Прощай, кошмар. 10 самых долгожданных изменений декрета о предпринимательстве

Источник материала:  
26.11.2017 11:32 — Новости Экономики

Долгожданый декрет №7 о зазвитии предпринимательства был опубликован в пятницу, нормы его будут вступать в силу в разное время, но уже очевидно, что многостраничным документом заметно откорректированы условия для бизнеса. TUT.BY попросил юриста налоговой практики REVERA Марину Мишакову прокомментировать, какие нормы отменил или радикально изменил новый декрет о развитии предпринимательства.


Фото: Reuters

1. Мораторий на повышение налогов

Согласно декрету, до 2020 года не допускается повышение существующих налогов и введение новых налогов, сборов, пошлин.

При этом сделана оговорка, что повышение ставок налогов, установленных в белорусских рублях, возможно в целях их адаптации к инфляционным процессам. К примеру, ставки земельного налога, акцизов закреплены в белорусских рублях и могут индексироваться.

Также повышение налогов возможно, если международные договоры, участницей которых является или станет Беларусь, предусматривают такое повышение.

2. Снят запрет на применение "упрощенки" интернет-магазинами

Очень полезное нововведение: с 1 января 2018 года интернет-магазины смогут применять упрощенную системы налогообложени (УСН). Это важное изменение для бизнеса в сфере e-commerce — с 1 января 2016 такой бизнес был не вправе использовать упрощенную систему налогообложения.

Малым бизнесам проще и удобнее применять УСН, чем другие системы налогообложения. Она предусматривает меньше форм отчетности, затрат на бухгалтерию и в некоторых случаях — более выгодную ставку налога. Например, если при общей системе налогообложения (ОСН) со 100 BYN прибыли вы заплатите 18 BYN как организация и 16 BYN как ИП, то при УСН со 100 BYN выручки (без учета расходов) — соответственно, 5 или 3 BYN.

3. Осталось только одно основание для привлечения к субсидиарной ответственности — виновные (умышленные) действия

В узких кругах это изменение было одним из самых ожидаемых. Со вступлением в силу декрета больше не смогут привлекать к «субсидиарке» за несвоевременную подачу заявления о банкротстве или за повлекшие банкротство бездействия (к примеру, популярный в судебной практике «ненадлежащий контроль за деятельностью хозяйственного общества»).

По долгам банкрота собственники и руководители организации будут отвечать в том случае, если между активными действиями (к примеру, заключенными банкротом сделками) и наступлением неплатежеспособности есть причинно-следственная связь.

Говоря простым языком: для того, чтобы привлечь кого-либо к субсидиарной ответственности по долгам банкрота, нужно доказать, что он довел компанию до банкротства. Если предприниматель попросту не рассчитал коммерческие риски, к субсидиарной ответственности его привлекать не будут.

4. Больше не надо согласовывать режим работы

Исключен еще один административный барьер, который предполагал согласование режима работы для всех торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Это могло занимать до 5 рабочих дней.

Теперь режим работы с исполкомами согласовывать не надо.

Исключение: если такие объекты работают после 23.00 и до 7.00, то согласование необходимо.

5. Наружную рекламу и рекламу на транспорте больше не нужно согласовывать

Сейчас, помимо разрешения на размещение средства наружной рекламы (биллборда или другой конструкции), нужно согласовывать саму рекламу (изображения, сюжет) с исполкомом.

Декрет разрешает размещать наружную рекламу и рекламу на транспорте без согласования ее содержания с исполкомами (раньше это занимало от 10 дней до месяца).

6. Некоторые помещения можно будет использовать не по целевому назначению

Например, магазин или ресторан можно будет открыть в офисном помещении (если остальные соседи будут не против). Раньше для этого нужно было изменять целевое назначение, что занимало не менее месяца.

7. Арендаторам разрешили делать ремонт в арендуемых помещениях без разрешительной документации

Раньше капитальный ремонт могли делать, как правило, только арендодатели (собственники). Более того, раньше для капремонта надо было получить разрешение исполкома, что занимало не меньше месяца. Теперь будет достаточно разработать и утвердить проектную документацию и уведомить об этом государство (в идеале, это 1 день против как минимум 1 месяца).

8. Больше не нужно проводить процедуру закупки при строительстве за частные деньги

Раньше даже частные компании не могли заключить договор в сфере строительства с первой понравившейся компанией. Нужно было провести процедуру закупок: подрядные торги или переговоры. Со вступлением в силу декрета процедуру закупок нужно проводить лишь в одном случае — при строительстве за бюджетные и «околобюджетные» деньги, что соответствует общемировой практике.

9. Юридические лица теперь могут работать без печатей

Декрет позволяет всем субъектам хозяйствования, как юридическим лицам, так и ИП, работать без печатей. Раньше применение печати юридическими лицами было обязательным. ИП, в свою очередь, по своему выбору могли работать как с печатью, так и без нее.

10. Наконец-то искоренены правовые акты СССР и БССР

Так, декрет закрепляет, что нормативные правовые акты СССР и БССР, в том числе технические — которые регулируют порядок и условия осуществления экономической деятельности, не являются обязательными.

До этого, если в белорусском законодательстве были «пробелы» и какие-то вещи не регулировались, могли применяться соответствующие советские акты — если они не противоречили законодательству Беларуси.

В некоторых случаях ситуации доходили до абсурда. Так, сейчас законодательством не утвержден бланк доверенности, поэтому можно использовать любую удобную форму. Однако до сих пор популярна форма доверенности, утвержденная в СССР, и госпредприятия зачастую требуют именно ее и не признают никакую другую.

←"Полесье" будет выпускать игрушки под брендом Disney

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика