Как спасают и пристраивают самый хлопотный белорусский актив Лагуна
Проблемы вокруг белорусских активов украинского бизнесмена Николая Лагуна, состояние которого еще в 2014 году Forbes оценивал в 133 млн долларов (57-е место в стране), начинают постепенно решаться, давая надежду кредиторам вернуть свои деньги, дольщикам — получить жилье, стране — важные инфраструктурные и спортивные объекты. О том, как сложилась судьба самого «капризного» актива, гольф-полей под Минском, TUT.BY рассказал управляющий по делу о банкротстве ЗАО «Дельта Банк» Александр Педько.
«Связка» банка и элитных полей всего в паре километров от МКАД не случайна. СООО «Гольф Клуб» (компания строила поля для гольфа и коттеджный поселок «Гринвич») Николая Лагуна был одним из крупных кредитополучателей и должников Дельта Банка, еще одного белорусского актива бизнесмена. Банк признали банкротом и открыли ликвидационное производство. В январе 2016 года Экономический суд Минской области по иску управляющего ликвидацией ЗАО «Дельта Банк» взыскал с «Гольф Клуба» уплату купонного дохода по облигациям — 1,2 млн долларов, и вытребовал досрочное погашение выпущенных в качестве обеспечения по кредитам облигаций на сумму 7,6 млн.
По исковому производству Дельта Банка судебный исполнитель пытался обратить взыскание на предмет залога, то есть на сами гольф-поля оценочной стоимостью 11 млн долларов. Но сделать это сходу не удалось. «По элементарной причине, — объясняет Педько. — Чтобы выставить объект на торги, сначала надо его арестовать. А чтобы арестовать, в акте ареста надо определить хранителя. А органы управления гольф-клубом отказались выступать в качестве хранителя». В итоге хранителем стал представитель Дельта Банка, сам Александр Педько. «Речь шла о спасении единственного в стране объекта, где можно заниматься гольфом», — подчеркивает он.
«Что бы ни заявлял Лагун, (он, как писал Forbes Украина, говорил об атаке на свои активы в Беларуси — ред.) ситуация в „Гольф Клубе“ была фактически неуправляемой. Просто бросили и всё. Имущество разбиралось на части кредиторами и просто разворовывалось. Весной это было выжженное солнцем поле, фактически утраченное — об этом есть заключение экспертов. Надо было осуществлять полив, стрижку, уборку, а вся техника уже была арестована по различным исполнительным производствам — у гольф-клуба не было ничего. Более того, что можно говорить об обслуживании полей, если было, не знаю, намерено или нет, отключено электричество?» — уточнил Александр Педько.
Из заключения литовских экспертов от 4 мая 2016 года: «Дизайн и архитектура сделаны на высоком уровне и полностью соответствуют мировым стандартам, они пригодны для проведения международных чемпионатов. Гольф-поля можно использовать для игроков всех классов. Но крайне запущенное их состояние не позволяет сейчас проводить игры и требует незамедлительного вмешательства. В обратном случае через 1−2 месяца гольф-поля будут полностью уничтожены. Для восстановления гольф-полей требуется 2−3 года».
Вопрос сдвинулся с мертвой точки, поля стали обслуживать, наняли охрану.
Для обеспечения сохранности и эксплуатации объекта его передали ООО «Зеленая гавань». Участники рынка, знакомые с ситуацией, рассказывают, что гольф-полями интересовалось несколько инвесторов, в том числе из Бахрейна и Катара, но в итоге привлекли «адекватного инвестора, резидента Беларуси». «Зеленая гавань», структура, аффилированная с «Монолит Групп» семьи Ермашовых (Николай Ермашов входит в топ-200 самых крупных и влиятельных бизнесменов страны по версии «Ежедневника»), указом президента № 309 от 11 августа 2016 года определена также заказчиком и застройщиком жилого комплекса в рамках проекта. До конца 2030 года компания за счет собственных и привлеченных средств должна обеспечить строительство и ввод жилья и инфраструктуры на территории 380 га. Участники рынка говорят, что «переварить» такие объемы, с учетом строительства инфраструктуры, в более сжатые сроки нереально.
Вопросы возврата средств дольщикам «Гринвича», разработки нового проекта застройки еще предстоит решать, но поля для гольфа уже приведены в порядок. По решению судебных исполнителей их пытаются продать. По действующему законодательству, если торги по продаже актива признаны несостоявшимися, на вторые торги объект может быть выставлен со скидкой не более 20%. Если повторные торги признаны несостоявшимися, имущество предлагается взыскателю со скидной не более 10%.
Пока прошел первый аукцион, он не состоялся. Перед банком «засветила» перспектива получить актив. Но есть нюансы, уточняет Александр Педько. При цене 200 млрд неденоминированных рублей Дельта Банку пришлось бы принять гольф-поля по цене 140 млрд, уплатив налог в размере 25%, отмечает управляющий по делу о банкротстве. «Спасти» примерно 2,5 млн долларов для банка (а значит для его кредиторов) удалось благодаря нормам того же указа президента, освободившим банк от уплаты налогов с этого актива.
Если и на вторых торгах не найдется покупателя, гольф-поля получит банк и будет пытаться продать, в том числе покупателем может стать и «Зеленая гавань».