Производители российской техники пожаловались на трудности в поставках в Беларусь
Поставка бытовой техники из России в Беларусь через два месяца будет затруднена, предупреждают российские производители. Они могут потерять доступ на рынок объемом в несколько сотен миллионов долларов.
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) в письме на имя первого вице-премьера России Игоря Шувалова заявила, что с 1 февраля возникает «технический барьер в торговле между государствами — членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС)».
Речь идет о решении белорусского правительства сертифицировать всю ввозимую в республику бытовую технику. Соответствующее постановление совета министров республики было принято 21 октября 2016 года.
Как поясняют производители, сертификация будет распространяться на любую импортируемую в Беларусь технику — как из России, так и из других стран.
Процедура сертификации еще окончательно не определена, рассказал один из участников рынка со ссылкой на данные, предоставленные им Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации. Иными словами, не ясно, какое количество экземпляров из каждой ввозимой партии необходимо будет предоставлять на анализ. По словам собеседника РБК, стоимость анализа для микроволновой печи составляет $300, стиральной машины — от $1,5 тыс., посудомоечной машины — $3,5 тыс. процедура занимает от двух до пяти дней, а проверка холодильника займет десять дней и обойдется производителю в $5,5 тыс. Директор операционного управления компании Sony в России и СНГ Роман Потапов говорит, что, поскольку процесс сертификации до сих пор не регламентирован, рынок просто не успеет к нему подготовиться.
Сертификация поставок может привести к временной остановке поставок бытовой техники на белорусский рынок, говорит представитель РАТЭК. По его словам, «это негативно скажется на результатах и иностранных, и российских производителей электроники». По данным Федеральной таможенной службы, объем экспорта электротехники из России в Беларусь составил около $395 млн за девять месяцев 2016 года.
В целом, по оценке Потапова, рынок электроники в Беларуси занимает не более 5% от общего рынка Таможенного союза.
Минск создает барьеры для торговли и подрывает смысл единого рынка, который подразумевает прозрачность границ для производимых внутри него товаров, говорит представитель РАТЭК. С тем, что сложившаяся ситуация «является препятствием для доступа на рынок», согласна Евразийская экономическая комиссия. Для всего союза существует единый технический регламент, в соответствии с которым выпускается продукция, говорится в ответе комиссии на обращение РАТЭК. «Договор о Евразийском экономическом союзе подразумевает, что государства обеспечивают обращение продукции без предъявления дополнительных требований и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия», — сказано в документе.
Как уточняет источник РБК, близкий к ЕЭК, «на отмену решения правительства Беларусь потребуется до полугода», поэтому начиная с февраля все стороны ожидают сокращения или полную остановку поставок техники в страну.