С накрутками посредника все равно дешевле, чем в Беларуси. По делу Кныровича допрашивают свидетелей
В пятницу в суде Фрунзенского района Минска судебное разбирательство в отношении Александра Кныровича, учредителя и директора «СарматТермо-Инжиниринг», и его коллег продолжилось допросом свидетелей. В частности, выясняли, зачем компании питерский посредник и сколько человек уже лишилось работы.
Заместитель начальника отдела логистики Николай Прохорчик рассказал, что закупками занимался с 2010 года. Отвечая на вопросы гособвинителя Оксаны Дудко, он пояснил, что компания импортировала большую часть сырья, к примеру, в Польше покупала запорную арматуру, и продолжает покупать сейчас.
— А на территории Российской Федерации?
— С 2012 года закупали.
— А почему появилась такая необходимость?
— Основной объем закупок в России — это труба-оболочка для производства предварительно изолированных труб. Производители Беларуси не могли обеспечить ассортимент и ту цену, которую предлагали производители России, — пояснил Прохорчик.
Начальник отдела рассказал, что с питерским «СТИ трейдинг» у «Сармата» был договор на поставку продукции. Складского помещения у питерской компании не было. «Им российский поставщик высылал спецификацию — цену, условия, наименования, реквизиты. Адрес отгрузки был — Смолевичи», — отметил свидетель.
По его словам, «СТИ трейдинг» продавало сырье на «Сармат» с наценкой, надбавка была в среднем 10%. Цену поставок он обсуждал с Максимовым и Дашкевичем устно. С руководством «СТИ трейдинг», которое после 2012 года также было в Минске, цену не обсуждали и не согласовывали.
Свидетель подтвердили, что были и поставки готовой продукции на «СТИ трейдинг» от «СарматТермо-Инжиниринг». Причины такой схемы работы, уточнил он те же — «трудности с возвратом НДС».
— Обналичивать средства вам приходилось? — уточнила Дудко.
— Нет. У меня был круг своих обязанностей, за них не выходил, — ответил Прохорчик. Про
взятки свидетелю также ничего не известно
Отвечая на вопросы обвиняемых и их адвокатов, Николай Прохорчик пояснил, что 45% себестоимости готовой продукции составляет стальная труба, 17% — пенополиуретан, около 18% — оболочка.
— А что их них производилось в Беларуси на 2012 год?
— Труба-оболочка диаметром до 560 мм. Остальное только в России или в Украине.
— Была ли какая-то экономическая выгода от работы через торговый дом «СТИ трейдинг»? Если, к примеру, сравнить их цены с ценами в Беларуси?
— Конечно, экономическая выгода была, ведь цены российских поставщиков даже в разрезе трубы-оболочки отличались да и сейчас отличаются от цен производителей в Беларуси, разница — от 5 до 30%.
— То есть мы покупали у «СТИ трейдинг» дешевле, чем если бы покупали в Беларуси?
— Да.
Александр Кнырович поинтересовался как согласовывались поставки и закупки.
— Когда вы закупали товары через «СТИ трейдинг» у вас было ощущение, что вы совершаете преступление? — спросил он.
— Не было
— Вас кто-то просил скрывать какие-то факты по этому поводу?
— Ничего похожего не было. Делали заявки, приходил по накладным товар…
— Были какие-то мнимые сделки — которые на бумаге заключались, а на самом деле не происходили?
— Не знаю.
— А накладные оформлялись на товар, который не приезжал?
— Нет.
Прохорчик рассказал суду, что до возбуждения дела о банкротстве в компании работало порядка 120 человек. С февраля их число сократилось до 70, выручка компании упала, доля рынка снизила до 3%. Отвечая на вопросы Кныровича, свидетель рассказал про полученный в апреле акт проверки КГК, подготовленные возражения, заверив, что решение будет обжаловано.
— Компания может сегодня заплатить насчитанные 3,3 млн рублей? — уточнил Кнырович.
— Сегодня такой возможности нет. По состоянию на 20 апреля не выплачена зарплата сотрудникам за февраль. С 9 февраля предприятие работает в трехдневном режиме.
Как ранее сообщалось, Кнырович обвиняется по ч. 2 ст. 243 Уголовного кодекса (Уклонение от уплаты налогов, повлекшее ущерб в особо крупном размере, санкция — ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без) и по ч. 1 и 2 ст. 431 (Дача взятки, в том числе повторно или в особо крупном размере, санкция — ограничение свободы до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 7 лет).
На скамье подсудимых — еще четыре работника ООО «СарматТермо-Инжиниринг»: замдиректора по экономике Игорь Максимов, замдиректора по продажам Евгений Поповский, ведущий экономист Андрей Кусков и безработный, экс-директор и совладелец Владимир Дашкевич.
Процесс ведет судья Юлия Крепская.
Гособвинитель описала схему занижения налоговой базы компании Кныровича через созданную в России компанию «СТИ трейдинг», где учредителем выступила мать Кныровича, «неосведомленная о роли структуры в занижении налоговой базы».
Общая сумма налоговых претензий, озвученная Кныровичу, — 3,374 млн рублей. Он частично признал вину.
Как сообщает Радио «Свобода», Кнырович отметил, что не имел намерения уклоняться от уплаты налогов и частично признал вину и во взяточничестве — в приказе подчиненному, Евгению Поповскому, передавать «вознаграждение». Речь идет о сумме в 14 тысяч рублей. По оценке следствия, Следствие говорит о трех эпизодах взяток на общую сумму 16 тысяч.
Остальные обвиняемые признали вину полностью или частично.
Напомним, 27 января 2017 года в КГБ сообщили о задержании Александра Кныровича, учредителя и директора «СарматТермо-Инжиниринг». Поинформации ведомства, с 2014 года представители ООО «СарматТермо-Инжиниринг» путем сговора и подкупа руководителей и должностных лиц предприятий ЖКХ и организаций энергетики обеспечивали проведение «заказных» биржевых торгов для реализации дорогостоящей продукции — предварительно термоизолированных труб (ПИ-труб).
Оформление «заказных» торгов и их проведение через биржу осуществляли аттестованные брокеры, работавшие в интересах руководства СТИ, также получавшие незаконные вознаграждения — 2−3% от цены сделок (должностные лица предприятий — до 7,5%), считают силовики.
«При этом суммы „откатов“ закладывались фирмой в себестоимость продукции, завышенная цена которой впоследствии учитывалась при формировании коммунальных тарифов, т.е. фактически прибыль коммерсантов и взятки должностных лиц оплачивались за счет населения», — сообщили в КГБ.
«24−26 января 2017 года с поличным при получении очередных взяток на общую сумму более 20 тыс. рублей за содействие в продвижении продукции «СарматТермо-Инжиниринг» задержаны руководители и должностные лица государственных организаций («Березовское ЖКХ», «Брестэнерго», «Гомельоблтеплосети», «Брестжилстрой». Уголовные дела были возбуждены по ст. 430 (Получение взятки) УК Беларуси. Заместители Кныровича, организовывавшие передачу денег, привлечены по ст. 431 (Дача взятки).
ООО «СарматТермо-Инжиниринг» является одним из первых изготовителей предварительно изолированной продукции в Беларуси, работает с 1996 года.