Госдеп США: Беларусь - авторитарное государство
Беларусь — авторитарное государство. В течение 2018 года в стране не раз нарушались права человека, был отредактирован ряд законов, которые усугубили положение независимых СМИ, свободы собраний. Об этом говорится в ежегодном докладе Госдепартамента США о ситуации с правами человека в мире, представленном госсекретарем Майклом Помпео.
В документе, представленном госсекретарем США, говорится, что Конституция Беларуси предусматривает непосредственно избранного президента, который является главой государства, и двухпалатный парламент, Национальное собрание. Премьер-министр, назначаемый президентом, является номинальным главой правительства, но власть сконцентрирована у президента, как фактически, так и по закону.
«Со времени своего избрания в 1994 году на четырехлетний срок в качестве первого президента страны Лукашенко неуклонно консолидировал всю власть в исполнительной, чтобы доминировать во всех ветвях, фактически прекращая любое разделение властей. Незаконные референдумы в 1996 и 2004 годах внесли поправки в конституцию, чтобы расширить его полномочия, продлить срок его полномочий и отменить ограничения на президентский срок. Последующие выборы, в том числе президентские выборы 2015 года и парламентские выборы 2016 года, продолжали лишать граждан права выражать свою волю в честном и прозрачном процессе, включая справедливый доступ к средствам массовой информации и ресурсам», — говорится в докладе Госдепа.
В документе отмечается: в стране нарушаются права человека, на что указывают пытки, произвольные аресты и задержания, опасные для жизни условия содержания в тюрьме, произвольное или незаконное вмешательство в личную жизнь, неоправданные ограничения свободы слова, печати и интернета, включая цензуру, блокировку сайтов, клевету, в том числе на государственных чиновников, насилие и задержания журналистов, жесткие ограничения на свободу собраний и ассоциаций. В Госдепе также считают, что власти на всех уровнях действовали безнаказанно и не предпринимали шагов для судебного преследования или наказания должностных лиц правительства или сил безопасности, которые нарушали права человека.
В частности, отмечают в Госдепе, белорусские законы запрещают пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания.
«Тем не менее, Комитет государственной безопасности, ОМОН и другие силы безопасности, часто без удостоверения личности и в штатском, избивали задержанных. По сообщениям, силы безопасности также плохо обращались с лицами в ходе расследований. Милиция иногда избивает людей во время арестов. Правозащитники, лидеры оппозиции и активисты, освобожденные из мест содержания под стражей, сообщали о жестоком обращении и других формах физического и психологического насилия над подозреваемыми в ходе уголовных и административных расследований», — отмечается в докладе.
Отсутствие прокурорской независимости делает законные требования бессмысленными
В документе отмечен ряд резонансных историй и судов, прошедших в прошлом и этом году. Например, там упоминается история про принудительное вступление школьников и студентов в БРСМ, принудительное досрочное голосование студентов на местных выборах, а также суды по «делу Коржича» о дедовщине, над руководителями профсоюза РЭП, а также «дело БЕЛТА».
«Наблюдатели отмечали, что масштаб следственных действий и обвинения были несоразмерны предполагаемому преступлению, потому что новости из платной подписки БЕЛТА, в незаконном доступе к которым обвиняли журналистов, быстро появлялись и в открытом доступе», — говорится в докладе.
При этом в Госдепе отмечают, что правоохранительные органы Беларуси используют незаконные способы при проведении следственных действий. Так, прослушивание телефонных разговоров требует разрешения прокурора, но, как считают в Госдепе, отсутствие прокурорской независимости сделало это требование бессмысленным.
«Власти использовали прослушивание телефонных разговоров, видеонаблюдение и сеть информаторов, которые лишали людей частной жизни. В то время как закон запрещает властям перехватывать телефонную и другую связь без разрешения прокурора, власти регулярно контролировали жилые помещения, телефоны и компьютеры. Почти все оппозиционные политические деятели и многие видные представители гражданского общества утверждали, что власти следили за их разговорами и деятельностью. Правительство продолжало собирать и получать личную информацию о независимых журналистах и демократических активистах во время рейдов и конфисковывать компьютерное оборудование», — утверждается в докладе.
«ГосСМИ освещают громкие дела так, будто вина обвиняемого уже была доказана»
В докладе Госдепа отмечается, что белорусские законы предусматривают презумпцию невиновности. Но на практике это не работает.
«Отсутствие судебной независимости, практика государственных СМИ освещать громкие дела так, как будто вина [обвиняемого] уже была доказана, и широко распространенные ограничения прав защиты, часто возлагали бремя доказывания невиновности на обвиняемого», — считают в Госдепе.
Закон также предусматривает публичные судебные процессы, но власти время от времени проводят закрытые судебные процессы. Также, считают в Госдепе, белорусские суды часто допускают, чтобы заявления, полученные с применением силы, и угрозы причинения телесных повреждений во время допросов, использовались против обвиняемых.
«Обвиняемые имеют право обжаловать приговоры, и большинство так и делали. Тем не менее апелляционные суды оставляли в силе решения нижестоящих судов в подавляющем большинстве случаев», — говорится в документе.
В докладе также отмечены законы о СМИ и о массовых мероприятиях, которые, по мнению Госдепа, нарушают свободу слова и собраний.