ТОП-5 нормативных документов для бизнеса 2018 года
Статистика знает все. Точно учтено количество белорусских актов законодательства, принятых с начала 2018 года — более 9000. То есть в среднем принималось более 35 в день! Однако если попытаться вспомнить и выбрать из этого множества актов самые важные для бизнеса, на ум упорно будут приходить нормы 2017-го.
Новеллы законодательства-2018 теряются на фоне долгожданного lекрета № 7 от 23 ноября 2017 года «О развитии предпринимательства», разом отменившего множество ограничений, с которыми бизнес уже свыкся, и резонансного декрета № 8 от 21 декабря «О развитии цифровой экономики», давшего юридическое определение таких понятий как «блокчейн», «криптовалюта», «смарт-контракт» и других. Тем не менее эти декреты, равно как и существенные изменения в налоговом законодательстве, были приняты еще в 2017 году, и лишь вступили в силу (или лишь в некотором смысле вступили в силу) в этом году.
В 2018 году законодатель также поработал над изменением бизнес-среды. Мы пока не знаем о всех нововведениях: но, как обычно, под елку будет положен большой мешок нормативных подарков (включая традиционные изменения в налоговый кодекс — на этот раз в новой редакции!). Но «новогодние» нормативные акты вступят в силу уже в следующем году, а пока выделим (безусловно, весьма субъективно) 5 самых значимых для бизнеса этого года.
Продление безвизового режима
Указом № 295 от 24 июля 2018 в указе № 8 от 9 января 2017 г. изменено одно слово. Вместо слова «пяти» появилось слово «тридцати». Но это значит, что срок безвизового пребывания для иностранных граждан 74 государств, прилетающих в Беларусь международными авиарейсами (кроме рейсов из Российской Федерации), увеличился в 6 раз. Возможно, не все предприниматели успели почувствовать эффект от этого нововведения, однако норма о «безвизе» важнее многих реформ в сфере регулирования хозяйственной деятельности: это потенциальное вовлечение в сферу международного бизнеса и облегчение контактов с иностранными партнерами и инвесторами.
Отмена обязательной продажи иностранной валюты
Более 18 лет белорусские субъекты хозяйствования в большинстве случаев не могли распоряжаться своей валютной выручкой и должны были продавать иностранную валюту на бирже. Во времена валютной нестабильности это становилось настолько невыгодным, что в расчетах начинали использоваться экзотические валюты или схемы, предусматривающие неденежное прекращение обязательств. Отмена обязательной продажи валютной выручки давно анонсировалась, но откладывалась, поэтому особенно приятно, что указ №301 от 31 июля 2018 г. был, наконец, принят, и с обязательной продажей валюты белорусские предприятия распрощались (хотелось бы надеяться, что навсегда).
Актуализация Гражданского кодекса
Обещанной «инкорпорации норм английского права» в Гражданский кодекс пока не произошло (серьезная реформа ожидается в следующем году), однако в июле 2018 года был принят большой блок норм, который вскоре вступит в силу.
Скорректированы нормы о залоге, актуализированы положения о форме сделок с учетом современных технологий, подшлифованы нормы по отдельным видам обязательств (купля-продажа, заем, факторинг хранение) и т.д.
Из ст. 366 Гражданского кодекса исчезла рудиментарная норма о возможности взыскания суммы долга, увеличенной с учетом инфляции. Несмотря на императивность нормы экономические суды уже давно практиковали подход, что инфляция будет взыскиваться только в случае, если порядок ее расчета предусмотрен договором, теперь аналогичный подход закреплен и в кодексе. Опять же, будем надеяться, что ставка рефинансирования стабильно будет превышать инфляцию, и хорошо забытая норма 1998 года больше не пригодится.
Беларусь продолжает двигаться по пути нормативного отказа от печатей. Несмотря на то, что печать в договоре и раньше в большинстве случаев не являлась обязательным элементом, после их «отмены» декретом № 7, было решено изменить и гражданское законодательство. Так, из Гражданского кодекса убраны ссылки на обязательность скрепления доверенности от юридического лица печатью — теперь достаточно лишь подписи уполномоченного должностного лица. На всякий случай убрали упоминание о печати и из перечня требований к форме сделки, которым по соглашению сторон должен соответствовать договор (хотя перечень открытый, и предусмотреть в договоре условие о необходимости проставления печати, конечно, можно).
Реформа гражданского процессуального законодательства
Несмотря на то, что бизнес разрешает свои конфликты в экономических судах по правилам хозяйственного судопроизводства, по ряду вопросов приходится выступать истцом или ответчиком и в общих судах, руководствуясь нормами Гражданского процессуального кодекса (ГПК). В январе 2018 года были приняты существенные изменения в ГПК, а 21 июля 2018 года эти нормы вступили в силу. В гражданском судопроизводстве появился новый институт — апелляция (вместо кассации). Не останавливаясь на многочисленных процессуальных изменениях, отметим, что полномочия второй судебной инстанции значительно расширены, что может позволить исправлять ошибки судов первой инстанции и разрешать споры по существу на уровне апелляционной инстанции.
Криптовалютные правила игры
Как ни странно, но год заканчивается тем же, чем и начинался — ожиданием больших цифровых перемен. В конце 2017 года, когда был опубликован сенсационный декрет № 8, а биткоин еще был большим (и стоил больше 17 000 долларов), о легализации криптоопераций в Беларуси написали многие международные издания. Однако на практике реализация положений декрета № 8 несколько застопорилась. Несмотря на то, что Парк высоких технологий успешно работал и принял в свои ряды множество новых членов, увеличив выручку, криптоактивы так и не были полноценно вовлечены в хозяйственный оборот. Для начала работы по декрету № 8 требовалось принятие ряда технических нормативных актов, срок утверждения которых оставался неопределенным.
Наконец, 30 ноября 2018 года Наблюдательным советом Парка высоких технологий были утверждены регламенты в отношении деятельности резидентов ПВТ с цифровыми знаками (токенами). Нужно отметить, что все опасения по поводу создания бесконтрольного «криптовалютного оффшора» оказались напрасными: в регламентах закреплены достаточно жесткие требования к оператору криптоплатформы, к оператору обмена криптовалют, к организатору ICO и т.д. Вероятно, в ближайшее время мы увидим, кто из компаний остался заинтересован в работе в сфере цифровой экономики в понимании декрета № 8: ведь, несмотря на то, что иллюзии некоторых инвесторов в отношении непрерывного роста криптовалютных активов не оправдались, выпуск токенов остается интересной формой привлечения инвестиций для новых проектов.
2019
В следующем году ожидается принятие и вступление в силу множества интересных нормативных правовых актов. Всем, кто вынужден читать и применять в своей деятельности акты законодательства, желаем, чтобы законодатель радовал приятными сюрпризами, а самыми важными нормативными актами в году оказывались те, о которых вы знаете, и хорошо изучили, а не наоборот.