Виктор Савик — 25 лет на рынке, за плечами которого договоров на $50 млн: "Бывают случаи, что от сделки надо и отказаться"
В профессию пришел по воле судьбы
Виктор Савик жил и работал в Дзержинске. Активно занимался общественной работой. Первый секретарь райкома комсомола, член бюро ЦК СМБ (Союз молодежи Белоруссии), депутат — скучать было некогда.
Но время неумолимо. Произошел распад СССР. Надо было выбирать, как жить дальше и чем заниматься. Виктор Савик пришел к руководству города, района, поинтересовался, что будет с комсомолом и партией. Четкого ответа не услышал и понял, что применение своим знаниям надо искать в другой сфере.
Осенью 1991 года на одном из совещаний в Минске ему предложили создать агентство недвижимости для оказания риэлтерских услуг в регионе. Идея быстро была реализована в жизнь. 31 декабря 1991 года была создана риэлтерская организация — Дзержинский центр торговли недвижимостью. Компания получила название по аналогии с названием минского агентства недвижимости «БелЦТН» (Белорусский центр торговли недвижимостью), которое на тот момент уже работало в столице.
— Мы стали оказывать услуги в сфере недвижимости в Дзержинске. Было не просто. Четкой и понятной схемы работы, как сейчас, в то время не было. Фактически мы сами изобретали велосипед. Более того, надо было не просто самим осваивать азы профессии, но параллельно обучать и людей, — вспоминает Савик.
В 1993 году Виктор Михайлович возглавил Дзержинский центр торговли недвижимостью. Через год вступил в Белорусскую ассоциацию «Недвижимость». В конце 1996 года центр торговли был преобразован в АН «Недвижимость Минщины». На то время в агентстве уже был опыт работы в Минске и Минском районе. Позднее были открыты филиалы в Марьиной Горке, Столбцах, Смолевичах, создано агентство в Борисове.
— В моем понимании, это был расцвет сферы недвижимости. Большая заслуга в этом принадлежит БелАН. В то время она имела большой вес в риэтерском бизнесе, что способствовало развитию рынка, — говорит Савик.
Со временем все филиалы АН «Недвижимость Минщины» стали самостоятельными структурами и вошли в Минское областное отделение ассоциации.
Риэлтерская организация «Недвижимость Минщины» просуществовала до 30 июня 2005 года. Новым местом работы Савика стало АН «Час-Пик», где он проработал практически 10 лет в основном начальником отдела.
За плечами — более 1200 сделок
Виктор Савик со словами благодарности вспоминает директора АН «Час-Пик» Тимофея Лобановского, коллектив и те годы, которые он проработал в этой риэлтерской компании. Ему приходилось оказывать весь спектр риэлтерских услуг и заниматься оформлением сделок.
— Сколько сделок за 25 лет работы на рынке прошло через ваши руки?
— Я их не считал, — отвечает Савик. — Хотя перед встречей с вами стало и самому интересно. Получилась достаточно весомая цифра. С моим непосредственным участием оформлено более 1200 сделок на сумму свыше $50 млн в эквиваленте. За время работы пришлось пообщаться с несколькими тысячами клиентов. Это богатейший опыт. Но за все годы мне пришлось побывать в суде всего один раз, да и то не в качестве ответчика.
Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше
Вот уже полтора года, как Виктор Савик работает в АН «Эксперт». На вопрос, почему вы все-таки поменяли место работы, с юмором отвечает:
— Символом АН «Эксперт» является сова. А у меня фамилия созвучная с совами. Но если без шуток, в этой риэлтерской компании созданы более комфортные условия для работы. Под моим руководством сейчас большая команда молодых людей, которым нужны мой опыт и знания.
Кроме того, мне по душе неиссякаемый оптимизм директора агентства Астапени Павла Евгеньевича. Он молодой, у него есть цель, которой он хочет достичь. Это радует. Порой у меня появляется чувство то ли обиды, то ли досады, что я до конца не реализовал себя в качестве директора. Мог бы быть одним из старейших руководителей агентств недвижимости. Но потом понимаю, что это судьба, от нее не уйдешь.
Начальник отдела АН «Эксперт» говорит о том, что у него по жизни были очень хорошие учителя. После получения аттестата риэлтера он мог бы снова открыть агентство. Но решил, что для него значительно проще и полезнее просто работать с людьми, помогать им решать жизненные проблемы, чем взаимодействовать с вышестоящими органами.
— Я очень сочувствую директорам агентств, потому что сегодня они вынуждены постоянно искать баланс между руководящими органами и потребителями рынка. Порой они должны выполнять непонятные требования. С моим повышенным чувством ответственности я не смог бы сейчас быть директором. Моих сил на это не хватило бы, и мы сегодня не встречались бы с вами, — дополняет начальник отдела.
Савик рассказывает, что за последние годы работы в сфере оказания риэлтерских услуг ему неоднократно предлагали возглавить риэлтерскую организацию, задавали много вопросов о том, как ее создать, как ей руководить, как выстраивать отношения в коллективе, как подбирать кадры, чтобы она была успешной.
Сегодня для того, чтобы агентство работало хорошо, директору надо быть на работе не 7-8 часов, а 10-12 и даже 14. Только тогда можно контролировать процесс прохождения всех сделок в компании и работу агентов и риэлтеров. По крайней мере, так налажена работа в АН «Эксперт».
— АН «Недвижимость Минщины», которым я руководил, было не большое. В разные годы в среднем в нем работало 15-20 человек. Сейчас только в моем одном отделе трудятся 12 специалистов. «Эксперт» — это редкий случай на рынке, когда молодое агентство за короткий срок так громко заявило о себе, — уточняет Виктор Михайлович.
Савик говорит о том, что с управленческой точки зрения вышестоящим организациям гораздо легче руководить и контролировать крупные компании. Но, например, в Германии, Норвегии и других странах, где он побывал, вполне нормальная практика, когда в агентствах работает по 7-10 человек. Они справляются со всеми требованиями, предъявляемыми к работе на рынке.
— Я думаю, что когда-нибудь и мы к этому вернемся. Потому что сегодня, если говорить об агентствах недвижимости в регионах, они находятся в плачевном состоянии. Это в основном структурные подразделения крупных минских агентств. Я через все это прошел и в свое время отпустил своих людей на вольные хлеба, — говорит риэлтер.
По мнению Савика, сейчас в риэлтерских компаниях созданы великолепные условия для молодежи. То, на что в 90-е годы уходили месяцы, в нынешних реалиях до агента можно донести за недели. Но это при условии, что он заинтересован в получении необходимых знаний. «Сегодня уже ничего не надо изобретать. Во всем мире уже давно все изобретено. Надо просто понять азы профессии и прочувствовать на себе», — уточняет Савик.
С агентством или без?
Специалист считает, что все сделки купли-продажи должны оформляться в агентствах. Хотя бы потому, что риэлтерские компании тщательно проверяют жилые помещения на предмет правомочности прохождения предыдущих сделок. «Бывают случаи, что от сделки надо и отказаться, потому что в ходе проверки документов вскрываются подводные камни», — говорит Савик.
Свое мнение он подкрепляет примерами из практики и рассказывает, что часто в агентство звонят люди, которые оформляли сделки без участия риэлтерской организации, и задают много разных вопросов. Например, что делать, если сделка и право собственности зарегистрированы, а прежние жильцы не выселяются из жилого помещения? Или как поступить, если новым собственникам отказывают в регистрации, потому что предыдущим членам семьи некуда выписаться?
Но почему столько негатива вызывает профессия риэлтера и агента?
— Работа агента достаточно сложная. Она требует определенного интеллекта и знаний. Успеха в ней можно достичь только в случае, если к ней подходить системно, имея некий жизненный опыт. По большому счету, этой профессии толком нигде не учат в вузах. Новичкам не хватает практики, — высказывает свою точку зрения Савик. — Не одна сотня агентов и риэлтеров прошла через мои руки и голову. Я их учил, ставил на истинный путь. Среди них, в моем понимании, есть много талантливых и выдающихся.
Савик считает, для того чтобы поднять престиж профессии, в частности, к агентам надо предъявлять более жесткие требования. Эти люди должны иметь высшее образование.
— Чтобы стать хорошим специалистом, я несколько раз сам сделал капремонт в квартире. Я построил дом, могу сделать дизайн-проект квартиры, ее рыночную оценку. Не хочу хвастаться, но мне по плечам в этой сфере все. У нас в агентстве организовано обучение. Но когда молодым людям рассказываешь, как надо идеально работать, а потом через неделю спрашиваешь, то многие не могут ничего вразумительно сказать в ответ. Им надо сесть в офисе, ходить за начальником и перенимать опыт, а потом создать саморекламу. Вы нигде не найдете обо мне рекламы, нет ее и о многих других успешных специалистах. Но к нам обращаются люди. У меня есть один клиент, который приходил ко мне 11 раз, и, соответственно, провели 11 сделок, — рассказывает Савик.
По его мнению, специалист по недвижимости должен уметь вести беседу, поддержать разговор с потребителем на любую тему. Когда люди приходят на подписание даже предварительного договора, они попадают в непривычную атмосферу, сильно волнуются, переживают. День сделки для многих из них — это большой стресс. Приходится быть для них и психологом, и врачом и т.д. В состоянии стресса человек иногда не понимает и не помнит, о чем с ним говорили до подписания договора, отказывается от своих намерений.
— В моей практике тоже была парадоксальная ситуация. При осмотрах квартиры один потенциальный покупатель — известный наш спортсмен ростом более 2 метров, приходя в жилое помещение, первый делом шел в туалетную комнату. Никто ничего долго не мог понять. Оказывается, он выбирал квартиру по размерам туалета, чтобы, сидя на унитазе, не упираться ногами в дверь, — делится воспоминаниями Савик. — Только тогда мы поняли, что стандартная квартира ему не подойдет. В конечном итоге, такое жилое помещение нашлось, но сделка все равно была на грани срыва. Нашему спортсмену очень понравилось огромное, почти на всю стену зеркало в прихожей. Но это был подарок, и продавцы, милейшие люди, не собирались его оставлять. Стоило больших трудов уговорить их пойти навстречу новому жильцу.
Риэлтер также говорит о том, что многие агенты вроде бы все правильно делают, стараются, но проходит месяц, другой, третий, а сделок все нет. Они теряют терпение и уходят работать в другую сферу.
— Эта работа требует терпения. Кому-то везет, и он организует сделку в течение первого месяца, а кому-то на это надо и три. В моей практике был случай, когда девушка смогла свести интересы сторон за первые три дня работы. Среди агентов есть немало и тех, которые, в принципе, не могут и не должны идти в эту профессию. Это не их хлеб. Есть и те, которые не строят больших планов. Организовали одну сделку в три месяца, и все на этом, — дополняет Савик.
Начальник отдела считает, что агенту нельзя совмещать свою работу с другой деятельностью. В практике Савика был только один успешный специалист по недвижимости, который совмещал две работы. Сутки дежурил на объекте, все остальное время работал агентом.
— Когда человек занимается ремонтом машин, квартир и вдобавок агентской работой, достичь успеха на агентском поприще невозможно. Агент должен быть сконцентрирован на одной деятельности и уделять ей максимум времени. Это каждодневный тяжелый труд на перспективу, — уверен Виктор Михайлович.
С другой стороны, чтобы люди оставались довольны работой агентов, агентства должны их тщательно отбирать и воспитывать. Они должны качественно выполнять всю работу от начала сделки и до конца. Если агент будет недорабатывать даже в каких-то мелочах, у него никогда не будет авторитета, полагает Савик.
Проработав 25 лет на рынке, можно ли сохранить интерес к работе?
— Мои папа и мама проработали вместе на одном предприятии в сфере услуг до пенсии. У нас это потомственное. Давайте смотреть правде в глаза. Кому я уже нужен и что я другое умею делать? Но если бы мне было неинтересно, то сегодня я не сидел бы здесь. Я точно нашел бы себе другую работу, и у меня есть все возможности для этого. Пока интерес к работе есть. Думаю, что еще поработаю, — отвечает Савик.
— Нет ностальгии по Дзержинску?
— В Дзержинск я всегда успею вернуться. Но, наверное, свое агентство уже открывать не буду. В этом городе у меня живет папа, есть дом, да и езжу я туда по два раза в неделю.
Фото: Феликс Сиваков