Нацбанк ответил критикам чрезмерной "жесткости", в цифрах показав, почему жить как раньше нельзя
Нацбанк раскритиковал сторонников смягчения денежно-кредитной политики, напомнив, что такая практика уже была в стране до 2012 года, последствия чего разгребают до сих пор. Основные тенденции денежно-кредитной политики анализируются в опубликованном в пятницу докладе начальника главного управления монетарной политики и экономического анализа Национального банка Дмитрия Мурина.
«Последствиями этого стали самые большие на постсоветском пространстве инфляция и девальвация, сильная валютизация экономики и высокие инфляционные ожидания, расходование золотовалютных резервов страны и накопление государственного долга в иностранной валюте. Большая часть этих явлений по-прежнему продолжает оказывать повседневное влияние на экономические процессы в стране и ограничивает эффективность реализации денежно-кредитной политики», — отметил он, обратив внимание на то, что «в последнее время активизировались критики текущего режима реализации денежно-кредитной политики».
«Вновь пропагандируется тезис, что „жесткое“ монетарное таргетирование, которым „увлекся“ Национальный банк, является сдерживающим фактором экономического роста, тогда как его основной задачей должно быть стимулирование банков к активному кредитованию экономики по низким процентным ставкам», — пояснил Мурин.
Глава управления напомнил, что правительству и Нацбанку требовалось за январь — сентябрь 2018 года исполнить внешние и внутренние обязательств в валюте в общем объеме на 4,3 млрд долларов. При этом положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами за 8 месяцев составило лишь 580 млн долларов, прямые иностранные инвестиции без реинвестированных доходов — 360 млн.
«То есть реальный сектор белорусской экономики генерирует чистое поступление валюты в страну в объеме, несопоставимом с величиной выплат по государственному долгу», — подчеркнул Мурин. Это требует от правительства и Нацбанка частичного рефинансирования своих валютных обязательств для недопущения значимого снижения золотовалютных резервов. За январь — сентябрь через выпуск ценных бумаг привлечено около 1,4 млрд долларов.
«Нередко можно слышать утверждение, что практику частичного рефинансирования долгов следует существенно уменьшить и даже прекратить. Для погашения госдолга следует задействовать имеющиеся золотовалютные резервы, которые при плавающем обменном курсе стране не нужны. Но только правительству предстоит в последующие три года направить на погашение своих валютных обязательств порядка 12 млрд долларов, а текущих поступлений в страну, как уже отмечалось, недостаточно», — отметил представитель Нацбанка.
То есть валютные заимствования правительства и Нацбанка являются в настоящее время объективной экономической реальностью, подчеркнул он. И одним из ключевых факторов, определяющим возможность их привлечения по приемлемой цене на международном рынке, как раз и является уровень золотовалютных резервов страны. «Для Беларуси это особенно актуально, если учесть, что почти треть средств, направляемых на погашение государственных валютных обязательств, предназначена для обслуживания долга», — пояснил он.
«Возвращаясь к вопросу „жесткости“ текущей денежно-кредитной политики, следует отметить, что сложившиеся в настоящее время монетарные условия носят большей частью нейтральный характер. То есть они не приводят ни к снижению, ни к ускорению инфляции, а также не препятствуют восстановлению экономической активности», — констатировал Мурин.
В докладе отмечено, что отклонение реального курса белорусского рубля от своего равновесия незначительно, что способствует поддержанию ценовой конкурентоспособности белорусских производителей товаров и услуг. «Фактическая динамика денежного предложения не только позволяла сдерживать инфляционные процессы, но и способствовала поддержанию деловой и инвестиционной активности посредством роста банковского кредитования соразмерно платежеспособному спросу со стороны юридических и физических лиц», — говорится в сообщении.