Рубль недооценен, но дисбалансы внешней торговли не уходят: что угрожает экономике Беларуси
Во втором квартале 2016 года условия проведения денежно-кредитной политики по сравнению с первым кварталом характеризуются снижением неопределенности, при этом же время остаются значимыми риски для поддержания монетарной стабильности. Речь идет, прежде всего, о высоких инфляционных и девальвационных ожиданиях субъектов экономических отношений и увеличении дефицита счета текущих операций на фоне низкого чистого притока капитала по финансовому счету. Об этом говорится в докладе начальника Главного управления монетарной политики и экономического анализа Нацбанка Дмитрия Мурина, опубликованном в июльском номере журнала «Банковский вестник».
Мурин отмечает, что цены на нефть отошли от минимальных значений, стабилизировавшись в районе 40−50 долларов за баррель. «Большинство экспертов сходится во мнении, что в краткосрочной перспективе цены, вероятнее всего, закрепятся в данном диапазоне, в среднесрочной — начнут постепенно расти», — констатирует он.
«Постепенно улучшается ситуация в российской экономике. Темпы падения ВВП существенно замедлились, появились признаки приближения экономики к фазе восстановительного роста. В перспективе восстановление деловой активности в России будет способствовать росту экспорта продукции отечественных предприятий на внешние рынки», — отмечает эксперт. Во внешней торговле продолжает формироваться отрицательное сальдо торговли товарами и услугами: ухудшается сальдо торговли энергетическими товарами, уменьшается экспорт калийных удобрений из-за снижения как ценовой составляющей, так и объема. По прочим товарам сохраняется позитивная тенденция снижения отрицательного сальдо. В целом отрицательное сальдо внешней торговли товарами не было в полном объеме компенсировано профицитом во внешней торговле услугами. При этом основным фактором уменьшения положительного сальдо торговли услугами в текущем году стали оказанные Китаем услуги по запуску и тестированию белорусского телекоммуникационного спутника.
На этом фоне общие валютные потоки субъектов хозяйствования оказали позитивное влияние на соотношение спроса и предложения. Если в первом квартале предприятия купили валюты больше, чем продали, то во втором чистый спрос в целом за квартал оказался близок к нулю. Но основное влияние на ситуацию на внутреннем валютном рынке оказывало население. Чистая продажа со стороны физических лиц возросла во втором квартале 2016 года более чем в 3 раза, формируя чистое предложение в целом по рынку. За шесть месяцев чистое предложение валюты превысило 500 млн долларов. «Это позволило Нацбанку стать чистым покупателем иностранной валюты и направить ее как на поддержание золотовалютных резервов, так и на сокращение своих валютных обязательств», — констатировал Мурин. С начала года обязательства Нацбанка в иностранной валюте сократились на 550 млн долларов. За полугодие резервные активы государства увеличились на 138 млн и составили 4,3 млрд долларов, или 1,7 месяца импорта. Чистое предложение на внутреннем рынке способствовало стабилизации обменного курса, отмечают в НББ.
Если за январь — март 2016 г. ослабление белорусского рубля к корзине валют составило 12,7%, то за первое полугодие — 13,9%. (на 16 августа падение составило всего 11%) «В целом динамика обменного курса способствует поддержанию ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта», — констатирует эксперт. По итогам первого полугодия индекс реального эффективного курса белорусского рубля, рассчитанный по индексу цен производителей промышленной продукции, снизился, по оценке Нацбанка, на 9,5−10% (июнь 2016 г. к декабрю 2015 г.). При этом он по-прежнему остается ниже равновесного уровня, отражая недооцененность белорусского рубля.
Мурин отметил, что стабилизация обменного курса на фоне принимаемых мер по макроэкономической корректировке оказала благоприятное воздействие на замедление инфляционных процессов. После ускорения в начале года инфляция во втором квартале замедлилась с 1,9 до 0,5% в среднем за месяц, в годовом выражении — с 12,8 в марте до 12,1% в июне 2016 г (12,2% — в июле).
«Вместе с тем преждевременно говорить о том, что траектория движения потребительских цен в сторону замедления имеет устойчивый характер. Основным сдерживающим фактором являются инфляционные ожидания, которые продолжают оставаться значительными. Во втором квартале 2016 г. они даже немного подросли, что, вероятнее всего, было связано с деноминацией белорусского рубля. На ожиданиях экономических субъектов негативно сказывается и информация о растущем дефиците текущего счета платежного баланса, который, формируется преимущественно под воздействием конъюнктурного ухудшения сальдо внешней торговли», — констатировал эксперт.
Комментируя появляющиеся в средствах массовой информации опасения в связи с ростом наличных денег в обращении и рублевой денежной массы в целом, он отметил, что «увеличение объема наличных денег в обращении в июне наблюдается практически каждый год и связано с сезонным ростом выплат (прежде всего, отпускных)». «Дополнительным фактором в текущем году стали опасения физических лиц по поводу возможных трудностей использования безналичных расчетов в первые дни проведения деноминации и формирование ими в конце июня дополнительного запаса наличных денег. Данное увеличение наличных денег в обращении не является индикатором дополнительного эмиссионного давления и, соответственно, потенциального фактора ускорения инфляции. Подтверждением этому является динамика годовых темпов прироста различных денежных агрегатов, которая показывает устойчивый тренд на замедление», — уверен Дмитрий Мурин.
По мере улучшения ситуации с ликвидностью банков процентные ставки на денежном рынке существенно уменьшились. Средняя процентная ставка по новым кредитам юрлицам в белорусских рублях в июне снизилась по сравнению с мартом на 7 процентных пунктов до 27,2% годовых. Средняя процентная ставка по новым срочным депозитам физических лиц в рублях в июне сложилась на уровне 19,3% годовых, уменьшившись по сравнению с мартом на 6,2 процентного пункта. «При этом уровень процентных ставок в экономике в реальном выражении по-прежнему превышает потенциальные риски для макроэкономической стабильности, формируя тем самым основу для привлекательности рублевых сбережений», — констатируют в Нацбанке.
За январь — июнь объем срочных рублевых депозитов населения уменьшился на 77 млн рублей, при этом происходит улучшение структуры привлекаемых вкладов. Физические лица все большее предпочтение отдают долгосрочным безотзывным вкладам: доля безотзывных вкладов в структуре вновь привлеченных рублевых депозитов физлиц выросла в июне 2016 г. до 48,4%, а в них доля долгосрочных вкладов — до 37,1%. И если первые три месяца кредитный портфель банков нарастал за счет валютной составляющей при одновременном сокращении рублевой, то в апреле-июне наоборот — валютный портфель сократился, а рублевый вырос. Также во втором квартале продолжилось улучшение структуры кредитной задолженности перед банками в части увеличения доли кредитов, предоставленных на рыночных условиях. С начала года удельный вес рыночных кредитов вырос на 1,3 процентного пункта до 56,4%.