Навстречу МАРТу. Развитию конкуренции мешает превалирующая доля государства в экономике

Источник материала:  
12.09.2016 20:12 — Новости Экономики

На минувшей неделе официально начало работу Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Однако, как считают эксперты, развитию конкурентных отношений мешает не законодательство, а сохранение принципов плановой экономики.


Белорусский институт стратегических исследований (BISS) подготовил исследование «Актуальность реформ, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства и законодательства о конкуренции». Адвокат, партнер АБ «Степановский, Папакуль и партнеры», член совета некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» Татьяна Игнатовская поведала журналистам об основных выводах исследования. Полностью доклад будет представлен на Белорусском экономическом форуме 29−30 сентября.

Авторы исследования полагают, что начавшийся более 6 лет назад вслед за развитием наднациональных норм ЕАЭС процесс трансформации антимонопольного законодательства Беларуси не может быть решен только на нормативном уровне, в том числе и новым антимонопольным органом.

Основная проблема в применении антимонопольного законодательства, по мнению экспертов, заключается в том, что сохранение превалирующей доли государства в экономике и бизнесе (даже по оценкам белорусского правительства доля частного сектора в ВВП не превышает 30%), а также фактическое сохранение принципов плановой экономики при декларируемой рыночной, не дают развиваться действительно конкурентным отношениям и проконкурентному поведению субъектов на товарных рынках Беларуси.

«Выведение» территориальных подразделений антимонопольного органа из структуры областных администраций в вертикальное подчинение МАРТу без изменения общего вектора в применении антимонопольного законодательства равно и единообразно ко всем субъектам рынка, в том числе к предприятиям с государственной долей и государственным органам, не позволит развиваться конкуренции, даже при «эталонных» нормах законодательства.

Серьезной проблемой для развития конкуренции и практики применения антимонопольного законодательства является фактическая подмена ценового регулирования нормами антимонопольного, в первую очередь посредством использования инструмента признания субъекта доминирующим либо установления факта его доминирующего положения при наличии доли на товарном рынке в пределах от 15 до 35%. Эта проблема зачастую исходит из неправильного применения одних антимонопольных норм, и неприменения других.

По официальной статистике Департамента ценовой политики Министерства экономики за 2015 год проведено 336 проверок субъектов предпринимательской деятельности по вопросу соблюдения антимонопольного и ценового законодательства, в том числе 250 внеплановых проверок. При этом только 127 (37,8%) проверок касались вопросов соблюдения антимонопольного законодательства, соответственно подавляющее число выявленных и пресеченных антимонопольным органом нарушений относилось к несоблюдению норм ценового, а не антимонопольного законодательства, что свидетельствует об определенном векторе государственного регулирования в данной сфере, отмечают авторы отчета.

Авторами исследования отмечено, что антимонопольным органом не проводится в должном объеме анализ товарного рынка, часто допускаются «вольные» определения границ товарных рынков, их укрупнение, что не допустимо при применении норм антимонопольного воздействия.

Административные барьеры для свободной конкуренции заключаются, в основном, в предоставлении необоснованных и, зачастую, негласных преимуществ для отдельных (часто отечественных) производителей товаров, работ и услуг, которым предоставляются различные льготы и преференции.

В качестве рекомендации, что для устранения существующих барьеров свободной конкуренции на отраслевых рынках авторами исследования указывается на необходимость придания огласке и сообщения о таких барьерах в антимонопольный орган, в особенности, когда речь идет о скрытых и негласных мерах по ограничению доступа товаров, работ и услуг (которые, в частности, выявлены на рынках лекарственных средств).

Также озвучено предложение по внедрению четкого оценочного подхода в назначении конкретного процента штрафа в пределах формулировки «до 10% денежной оценки выручки» в зависимости от доказанных смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также иных обстоятельств дела, которые четко поименованы в норме статьи.

Министерство антимонопольного регулирования и торговли создано 8 сентября. В его состав переданы Департамент ценовой политики Министерства экономики, а также управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Мингорисполкома. Помимо выполнения задач, стоявших перед Министерством торговли, созданный в новом качестве антимонопольный орган призван регулировать деятельность субъектов естественных монополий, цены и тарифы, а также осуществлять контроль в этих сферах. Создание антимонопольного органа является одной из мер экономической политики, согласованной с международными финансовыми организациями, включая МВФ.

«Будет сложно». Как модернизированный Минторг намерен победить уловки чиновников и частников

Справится ли обновленный Минторг с лобби в пользу госкомпаний и в ущерб частнику?

Право на проверку. Минторг единственный сможет проводить проверки без оснований

←Какие стартапы запускают в Гродно и Бресте

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика