Дизайнерка из Беларуси, которая покорила Москву и теперь оформляет дома на Рублевке: «Жители Рублевки тоже экономят и часто думают, что их хотят обмануть»
— Как только я окончила университет, я собрала сумку и уехала в Москву. Почему? Потому что я видела, что рынок белорусского дизайна для меня скучный плюс малооплачиваемый. Еще будучи студенткой, я поработала с несколькими студиями и поняла, что мне так работать не нравится. Белорусские студии не создают что-то эстетическое, они делают так, как хочет заказчик, и то, что он может себе позволить. Я не хотела так работать. Мне хотелось полета фантазии, эстетики. Поэтому я решила уехать в Москву.
Выбор пал на Москву не просто так. Как-то Яна решила принять участие в конкурсе дизайнов интерьера в Москве. Ей прислали приглашение. Проведя два дня в российской столице, девушка поняла, что это ее город, здесь много возможностей и она сможет себя реализовать.
— В один день я собрала сумку, взяла немного денег у родителей на первое время и отправилась в Москву. Работу я нашла на третий день. Я отправляла резюме просто десятками во все студии Москвы. На второй день меня пригласили на собеседование. Я приехала в luxury офис, где все в золоте дорого и богато. Студия специализировалась на вот таком вот вычурно-дорогом классическом дизайне. Они посмотрели мои работы и сказали, что готовы принять меня на работу на нормальную зарплату. Но я сказала, что ни я им не подхожу, ни они мне. Я могла бы создавать такие проекты, но это было бы без души, так как это совершенно не мой стиль. В Москве многие студии узкоспециализированы и работают в определенном стиле.
Я продолжила поиски, отправляла портфолио, звонила, уточняла. Пока мне не говорили: «Нет, Яна, вас мы не возьмем», я не успокаивалась. Но по-другому в Москве нельзя, это город на выживание. Отказов было много. Плюс я попала в такой период, когда многие руководители были в отпусках. В итоге на третий день я нашла работу в крупной мебельной компании люкс- и премиум-класса. Они мне очень понравились, они безумно стильные. Вначале мне нужно было поработать менеджером, чтобы вникнуть в суть, а после уже стать дизайнером-декоратором. Однако если у менеджера нет фиксированной зарплаты, то у дизайнера есть потолок, поэтому я не спешила переходить на другую должность. А перейдя, разочаровалась, так как работы дизайнера там тоже толком не было. После года работы я стала понимать, что да, я хорошо зарабатываю, но как дизайнер вообще не развиваюсь.
Уволившись, Яна решила работать самостоятельно. Однако вагона знакомых, которые могли бы стать ее заказчиками, у нее не было. С чего-то нужно было начинать. Снова она стала рассылать письма и портфолио. Так Яна познакомилась с архитектором, которому нужна была помощница. Они поработали над двумя проектами совместно, после он отдал ей одного заказчика полностью. Яна объяснила, что дальнейшие заказы не падали с неба. Она знакомилась со студиями, архитекторами, предлагала свои услуги. Этот процесс, конечно, никогда не закачивался. После друзья уговорили Яну завести Instagram, выкладывать туда свои работы, показывать миру, что она может. Это тоже здорово ей помогает! Многие заказчики связались с Яной благодаря публикациям в соцсети. Плюс дизайнерка сотрудничает с архитектурным бюро, которое занимается перепланировками. Яна пришла к ним и предложила предоставлять еще и дизайнерские услуги, это тоже приносит заказчиков.
— Свой первый рублевский заказ я получила от людей, которые покупали мебель в магазине, в котором я работала. Я всегда с клиентами вежлива, внимательна. Даже после того, как я уволилась из того магазина, продолжала с ними общаться. Начало работать «сарафанное радио», то есть одной заказчице я когда-то продала диван, она рассказала своей подруге, которая занялась ремонтом, и пошло-поехало. С первыми рублевскими заказчиками мы сошлись сразу. Они посмотрели мои работы, им понравилось, в каком стиле я работаю. Это молодая пара образованных, начитанных, глубоких людей, с которыми безумно интересно общаться. В принципе, и в дальнейшем мне с заказчиками такого круга очень везло. Среди них не было пары, где мужчина в годах и в малиновом пиджаке с «надутой» блондинкой. Это не мои заказчики.
Жители Рублевки тоже экономят. Они не тратят день впустую. Когда человек сам зарабатывает деньги, он ценит каждую копейку. Именно поэтому я никогда не предлагаю один вариант. Всегда готовлю два-три с разной наполняемостью, которая отличается по цене. Тогда человек видит, за что он готов платить, а за что нет. Вообще, в Москве есть такое явление — все думают, что все друг друга обманывают. К дизайнерам тоже есть недоверие. Поэтому, предлагая не один, а три варианта разного ценового диапазона, ты показываешь, что у тебя нет желания «нажиться» и обмануть. Ты готов работать с материалами и мебелью разной цены. Если говорить конкретнее, то часто обеспеченные люди, пройдясь по московским магазинам, понимают, что заказать мебель из Италии будет дешевле. И это правда.
Яна рассказала, что в Москве есть заказчики, которые просто отдают ключи от новой квартиры и говорят: «Делай, что хочешь, я тебе доверяю». И в следующий раз заходят в квартиру, когда там уже все подушечки расставлены по цветам. Яна еще к таким заказчикам не пришла в силу молодости.
Нас волновал вопрос, как долго обеспеченные москвичи согласовывают предложенные варианты. Дизайнер отвечает, что чаще всего уходит неделя, но в ее практике был случай, когда понимания не было вообще и, в конце концов, Яна просто вернула деньги.
— Это была дорогая квартира в новостройке со свободной планировкой. Когда проект был согласован, мы начали возводить стены. В момент, когда перегородки были возведены, но не оформлены, заказчица пришла и сказала, что жить здесь не сможет, что все нужно переделывать. Я пыталась ей объяснить, что, когда стены оштукатурятся и будут покрашены, квартира будет иметь совсем другой вид. Но она была настроена категорически. Плюс я никак не могла согласовать с ней дизайн, так как от нее не шло никакой подачи. Она не рассказывала, что ей нравится, что нет, никаких примеров показать не могла. Мне приходилось угадывать ее предпочтения, что получалось не очень хорошо. Она могла позвонить мне в 6 утра, просто чтобы поболтать, потому что она куда-то едет и ей нечем занять время, начать кричать на меня, говорить обо мне плохо за моей спиной. Денег много, а культуры никакой. С ней мы попрощались.
На Рублевке живут разные люди. Мне посчастливилось работать с креативными, образованными людьми, которые ценят искусство. Есть и те, у которых много денег, но вкуса никакого. У них и дизайн в домах соответствующий. Есть дизайн-студии, которые умеют общаться с такими людьми, создают для них то, что им нравится. Они на одной волне. Если ко мне обратятся такие заказчики, я постараюсь предложить им тот дизайн, за который мне потом не будет стыдно. В противном случае я откажусь, потому что репутация дороже любых денег.
Разумеется, в одном интервью мы не смогли рассказать обо всем, что знает Яна. Если вам интересен ее опыт, она планирует провести бесплатную лекцию о дизайне на тему «Тренды в дизайне интерьера» в одном из модных заведений Минска. Ориентировочно это произойдет в декабре. Более подробную информацию об этом вы можете узнать здесь.
Фото: Павел Садовский