В Совмине оптимизм: в 2017 году будет $1,4 млрд инвестиций и рост ВВП
МИНСК, 16 дек — Sputnik. Беларусь в 2017 году рассчитывает на привлечение прямых иностранных инвестиций в размере 1,4 миллиарда долларов.
Этот и другие параметры макроэкономического прогноза на 2017 год утверждены постановлением Совета министров республики, которое опубликовано на Национальном правовом интернет-портале.
Как отмечается в документе, ВВП в 2017 году должен показать прирост на 1,7%. Инфляция в годовом выражении не должна превысить 9%.
Рост производительности труда запланирован на уровне 1,8%, реальные денежные доходы населения, динамика которых в Беларуси привязана к росту производительности труда, в 2017 году покажут прирост в 1,3%.
Сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2017 году должно составить 0,1% от ВВП. Экспорт товаров власти рассчитывают увеличить на 3,8% по сравнению с 2016 годом.
Опасный разворот
Между тем, несколько дней назад в ведомственном журнале Нацбанка "Банковский вестник" была опубликована статья доктора экономических наук, экс-помощника президента Кирилла Рудого, в которой он анализирует причины оттока ПИИ из страны.
Он отмечает, что с 2015 года в Беларуси стало больше закрываться, чем открываться, организаций с иностранным капиталом, и сокращение компаний с иностранными инвестициями происходит во всех регионах. Рудый полагает, что это говорит о наличии системных причин. Таких причин Рудый назвал восемь, но на первом месте стоит политика дедолларизации, начатая белорусскими властями в 2015 году.
"Одной из причин <…> оттока ПИИ из Беларуси в части показателей размеров уставных фондов является начатая в 2015 году политика дедолларизации. С этого времени при реорганизации совместных и иностранных предприятий размер уставных фондов стал пересчитываться и формироваться в национальной валюте", — отмечает ученый.
Кроме того, на приток ПИИ прямым образом влияет падение платежеспособного спроса в Беларуси. Падение производства, ВВП, реальных доходов населения и платежеспособного спроса является основным фактором, повлиявшим на настроения инвесторов.
Еще один момент, который беспокоит инвесторов — это необходимость возврата внешних займов.
"В отличие от государственных предприятий, которые в 2015 года с помощью поддержки государства смогли реструктуризировать свои внешние займы, иностранные организации вынуждены были самостоятельно возвращать кредиты. Это привело к сокращению объемов реинвестирования прибыли, а также в целом к оттоку капитала из страны", — подчеркнул Рудый.
Он также отмечает общее сокращение прибыли компаний, накопленный риск расторжения инвестиционных соглашений. Так, по данным статистики, за 2009-2015 годы в Беларуси было заключено 1 844 инвестиционных договора. Из них реализовано — 642 договора, расторгнуто — 663, остальные находятся в стадии реализации.
Плохо сказываются на притоке инвестиций культурные барьеры (ориентация на советское прошлое и краткосрочный результат, потребительское отношение к иностранному инвестору).
Санкции и накопленный негативный международный имидж Рудый поставил на седьмое место, отметив, что зачастую о Беларуси влиятельные бизнес-издания пишут в негативном ключе, что сводит на нет проводимые страной за рубежом инвестиционные форумы и презентационные мероприятия.
На последнем месте, по мнению Рудого, — общее усиление давления на экономику. Здесь речь идет о роли фискальных, таможенных и надзорных органов.
"Инвестиционный разворот проявляется в Беларуси именно в тот момент, когда белорусская экономика наиболее нуждается в ПИИ, скорее даже не для восстановления экономического роста и развития, а обеспечения безопасности в валютной, долговой, бюджетной и корпоративной сферах", — говорится в статье.
Изменить инвестклимат
В качестве основного предложения для проведения обратного инвестиционного разворота ПИИ в сторону Беларуси может стать изменение инвестиционного климата, который включает в себя уже не столько социально-экономические элементы, сколько институциональные, отмечает Рудый. По его мнению, здесь необходима пошаговая реализация новой инвестиционной политики.
Помимо корректировки работы госорганов, Рудый предлагает:
- введение пятилетнего моратория на проверки организаций с иностранным капиталом, которые инвестировали в уставный фонд;
- формирование стандартного инвестиционного договора, исключающего социальные и иные некоммерческие обязательства с правительственной гарантией прав собственности инвестора.
Кроме того, нужен особый порядок приватизации градообразующих и монопольных организаций (например, вывод их на IPO), единый упрощенный плановый порядок малой приватизации.
Также будет полезно снизить издержки иностранных инвесторов, в том числе отменить обязательную продажу части валютной выручки и разрешить неограниченную возможность вывода ими прибыли за пределы страны.