«Доить коров должны айтишники». Как живет непростой Кличевский район, куда собрался президент
Заработать на экологии и поставить айтишников доить коров — планы руководства Кличевского района могут показаться идеями из Азимова или Уэллса. Особенно с учетом того, что Александр Лукашенко, назначая нового председателя Кличевского райисполкома Виктора Ребковца, назвал регион непростым. И это правда. Рассказываем, почему ставку здесь делают именно на экопроекты и внедрение технологий, — недостаток постепенно превращают в изюминку и источник доходов.
Две проблемы: климат и дороги
Кличевский район сейчас отнюдь не производит впечатление картинки из будущего. Вдоль дороги — все те же деревянные хатки и заборы, сельчане даже зимой — все чаще на велосипедах. Вместо стеклянных кубов торговых центров с панорамными лифтами — маленькие аккуратные сельские магазины, где продают все: от хлеба до вил и комбикорма. В самом Кличеве, конечно, ситуация немного другая: например, тут в августе 2017-го построили довольно большой «Евроопт». И жители перестали ездить закупаться продуктами в тот же Бобруйск или Осиповичи.
Но и типичным Кличевский район не назовешь. Он один из самых крупных в области — 1,8 тыс. км2, — но 60% его территории занимает лес. Причем больше 40 тыс. га — охранные территории. Места тут уединенные, деревеньки — глухие. Плотность населения низкая: около 15 тысяч человек фактически сконцентрированы на третьей части территории Кличевщины.
С видом на лес. Мать с сыном много лет живут на заброшенном хуторе в окружении диких животных
Сейчас район находится между тремя основными автомагистралями: Могилев — Минск, Минск — Бобруйск, Бобруйск — Могилев. И если 75 лет назад это было идеальное место для партизан, то сейчас — проклятье для экономики.
— Вы не поверите, но некоторые навигаторы до сих пор «видят» старую трассу Москва — Берлин — и ведут людей в деревню Вирков, — улыбается председатель Кличевского райисполкома Виктор Ребковец. — А моста через Березину-то нет — его 75 лет назад взорвали, чтобы гитлеровцы не прошли. Да так и не отстроили заново. Был бы мост — была бы прямая связь с Осиповичами. И развитие района могло бы пойти по-другому.
Для развития бизнеса недостаточная логистика — серьезный аргумент против. Но есть и контраргумент: через район идет железная дорога, связывающая Могилев и Осиповичи. Кстати, из Могилева в Кличев нет прямого рейсового автобуса — только поезд.
Даже вдали от основных магистралей район мог бы развиваться за счет сельского хозяйства — если бы не погода. Точнее, изменение климата, которое больно бьет по Кличевщине, где основная отрасль — сельское хозяйство. Виктор Ребковец до назначения был первым зампредом по сельскому хозяйству и знает, о чем говорит.
— Забудьте уже об аномальной жаре летом и аномальной зиме, потому что это не аномалия — это уже наша реальность. Климат изменился, и нам, в первую очередь сельскому хозяйству, нужно с этим работать. Методы, которые мы использовали 10−15 лет назад, не годятся, а для Кличевского района — особенно. Из-за почвы и географического положения, — говорит председатель.
Засохшие колосья, безжизненные деревья, мор рыбы. Как Беларусь переживает жаркое лето 2018 года
И объясняет как на уроке географии, что почвы в районе низкобалльные, песчаные, влаги на полях мало — ее «оттягивают» Кличевские болота с одной стороны и река Березина — с другой. Плюс из-за засухи падает уровень грунтовых вод.
— У нас в июле-августе уже нет пастбищ — высыхают. Последние 5 лет мы не сеем горох — выгорает. Приходится менять севооборот, но на это нужны деньги, и немалые. Например, мы вынуждены переходить на клевер и люцерну — семена последней нужно закупать, в Беларуси их не производят. Сеем больше кукурузы, но для выращивания ее на зерно нужна специальная техника, — объясняет председатель.
Говорит, в сельском хозяйстве белорусам с изменившимся климатом и почвами самое время равняться на Израиль — с их подходом будет толк. Только по щелчку пальцев это не сделаешь. Либо нужны денежные вливания — очень-очень большие. Либо постепенность, но начинать нужно уже сейчас, а лучше — вчера.
— Например, зарубежный опыт показывает, что строить сейчас молочно-товарные фермы меньше чем на тысячу голов экономически нецелесообразно, — говорит председатель.
В Кличеве давно присматриваются к израильским фермам, где на каждой корове — датчик, а вместо доярок — айтишники. Если точнее, то стадом там управляют с помощью программного обеспечения, которое в течение минуты дает возможность определить состояние каждого животного. И потому за день тысячи голов обслуживает один зоотехник, один осеменитель и так далее. Каждый из них проезжает за день сотни километров, но работает по графику и получает около 10 тысяч долларов. И за места не то, что держатся — конкуренция по 200 человек на вакансию.
К слову, в Кличевском районе — 13 МТФ, из них девять — на 560 голов. Район, как и остальные, испытывает недостаток в зоотехниках, доярках.
Молодежь потому и уезжает из села, что ей неинтересно выполнять нудную ручную работу по старинке, считает Виктор Николаевич. Сельское хозяйство тоже должно быть современным, иначе не выдержит конкуренции, а сельская местность останется без людей.
— Тогда нужно как минимум высокоскоростной интернет везде прокладывать. Вот у вас как с этим?
— Работаем, — говорит зампред Алексей Половиков. — На площади, например, мы установили бесплатный круглосуточный Wi-Fi. Нужно же с чего-то начинать.
Сделать «проклятие» достоинством
В 2017 году Кличевский район — один из девяти в Могилевской области, — отнесли к «депрессивным». Это означает не упадничество и вымирание, а недостаточность по некоторым статистическим показателям. Такие районы выявили в каждой области. Анализ проводили по поручению президента, чтобы помочь им выйти на среднереспубликанский уровень. И уже на февраль 2019 года Кличевщины в этом списке нет.
— Так об этом была речь, когда президент сказал, что встретится с вами в этом году, посмотрит, что вы сделали, что будете делать и в чем нужно помочь?
— Да. Мы уже многое сделали. И финансовую помощь мы получили огромную — спасибо за это губернатору Владимиру Викторовичу [Доманевскому]. Он знает нашу ситуацию, он ее понимает и помогает справляться с проблемами.
Финансовая помощь — это подготовка Кличева к областным «Дожинкам»: денежные вливания тогда сравнялись с годовым бюджетом района. Справляться с проблемами району регулярно помогают деньгами: дотации составляют 54−58% в разные годы.
Как заработать району, где из богатств — глушь, лес и болота? На этом и сделать деньги, решили в исполкоме. Более 5 лет назад власти района начали изучать его досконально — от природных особенностей и ресурсов территории до взглядов и планов на будущее ее жителей. Заместитель председателя по экономике Алексей Половиков показывает не папки — талмуды: все это результаты научных исследований, которые заказывали в разных организациях — от Национальной академии наук до управлений регионального уровня, а также у зарубежных экспертов. И очень вовремя включились в проект международной технической помощи «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», реализуемого Программой развития ООН (ПРООН) и финансируемого Европейским Союзом.
Все это помогло понять, какую модель развития региона строить, от чего отталкиваться и с помощью чего достичь цели.
— Итоговая цель простая: чтобы район жил и процветал, чтобы благосостояние его жителей росло, — объясняет Виктор Ребковец. — Численность населения падает, как и везде в районах, но без специалистов развиваться не получится. Специалистов нужно привлекать высоким заработком, высокий заработок — это развитая экономика. Все очень взаимосвязано.
Изучив ситуацию со всех сторон, проанализировали ее и поняли: на Кличевщине все отрасли нужно развивать параллельно. И то, что на территории нет крупных промышленных производств с вредными выбросами, — это даже хорошо. Фишка района и будущий, но пока не используемый источник дохода — экология, начиная от органического земледелия и «зеленой» энергетики и заканчивая экотуризмом. Наряду с развитием промышленности в других сферах, как это предусмотрено планом индустриализации района.
Заставить экологию работать и зарабатывать
В основе стратегии развития, которой следует район, — в том числе концепция устойчивого развития, составленная с помощью проекта ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь». Она же помогла определить, что Кличевщине стоит делать упор на экологию.
— Мы взяли за основу немецкий опыт, когда в экологически здоровом районе растет здоровая личность. То есть благодаря экологии у человека нет проблем со здоровьем, и потому он при наличии образовательной составляющей может гармонично развиваться и генерировать идеи для развития экономики, — объясняет Алексей Половиков.
Людей, готовых генерировать идеи, собрали не быстро, зато добровольно. Сначала, правда, уговаривали: организовывали встречи, рассказывали о том, что такое устойчивое развитие, что это даст району и его жителям. А потом объявили: кто хочет развиваться и развивать свое дело, свой район — милости просим, научим и поможем.
Так собралась инициативная группа из чиновников, бизнесменов, учителей, врачей, музыкантов. Все они вместе и по отдельности участвовали в различных проектах, подавали заявки на гранты — и получили их. В общей сложности — 140 тысяч евро на 8 инициатив.
О некоторых мы уже рассказывали. Это история с фермером, который хочет «заразить» всех полезными калифорнийскими червями — ЕС выделил ему деньги на строительство теплиц для круглогодичного цикла выращивания овощей, а жителям Кличева раздали вермиконтейнеры. Это открытие музея дерева в агроэкоусадьбе «Усохи». Открытие в местном краеведческом музее зала, где жители и ремесленники могут выставлять и продавать сувениры, которые они сделали сами. Это обустройство 34 площадок для раздельного сбора мусора — проект организовал сельисполком и др.
— Вовлечение населения в решение проблем — одна из целей устойчивого развития. Ведь диванных критиков много, но эффективности от них никакой, — говорит зампредседателя Алексей Половиков. — Практика показывает, что совместное решение проблем, когда вместе работают над этим и чиновники, и общественность, более продуктивно. Это дает более высокий результат и моральное удовлетворение, что тоже очень важно.
Сейчас Кличевский район вместе с соседними Краснопольским, Славгородским, Чериковским и Быховским входит в проект «Сетевое взаимодействие для улучшения возможностей занятости в сельских районах Могилевской области» с общим бюджетом 600 тыс. евро. Кто победит в двух конкурсах инициатив и двух крупных региональных проектах в сфере развития занятости и бизнеса, тот получит деньги на их реализацию.
— Принудиловка не сработала бы. Люди сами должны хотеть что-то сделать и, конечно, увидеть результат. Мы, чиновники, скорее выступаем как катализатор, — говорит Алексей Половиков. — Внутренних резервов недостаточно, нужно привлекать внешние ресурсф. И потому мы активно равботаем с государсвенными научно-техническими программами, фондами Европейского союза и ПРООН, сотрудничаем с министретсвами и рядом научно-исследовательских интитутов Национальной Академии наук, а также с частными инвесторами.
Внутренние резервы, правда, в Кличевском районе есть. Только они до сих пор не работали. Почему — зампред только пожимает плечами. Речь об экологической составляющей, и в первую очередь — о природных заказниках и охранных зонах, полезных ископаемых. И главный будущий источник дохода для района в сфере экологического туризма — республиканский гидрологический заказник «Острова Дулебы».
Это уникальный природный комплекс нетронутых цивилизацией лесов и древних реликтовых болот общей площадью 26,6 тыс. га. По площади заказник занимает второе место в Беларуси. Тут обитает большинство редких и исчезающих видов животных и птиц. Сохранилась дубово-грабовая роща, самая северная граница произрастания граба — редкого для этих мест теплолюбивого растения.
Пока там нет ничего, кроме природы. Но заказник готовят для туристов: будут прокладывать тропы, начали готовить инфраструктуру. Как показал эко-арт-фестиваль, интерес к такому виду отдыха огромный. Фест проведут и в 2019 году — в августе-сентябре, когда начнется сезон сбора клюквы.
Еще одно не используемое природное богатство Кличевщины — это болота и болотистая местность, где раньше добывали торф. Особенность региона в том, что тут есть участки, где торф подстилается сапропелем, и добыча его более выгодна по сравнению с озерным, например.
Сапропель — это многовековые донные отложения пресноводных водоёмов, которые сформировались из отмершей водной растительности, остатков живых организмов, планктона, также частиц почвенного перегноя, содержащий большое количество органических веществ, гумуса. В сельском хозяйстве используется как органическое удобрение, по эффективности выше торфа.
— У нас нет таких преференций, как на юго-востоке Могилевской области, нет свободной экономической зоны, как в Могилеве, Осиповичах. Потому нам за инвестором нужно еще походить, — говорит глава района Виктор Ребковец. — И мы ходим. И у нас есть что предложить в рамках Декретов №№ 6 и 10. Например, уже есть инвестор на организацию производства эффективных торфо-сапропелевых удобрений. Он белорусский.
Деревопереработка в районе также развивается. Открываются производства топливных пеллет, углей для каминов и барбекю, а также пиломатриалов. Что создает предпосылки для создания в районе лесо-аграрного кластера.
Об идеях, намерениях и уже реализованных проектах с Виктором Ребковцом и Алексеем Половиковым можно говорить часами. У них даже на снижение выбросов углекислого газа и заработке на этом есть далеко идущие планы.
— И все-таки: помочь вам чем нужно? Президент же предупреждал, что спросит. Что вы ему ответите? Построить мост и восстановить часть старой трассы «Москва — Берлин»?
— Это уже из области фантастики, — смеется Виктор Ребковец. Задумывается: — Знаете, проблемы есть. Но это не значит, что мы будем с протянутой рукой стоять и просить «дайте». Давайте мы сначала сделаем по максимуму, что сможем, а потом уже говорить будем, хорошо?