Юрий Дракохруст. Почему Лукашенко пригласили в Брюссель?
Брюссельский корреспондент «Радио Свобода» сообщил со ссылкой на свои источники в коридорах власти ЕС, что Александр Лукашенко впервые официально приглашен на самит «Восточного партнерства», который состоится в Брюсселе 24 ноября.
Блог Юрия Дракохруста на сайте «Радио Свобода»
На предыдущие саммиты этой инициативы ЕС (учредительный — в Праге в 2009 году, в Варшаве в 2011-м, в Вильнюсе в 2013-м, в Риге в 2015-м) официальному Минску приглашение направлялось, но в довольно двусмысленной форме, мол, конечно, рады будем гостям, но лично президенту белорусскому лучше было бы от поездки воздержаться.
Теперь приглашение направлено, судя по имеющейся информации, в самой однозначной и недвусмысленной форме, так, как с 2009 года приглашали всех лидеров остальных стран Партнерства — Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы и Украины.
Нет санкций — есть приглашение
Почему раньше было так, а теперь — иначе? Есть очень формальное, хотя и справедливое объяснение. С 2004 года относительно официального Минска со стороны ЕС действовали личные визовые санкции. Первоначально они были введены относительно лиц, которые подозревались в причастности к политическим похищениям. В ответ на разгон манифестации после выборов 2010 года и репрессий против ее участников ЕС существенно расширил круг лиц, против которых действовали санкции.
В августе 2015 года вышли на волю все политзаключенные в Беларуси. В сентябре того же года действие санкций было приостановлено. В начале 2016 года львиная доля санкций была аннулирована.
Все просто и логично: сняты персональные визовые и финансовые санкции — снимаются и символические санкции в виде фактического неприглашения главы государства на встречу на высшем уровне в рамках инициативы ЕС.
Это, пожалуй, самый существенный аргумент в пользу приглашения. Есть, правда, и иные. В частности, тот, что в качестве полноправного участника всех саммитов ВП приглашался президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Положение с правами человека и политическими свободами в Азербайджане примерно такое же, как в Беларуси, то есть довольно скверное. То есть не Северная Корея, не Туркменистан, но довольно далеко от высоких (а хоть бы и невысоких) стандартов демократии. Но Алиева на саммиты ВП приглашали, а Лукашенко — нет.
Эти два факта опровергают гипотезу, что политика Запада, в частности, ЕС строится исключительно на моральном фундаменте. По крайней мере не только на нем. Мораль по своей природе универсальна. Если в двух различных странах положение с правами человека удручающее, то мораль либо требует не приглашать правителей обеих этих стран на некие престижные саммиты, либо не препятствует приглашать их обоих. Одного приглашать, а другого нет — это не мораль.
А что? Политика. Политический расчет может подсказывать, что если не приглашать правителя одной страны, там в результате произойдут позитивные изменения. А в отношении другой страны результат расчета может быть другим. Вот такие рассчеты и делались в отношении Беларуси и Азербайджана
Почему в марте 2017-го не повторился декабрь 2010-го?
Раньше, на взгляд ЕС, неприглашение Лукашенко способствовало переменам к лучшему в Беларуси. Теперь расчет на то, что этому будет способствовать приглашение.
Почему? Потому что есть опыт. В прошлом году я назвал отмену санкций ЕС «гамбитом Европы». И правда, на известный риск Евросоюз тогда шел. Официальный Минск, освободившись от санкций, мог внутри страны действовать, ни на что не обращая внимания. Получилось не совсем наоборот, но и не так, на что ЕС и рассчитывал.
Стоит вспомнить, что после разгона акции 25 марта 2017 года, после репрессий против лидеров маршей нетунеядцев, некоторые предполагали, что Беларусь возвращается в декабрь 2010 года. Не вернулась. Отбывшие административные сроки вышли на свободу, дело «Белого легиона» тоже спустили на тормозах. Отмена санкций и действительно привела к некоторой либерализации.
К не слишком широкой, не к свободе, а лишь к «царской милости», увы, не к гарантиям дальнейшей либерализации. Но к небольшим позитивным изменениям, к тому, что декабрь 2010 года не вернулся. Немного, признаем.
Ну так и приглашение Александра Лукашенко немногое изменит, вопреки радужным прогнозам некоторых обозревателей.
БТ, разумеется, расскажет своим зрителям, как Александр Григорьевич покорил Брюссель и всю Европу. Подозреваю, что не покорит.
Но небольшой шаг в сторону либерализации в результате может быть сделан. В порядке не прямой, а психологической сделки — неудобно как-то все же уж очень широко махать дубинкой, когда приглашают и признают такие уважаемые люди. Так сказать, с нами по-хорошему, и мы — по-хорошему.
Ну не совсем уж по-хорошему, но по модели, по которой развивались события после снятия санкций.
«Хельсинки-2»-лайт
Возможны и иные, правда, более туманные, последствия этого очередного этапа сближения Беларуси и Запада, в частности, Европы. Это, по крайней мере, уменьшает желание Беларуси ссориться с Западом, самостоятельно или в кампании с Россией.
Ведь снятие санкций было вознаграждением не только за освобождение политзаключенных, но и за снижение уровня конфронтации с Западом и за политику в отношении Украины.
Ну да, Минск не союзник Киева, а союзник известно кого, недавно во время «Запад-2017» это было продемонстрировано. Но политика Беларуси в отношении Украины могла бы быть куда худшей, куда более близкой к политике России.
План «Хельсинки-2», который белорусская дипломатия рекламирует по всему миру, несколько напоминает межпланетный шахматный турнир в Нью-Васюках незабвенного Остапа Бендера.
Но вот минские соглашения ведь и правда были заключены в Минске. И инфраструктура переговоров по Украине базируется там же. Больших успехов этот процесс не приносит и даже не сулит, ну, а какая альтернатива? Вот и недавний, первый диалог переговорщиков по Украине от США и России Курта Волкера и Вячеслава Суркова состоялся тоже в столице Беларуси.
Так что насчет Хельсинки-2 пока как в анекдоте: Сарочка согласна, Рокфеллер — нет. Но вклад официального Минска в безопасность региона скорее позитивен, чем наоборот.
Брюссель и за это в том числе ждет белорусского гостя. И за дальнейшее его движение в этом направлении.
Чей троянский конь Беларусь?
Есть, правда, один вопрос — а поедет ли белорусский лидер в Брюссель, воспользуется ли приглашением? В Москве такой вояж вызовет безусловное раздражение. Но был бы саммит в какой восточноевропейской стране, Лукашенко может и не поехал бы. А в Брюссель, скорее всего, все же поедет. Ну хотя бы чтобы позлорадстовать над теми, кто так долго не приглашал, да и кольнуть Путина аккуратно и невызывающе, но чувствительно. За все хорошее.
Учинив при этом маленький скандальчик, чтобы показать, что главный друг и брат у Беларуси — это все же Россия. Как это было на рижском саммите Партнерства, где по настоянию белорусской делегации из итоговой резолюции был исключен пункт с осуждением аннексии Крыма. Ну и тут что-нибудь такое будет. Просто и убедительно, как российский флаг на Паралимпиаде в Рио в руках Андрея Фомочкина.
На это некоторые скажут, что Лукашенко в Брюсселе — троянский конь Москвы.
Ну, а в Москве вздохнут, как бы Беларусь после визита Лукашенко в Брюссель не стал троянским конем ЕС. Ну не конем — пони. Троянским пони ЕС. Спокойным таким, осторожным и сбалансированным.
Возвращаясь к началу, стоит заметить, что неприглашение белорусского президента на саммиты ВП было частью единой санкционной политики. Можно спорить о том, насколько полезной она была для ЕС. Но обрубок, остаток достаточно широкой политики, «улыбка Чеширского кота», в принципе не может способствовать достижению каких-бы то ни было целей.
Поэтому Александра Лукашенко и пригласили в Брюссель.
Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции TUT.BY.