Беларусь накрыл небывалый инвестиционный голод
Белорусская экономика, судя по заявлениям правительства, нуждается в значительных инвестициях, однако по факту мы видим их отсутствие. В нынешнем году в Беларуси наблюдается рекордно низкая инвестиционная активность. За январь-июль инвестиции в основной капитал снизились более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такого падения инвестиций страна не знала со времен лихих 90-х.
Однозначный тренд
Более высокие темпы падения инвестиционной активности были зафиксированы только в середине 1990-х — тогда, как и сейчас, в стране наблюдалась рецессия. В период с 2002-го по 2011-й темпы роста инвестиций в основной капитал были высокими и зачастую измерялись двузначными числами. В 2012-м, после валютного кризиса пятилетней давности, тренд изменился, и инвестиции в основной капитал сократились.
Рост инвестиционной активности в 2013-м, когда инвестиции в основной капитал выросли на 9,3%, был во многом формальным. Как объясняло тогда Министерство экономики, данный результат был достигнут за счет отражения Министерством энергетики «в статистической отчетности не учитывавшихся ранее объемов инвестиций по строительству объектов «под ключ».
В 2014-м инвестиции в основной капитал сократились на 5,9%, в 2015-м — на 17,5%, а за январь-июль 2016-го и вовсе на 20,6%. Таким образом, их падение достигло рекордных значений, и, если исключить манипуляции со статистической отчетностью в 2013-м, можно констатировать, что инвестиционная активность в стране сокращается уже пятый год.
Динамика инвестиций в основной капитал в 2009—2016 гг.* (в % к предыдущему году)
Источник: Национальный статистический комитет
По данным официальной статистики, около 60% инвестиций в основной капитал приходится на госсектор. В первом полугодии предприятия республиканской формы собственности сократили инвестиций на 9,6%, организации, подведомственные местным властям, — на 30,0%.
Белорусские экономисты объясняют сокращение инвестиционной активности госсектора уменьшением соответствующих расходов государства.
Как отмечают специалисты Института экономики Национальной академии наук, вышеупомянутые цифры о сокращении инвестиций организациями госсектора свидетельствуют о значительной зависимости их инвестиционной деятельности от доступности и объемов государственного финансирования.
Политика сокращения льготного кредитования, которую в целях снижения инфляции с 2015 года проводит Нацбанк, предполагает уменьшение объемов финансирования государственных программ. Согласно обязательствам белорусских властей перед Евразийским фондом стабилизации и развития, в 2016 году максимальный объем новых директивных кредитов не должен превысить 28 трлн рублей, в 2017-м — 20 трлн рублей.
Так что ожидать всплеска инвестиционной активности, который в 2000-е годы был основан зачастую на предоставлении экономике льготных кредитов, не приходится.
На инвестиционный бум нет денег
Белорусские экономисты отмечают, что инвестиционная активность подогревалась в 2000-е в значительной мере за счет льготного кредитования жилищного строительства.
«До 2011 года жилищное строительство считалось локомотивом экономики, на приобретение жилья предоставлялись льготные кредиты, и это являлось одной из причин роста инвестиций. После кризиса 2011-го размеры льготного кредитования жилья были сокращены, и с тех пор объемы жилищного строительства снизились», — констатирует научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.
Кроме этого, говорит экономист, на сокращение инвестиционной активности внутри страны повлиял тот факт, что возможностей у государства финансировать инвестпроекты стало заметно меньше. К слову, начиная с 2013 года валютные платежи государства по внешнему и внутреннему государственному долгу ежегодно превышают 3 млрд долларов (более 5% ВВП).
«Рост долговой нагрузки на бюджет привел к пересмотру статей расходов, и поэтому сегодня возможностей финансировать инвестиции в основной капитал в прежних объемах у государства нет. Ресурсы, которые остаются в бюджете, сегодня направляются в основном на финансирование социальных расходов», — констатирует Мария Акулова.
Позиция белорусского правительства сегодня заключается в том, что необходимо находить внешние источники финансирования инвестиций.
«Если не хватает средств бюджета, нам необходимо наращивать прямые иностранные инвестиции», — заявил министр экономики Владимир Зиновский журналистам после заседания Совета министров 9 августа, на котором подводились итоги работы реального сектора экономики за первое полугодие.
Однако пока цифры говорят об обратном. За первую половину года объем прямых иностранных инвестиции на чистой основе, который поступил в Беларусь, составил 912,3 млн долларов и сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на треть.
«Основным иностранным инвестором Беларуси была и остается Россия. Экономические проблемы, с которыми столкнулся наш основной инвестиционный и торговый партнер, очевидны и, вероятно, привели к сокращению прямых иностранных инвестиций в нашу страну», — считает старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб.
По его мнению, в случае выхода экономик Беларуси и России из рецессии докризисный уровень прямых иностранных инвестиций может восстановиться, однако для большого прогресса в этом направлении пока не видно оснований, хотя соответствующие правовые условия и созданы.
Напомним, в марте нынешнего года был подписан президентский указ, который предоставляет белорусским предприятиям возможность проводить IPO посредством размещения депозитарных расписок и привлекать благодаря этому в страну прямые иностранные инвестиции.
Суть механизма состоит в том, что акции белорусской компании блокируются на счете иностранного банка, который на эти акции выпускает депозитарные расписки, представляющие собой права на блокированные акции. Такие депозитарные расписки могут торговаться на международных биржах и позволять белорусским компаниям привлекать в страну инвестиции.
По оценкам ряда экспертов, теоретически депозитарными расписками могли бы воспользоваться крупнейшие госпредприятия страны, которые могут представлять интерес для иностранных инвесторов. Однако наблюдатели сомневаются, что описанный выше механизм в действительности позволит привлечь в страну значительные инвестиции.
«Из-за практически полного отсутствия фондового рынка в стране рыночная стоимость многих наших предприятий неизвестна. У нас для оценки госпредприятий привыкли использовать балансовую стоимость, которая в ряде случаев может быть существенно выше рыночной. Когда в процессе выхода наших предприятий на IPO выяснится их рыночная оценка, белорусская сторона может быть ею неприятно удивлена. Поэтому вряд ли практика выхода госпредприятий на IPO приобретет массовый характер и позволит привлечь в страну значительные инвестиции», — полагает Вадим Иосуб.
Теоретически инвестиционная активность в стране могла бы вырасти благодаря усилиям малого и среднего бизнеса.
Однако, как показывают результаты опроса 400 малых и средних предприятий, который в этом году проводился по заказу Исследовательского центра ИПМ, предприниматели не удовлетворены динамикой своего развития. Более половины представителей малого и среднего бизнеса, принявших участие в опросе, заявили, что их экономическое положение по сравнению с 2015 годом ухудшилось.
Разве можно в таких условиях рассчитывать на рост инвестиционной активности?