«Теоретически проскочить можно. Но нужно быть невидимым и бессмертным». 160 человек претендовали на 15 квартир в Новинках по $750 за кв.м
Согласно декларации, заключать договоры с дольщиками УКС взялся только сегодня, 26 октября, в 8:30 утра. Но очередь на дешевое жилье начала формироваться на его крыльце уже неделю назад. Под дверями государственного застройщика денно и нощно дежурили люди, и к заветному дню количество претендентов на 15 недорогих квартир достигло 150 человек.
Дом, вокруг которого вспыхнул ажиотаж, должны ввести в эксплуатацию в феврале месяце. «Однушки» в нем будут стоить порядка $31 тыс., «двушки» — от $42 тыс., «трешки» — от $56 тыс.
В 8:15 утра 26 октября возле дверей УКСа собралось полсотни человек. Порядок в толпе поддерживали двое сотрудников милиции. Кое-кто не имел понятия о существовании очереди и пришел в УКС лишь накануне утром, но толпа поставила его перед фактом: «В очереди уже 150 человек, вы будете 151-м».
— Откуда 150 человек, сегодня же первый день? — задали мы вопрос.
— Сегодня первый день подачи заявлений, а информация вышла в среду, — объяснили люди из толпы. — Народ самоорганизовался в очередь и круглосуточно дежурит. Даже ночью приходили люди: в два часа, в три часа ночи — и записывались.
— А зачем записывались? Ведь квартир всего 15.
— Из первых 15 человек уже половина отказалась и возможность появилась у следующих. 35-й даже квартиру получит! Кроме того, есть информация, что в Новинках будет квартал из 5-7 домов. Те, кто не смогут построиться в этом доме, будут ждать следующих.
— А попытки создать альтернативную очередь были?
— Если здесь люди стоят денно и нощно, то они ж ее сразу пресекут, — объяснила девушка с папкой «Очередь». — Когда в списках 100 человек, отстоять их на порядок проще, чем двоим-троим, которые начнут записывать свою десятку. А УКСу без разницы.
— А где тогда гарантия, что он будет заключать договоры по очереди?
— Если кто-то умный умудрится мимо этих 50 человек проскочить, теоретически УКС его пустит… не может не пустить, — пожал плечами молодой мужчина. — Но это нужно быть невидимым и бессмертным.
В 8:30 утра один из сотрудников милиции сделал объявление:
— Пускаем по одному человеку. Один зашел — один вышел. Чтобы избежать эксцессов, при любом беспорядке подача заявлений приостанавливается до того момента, пока все не прояснится.
С правилами народ согласился и продолжил обсуждать насущное. Оказывается, в последнюю ночь перед крыльцом УКСа дежурило порядка 20 человек. Это были первые по спискам: те, кому достаются квартиры, и некоторый резерв из тех, кто идет по очереди следом. Об этом нам рассказал мужчина, который сегодня заключает договор на долевое строительство «двушки» в Новинках. Бессонная ночь на его лице отпечатков не оставила: выглядит он бодро и с удовольствием дает комментарии:
— Да нет, никто не дрался. Приходили люди, пытались занять очередь.
— А как вы разрешали этот конфликт?
— Да никак. Наряд милиции и всё. Их даже вызывать не нужно: видите, вон там дежурят? Один из них с семи утра здесь стоит, а другой — целую ночь, с 7 вечера.
— Чтобы здесь не было драк?
— Да нет, он просто квартиру хочет построить, — признается мужчина.
— Он в списках? Проходит по очереди? — живо интересуемся мы, но собеседник затухает:
— Не знаю, не знаю… не владею информацией. На самом деле здесь все видят друг друга почти первый раз. Ночью все по машинам дежурили. Три человека выйдут — все остальные греются.
Позже выясняется: в очередь, помимо милиционера, на общих основаниях записался работник УКСа.
— Как и все простые смертные. Пришел и записался. Он не первый, но в 15 счастливчиков попадает. Он же в УКСе работает: увидел, что здесь списки составляют, и записался.
Пока наш собеседник ждет приглашения в УКС, делится сомнениями по поводу перспективы ввязаться в «долевку» с государственным застройщиком:
— Хочу построить двухкомнатную квартиру. Но они все разных размеров, по разным ценам. Если мне достанется квартира до $45 тыс. — буду строиться. Если дороже — смысла не вижу, проще доплатить и взять готовую сейчас, нежели иметь дело с таким сомнительным, плавающим договором и получить квартиру через 3-5 лет.
— Судя по проектной декларации, дом сдается в феврале, — недоумеваем мы.
— Никто его в феврале не сдаст! Сейчас там всего два этажа. Ни коммуникаций, ничего. Сдача будет в лучшем случае в начале 2018 года. Эти ребята будут строить долго. У них очень плохая репутация.
— А работники УКСа знали, что здесь люди списки составляют?
— Нет, не знали — недовольно отвечает пожилая женщина. — Они все время говорили: живая очередь.
За плечами бабушки — долевое строительство квартир в проблемном доме, годы судов с УКСом Центрального района за право получить квартиру без доплат. И, несмотря на такой печальный опыт, сегодня она снова стоит на крыльце государственного застройщика в надежде заключить долевой договор.
— Я строила квартиру в предыдущем доме в Новинках. Его должны были заселить в ноябре 2010 года, а заселяли в феврале 2014-го. И вручили мне допсоглашение, по которому нужно было доплатить ни много ни мало 163 миллиона! Допсоглашение я подписать отказалась и со мной расторгли договор. И бабка была вынуждена ходить по судам, — говорит она о себе в третьем лице. — Это длилось почти два года. Но бабка выиграла! Нас пять человек судилось. Мы пятеро получили квартиры без доплат. Все остальные — доплачивали.
— И, несмотря на всю эту нервотрепку, вы снова готовы ввязаться в долевое строительство дома от того же застройщика?
— А что делать? Мне нужно, чтобы дочь рядом жила. Что б за мной смотреть было кому. У меня еще деду 81 год. Нам, старикам, дети нужны поблизости.
Фото: Павел Садовский