Клинч президента и парламента в Беларуси-1996 и Венесуэле сейчас: четыре сходства и отличия
Парк Уго Чавеса на окраине Минска — не единственное, что роднит Беларусь и Венесуэлу. Латиноамериканская страна в эти месяцы проходит через столкновение президента и парламента — конституционный кризис, который Беларусь пережила 21 год назад. Сравниваем два кейса.
Сходства
Молодой президент против парламента
Первая параллель в том, что участники конституционной баталии в Беларуси середины 90-х и Венесуэлы сегодня — молодой президент с одной стороны и оппонирующий ему парламент с другой.
Мадуро стал по сути преемником своего популярного «политического отца» Уго Чавеса в конце 2013 года. И все равно он лишь с небольшим перевесом выиграл выборы у либерала Энрике Каприлеса.
Александр Лукашенко свою власть ни у кого не наследовал, в 1994 году он победил на выборах как кандидатов-демократов, так и ставленника номенклатуры Вячеслава Кебича.
Проблемы с Верховным советом у Александра Лукашенко начались почти сразу, у Мадуро — после того, как две трети мест в Национальной ассамблее Венесуэлы заняла оппозиция в 2015 году. В обоих случаях до пика обострения президента и парламент дошли за два года.
Неудачная попытка импичмента
Как в Венесуэле до сих пор, так и в Беларуси до 1996 года президент не мог взять и распустить парламент. А вот депутаты теоретически имели право на импичмент главы государства. Что и те, и те попытались сделать. В обоих случаях попытки не увенчались успехом.
Чтобы сместить президента в 1996 году депутаты ВС должны были собрать 70 подписей за импичмент, отдать их в Конституционный суд. Тот готовил свое заключение о нарушении президентом конституции, а затем парламент должен отстранить главу государства от должности двумя третями голосов. Все застопорилось на второй стадии. Пока КС не принимал решение, часть депутатов отозвали подписи и суд прекратил рассмотрение дела.
В Венесуэле парламент пытался дважды. В первый раз в апреле 2016 года помешала многоступенчатая процедура назначения референдума об отставке Мадуро: нужно было собрать 1% подписей населения, получить одобрение тамошнего ЦИК, затем собрать еще 20% подписей. ЦИК, лояльный президенту, оттягивал процесс. Тогда парламент решил начать импичмент сам, назначив на 1 ноября слушания. Но Мадуро на них не явился, уехав к папе римскому. Переговоры между противоборствующими сторонами временно разрядили ситуацию, но в январе 2017 года парламент попробовал вновь и объявил президента покинувшим свой пост. Это постановление быстро признал неконституционным Верховный суд, также сохраняющий лояльность президенту.
Раскол элит
Некоторые должностные лица в обоих конституционных кризисах поддержали парламент. В Беларуси это были глава ЦИК Виктор Гончар (отправлен в отставку накануне референдума), часть судей Конституционного суда (все ушли или были отправлены в отставку после референдума). Сразу после объявления победы президента на референдуме со своих постов ушли премьер-министр Чигирь, министр труда Соснов и замглавы МИД Санников.
Силовая вертикаль поддержала президента, как и значительная часть депутатов парламента и местное чиновничество.
В Венесуэле на стороне парламента выступил губернатор одного из самых населенных штатов и лидер оппозиции Энрике Каприлес и генеральный прокурор Луиса Ортега Диаз (отправлена в отставку недавно созданной конституционной ассамблеей).
Верховный суд остался на стороне Мадуро и даже объявил, что забирает на себя полномочия парламента в марте 2017 года. Силовики пока лояльны главе государства. Однако уже были инциденты, когда отдельные офицеры или группы военных заявляли об оппозиции власти или даже о намерении ее свергнуть.
Создание альтернативных органов власти
Не найдя понимания у существующих парламентов, президенты Беларуси и Венесуэлы начали конструировать свои. Александр Лукашенко, идя на референдум 1996 года, впервые созвал Всебелорусское народное собрание (ВНС), где доминировали его сторонники. Орган не был наделен какими-то конституционными полномочиями, но должен был продемонстрировать народную поддержку президента. Делегатов избирали трудовые коллективы.
Уже после референдума параллельно функционировали два органа власти: оставшиеся в оппозиции депутаты Верховного совета и поддержавшие президента депутаты новой Палаты представителей. Первые признавались разве что формально на Западе, но реальной власти в стране у них уже не было.
Николас Мадуро созвал похожее на ВНС по способу формирования Национальное учредительное собрание (конституционную ассамблею), но оно сразу же объявило себя главным органом власти в стране и уволила мятежного прокурора Луису Ортегу. Этому органу еще предстоит побороться за свою легитимность, которую оппозиция и весь остальной мир отказываются признавать.
Различия
Массовые многолетние протесты и жертвы
Особенность конституционного кризиса в Венесуэле — участие обеих сторон в уличной борьбе. Иногда оппозиция контролирует целые кварталы Каракаса, забастовки и столкновения с полицией идут по всей стране. Первые акции и жертвы были еще в 2014 году, тогда это были в основном студенты. 43 человека погибло в ту волну протестов. Еще около 150 человек с обеих сторон стали жертвами столкновений в 2017 году.
В Беларуси протесты тоже сопровождали события середины 90-х, но масштабы были явно несоизмеримы с Венесуэлой. «Горячей весной» 1996 года оппозиция трижды выводила на улиц десятки тысяч человек. Максимум накала был на Чернобыльский шлях, когда часть активистов перевернула милицейские автомобили. По нескольку тысяч человек (19 октября — 15−20 тысяч) выходили протестовать осенью в недели до и после референдума, но больших последствий это не имело. К счастью, обхошлось и без жертв.
Разные причины противостояния
Первоочередной причиной протестов в Венесуэле стал резкий спад в экономике, гиперинфляция и дефицит продуктов. Все это было вызвано спадом цен на нефть — основной экспортный товар Венесуэлы — и провалами социализма Чавеса-Мадуро. Лишь затем, в 2016 году, протест стал полноценно политическим, когда оппозиция получила большинство в парламенте.
Борьба президента и парламента в Беларуси изначально была связана с переделом полномочий. Конституционный суд отменял указы президента, парламент отказывался поддерживать его инициативы, Александру Лукашенко не хватало власти, он инициировал передачу себе новых полномочий.
Отчасти поэтому и протесты, сопровождавшие два кризиса власти, отличались: недовольные венесуэльцы борются не только с Мадуро, но и за лучший уровень жизни. Сугубо политические лозунги защиты демократии в 1996 году в Беларуси не смогли вывести на улицы достаточное для слома ситуации число людей.
«Заграница нам поможет»
Определяющую роль в разрешении белорусского конституционного кризиса сыграл «российский десант» — так назвали группу высокопоставленных чиновников из Москвы под руководством премьера Виктора Черномырдина. Их ночные переговоры 22 ноября привели к подписанию компромиссного соглашения между парламентом, президентом и Конституционным судом. Уже с утра оно было сорвано группой пропрезидентских депутатов в Верховном совете, что дало Александру Лукашенко повод объявить референдум обязательным.
Видео: AP Archive
На протяжении всего конфликта в Венесуэле соседние страны и не только предлагали свои посреднические услуги. В мае 2016 года в Каракас прилетели для этого бывшие главы Колумбии, Испании, Панамы и Доминиканской республики, но безрезультатно. В октябре 2016 года посланник папы римского Пьетро Паролин помог достигнуть лишь временного перемирия: парламент приостановил процедуру импичмента взамен на освобождение пяти оппозиционеров.
Референдум как панацея
Конституционный кризис 1996 года в Беларуси завершился референдумом, после которого страна изменила государственный строй — с парламентско-президентской на то, что политологи называют «суперпрезидентской» республикой. Лукашенко стремился к этому референдуму, потому что чувствовал, что у него больше электорального и административного ресурса, чем у парламента.
В Венесуэле все с точностью наоборот. Оппозиция и парламент делают ставку на максимальное вовлечение населения — протесты и референдум об отставке Мадуро, который они пытаются организовать. Но пока с ним не получается, провели другой, неофициальный референдум о несогласии с решением президента созвать конституционную ассамблею. На него пришли более 7 млн (из 20 млн) избирателей, и 98% поддержали оппозицию, по ее данным. После затяжного экономического кризиса, по опросу социологов из Datanaliz, более 80% венесуэльцев не хотят видеть Мадуро на посту президента.