ситуация с 4G и LTE сложилась таким образом, что инфраструктура доступна только в крупных городах, поскольку только там она прибыльна. Мы готовы взять на себя обязательства покрыть услугами не только города, но и село, обеспечив одинаковое качество связи при том же уровне цен. При этом мы не просим никаких льгот и дополнительных преференций для развертывания сети.
Сейчас сотрудничество с beCloud развивается нормально, мы получаем всю свободную емкость, имеющуюся в их сети. Но давайте сравним Австрию и Беларусь — в Беларуси немного больше население, а по территории она больше практически втрое. Для упрощения задачи будем считать площадь равной. Тогда в Австрии с учетом конкурентной среды емкость сетей 4G практически в десять раз будет превосходить белорусскую. И каждый оператор стремится предложить как можно больше услуг. Собственно, вы все это видели и в Беларуси при развитии 3G — сейчас два крупнейших оператора страны предоставляют эту услугу на 99% территории.
В общем, вопрос сейчас рассматривается руководством страны, я могу повторить, что мы готовы инвестировать значительные средства в развитие 4G и 5G.
— То есть вы все-таки рассчитываете развиваться не через beCloud?
— В Австрии сейчас действует три сети и 42 мобильных оператора. Мы убеждены, что совместное использование инфраструктуры — это позитивно. Но инвестиции в инфраструктуру — это не монопольная привилегия. Если бы beCloud был готов вкладывать значительные средства в развитие инфраструктуры, мы бы это только приветствовали. Но если не готов, мы бы хотели тоже иметь такое право.
— Что из себя представляет инфраструктура beCloud сейчас и достаточно ли ее?
— Могу только озвучить то, что сам beCloud озвучивал: услугами 4G обеспечивается 75% населения, покрытие составляет 4−5% территории страны. Работают около 1,5−2 тысяч базовых станций. В Австрии, к примеру, более 20 тысяч базовых станций. Качество услуг в сети 4G и в Австрии, и в других странах, которые мы отслеживаем, значительно превышает 3G. В Беларуси в сетях всех операторов работает более 7 тысяч базовых станций и мы можем констатировать, что качество услуг 3G сейчас если не превосходит, то как минимум одинаково с 4G.
— Когда velcom вводил в эксплуатацию крупнейший в стране дата-центр стоимостью 20 млн долларов, в планах был экспорт цифровых услуг, но возможности для этого в Беларуси существенно ограничены — если не сказать, перекрыты. Есть здесь подвижки и что приобрела бы страна и компания, если бы подходы были более либеральными?
— При запуске дата-центра в эксплуатацию мы действительно планировали экспортировать цифровые услуги как компаниям, входящим в группу A1 Telekom Austria Group, так и в некоторые другие страны. Сегодня мы не можем это делать, поэтому начали развивать другие услуги. В настоящее время в группе уже внедрена и работает отличная платформа для предоставления инфраструктуры как услуги, Exoscale, — ее услугами пользуются все компании группы, а также Швейцария и некоторые части Германии. Мы вложили дополнительные средства в развитие и копирование такой платформы, инфраструктуры как услуги (услуга по аренде виртуальной серверной инфраструктуры: серверов, системы хранения и передачи данных. К примеру, Exoscale обслуживает вычисления Большого адронного коллайдера — прим. TUT.BY) для белорусского рынка под собственным брендом voblaka. Эти услуги будут востребованы с учетом быстрого роста ИТ-индустрии Беларуси.
Мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе сможем и экспортировать эти услуги.
Дальше пойдет А1
— A1 Telekom Austria Group говорит о трансформации velcom из мобильного в конвергентного оператора — она уже произошла или компания в процессе? Какие-то еще направления вы уже присмотрели?
— Наша стратегия одна для всех стран группы и разрабатывали ее с учетом глобальных тенденций, — отмечает Алехандро Платер. — Главный тренд — потребителю требуется уже не только предоставление услуг связи, но предоставление контента. Контент — это три сегмента, видеоконтент, музыкальные сервисы и игровые.
Вы, возможно, видели официальное заявление компании Microsoft, которая планирует перенести функциональность цифровой приставки Xbox в облачные решения. Google заявлял о создании Netflix для геймеров. Компания Apple также заявляла о планах расширить диапазон предлагаемого пользователям контента. Ходят слухи, что и Facebook подключается к этой гонке с выходом стриминговых сервисов, как Youtube. Услуги контента становятся все более и более востребованы.
Компания velcom этим трендам соответствует, мы за счет покупки крупных игроков местных рынков обеспечены и платформой предоставления фиксированной связи, мы также создали платформу предоставления контент-услуг, VOKA. Сейчас чтобы предоставлять эти услуги потребителю нужно существенно расширить возможности предоставления канала связи. Речь мы ведем или о строительстве собственной оптоволоконной сети, или о развитии 5G. Все будет зависеть от того, получим ли разрешение.
В корпоративном сегменте мы будем развиваться в сторону облачных технологий. Здесь шаги тоже сделаны — построен дата-центр, запущена узкополосная сеть для интернета вещей, развивается уже упоминавшаяся платформа инфраструктуры как услуги. Так что из мобильного оператора, которым velcom был еще четыре года назад, сейчас это конвергентный провайдер телекоммуникационных, ИКТ и контент услуг.
— И именно поэтому сейчас вы решились на ребрендинг…
— Да, это идеальное время совершить следующий решительный шаг. Гельмут о нем расскажет подробнее.
— В этом году мы будем отмечать двадцатилетие компании, — говорит Гельмут Дуз. — Мы можем с гордостью взглянуть в прошлое — компания стала первым мобильным оператором на рынке. Надеюсь, и наиболее сильным и влиятельным. Наверное, вы не найдете белоруса, который бы не знал velcom.
Четыре года назад мы приняли решение развиваться не только как мобильный оператор. Сегодня мы готовы стать компанией А1. Для белорусского рынка это крупнейший ребрендинг и репозиционирование компании. Это начало новой эры нашего развития.
К примеру, первый символический шаг — в Беларуси сложился низкий уровень цен на мобильную связь, но если вы пользуетесь услугами роуминга, то тарифы существенно отличаются. Эти времена уходят в прошлое. Как раз перед сезоном отпусков, с 1 июня, в странах группы А1 Telekom Austria Group (Австрии, Болгарии, Хорватии, Македонии, Сербии и Словении) услуги передачи данных в роуминге в сети А1 будут стоить как в домашней сети. Все пользователи тарифных планов «Новый комфорт» и «Бизнес-план» смогут получить 1 Гб трафика за 5 рублей 90 копеек, то есть по цене такого пакета внутри Беларуси. Это важно и для бизнесменов, и для туристов.
— Не жалко «убивать» velcom? Хотя, если это необходимо для удешевления интернета в роуминге…
— «Убивать» — это не то выражение, — улыбается Гельмут Дуз. — К прошедшим годам следует относиться с уважением, но надо идти вперед. Все знают наши символ — V, но А1 будет лучше.