Дорого и сложно. Почему туристы не ведутся на белорусские прелести
Показатель заполняемости гостиниц Беларуси, недавно опубликованный Белстатом, оказался весьма низким — 29% по итогам 2015 года. Не порадовали и данные рейтинга Priceconomics о самых нетуристических странах мира — Беларусь расположилась на 11-м месте, а в Европе оказалась на 2-м. TUT.BY побывал на встрече ассоциации «Гостеприимство», поговорил с представителями гостиничного бизнеса и департамента по туризму и узнал, как борются за заполняемость отелей в этом году и что в Беларуси отпугивает туристов.
«По сравнению с прошлым годом заполняемость выросла»
В Минске загрузка гостиниц сейчас составляет только 38,3%. Для сравнения, средняя заполняемость за первое полугодие 2015 года — 33%. По словам директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Елены Перминовой, изменения незначительны из-за отсутствия единой маркетинговой политики.
Большой проблемой Перминова считает высокую стоимость проживания в гостиницах и низкое качество услуг. По ее мнению, мы проигрываем странам-соседям. К примеру, двухместный номер в гостинице 3 звезды в Литве будет обходиться в 30 евро, у нас такие же условия — от 40 евро, а качество ниже.
С точки зрения помощника директора «Президент-отеля» Екатерины Липень, поводом для значительного сокращения средней заполняемости гостиниц по Беларуси стал приход на рынок новых игроков — брендовых сетевых отелей, забравших часть гостей на себя.
«Турпоток не увеличился, а количество гостиниц возросло», — резюмирует Липень.
При этом загрузка самого «Президент-отеля» в этом году возросла. «Заполняемость по сравнению с прошлым годом выросла. К примеру, если сравнивать июнь, то в прошлом году у нас было порядка 30%, а в этом — около 50%, — продолжает помощник директора, — В среднем за полугодие — чуть больше 40%. Для гостиницы такого уровня это очень хорошая загрузка».
Для привлечения гостей пятизвездочный отель использует стандартный набор инструментов: участие в выставках, проведение ознакомительных пресс-туров, работа с международными системами бронирования. Также гостиница не отказывается и от прямого маркетинга:
«Мы работаем и индивидуально с клиентами, у нас есть карта лояльности. Многих постоянных гостей мы знаем в лицо. Поздравляем с днем рождения, отправляем подарочные бонусы. Наши маркетологи активно действуют во всех направлениях», — рассказала Липень.
Индивидуальный подход vs. корпоративная клиентура
Традиционный конкурент отелям — частное жилье, сдаваемое в краткосрочную аренду. После Чемпионата мира по хоккею в 2014 году налоговые структуры пытались закрыть бизнес квартир на сутки. Чиновники настаивали, что этот сегмент уже изжил себя, а шум постояльцев мешает соседям, да и заполняемость гостиниц необходимо повышать. Предприниматели сферы краткосрочной аренды объединились в единую ассоциацию «Гостеприимство» для защиты своих прав, и им в итоге удалось убедить представителей власти и доказать, что у гостя должен быть выбор, где ему остановиться.
При этом участники ассоциации заверяют, что негативно относятся к размещению больших компаний в квартирах или к предоставлению жилья для вечеринок и празднований. По словам председателя «Гостеприимства» Александра Красногиры, официальный рынок краткосрочной аренды чувствует свою социальную ответственность, начиная от привлечения туристов и заканчивая ремонтом подъездов за собственные средства.
В 2015 году Ассоциация решила создать собственный коммерческий проект hospitality.by, целью которого является объединение под единый бренд легальной части рынка краткосрочной аренды жилья.
В ассоциации не считают квартиры на сутки конкурентами гостиницам, отмечая, что у суточников своя целевая группа, не способная позволить себе номер в отеле или отвыкать от удобного формата апартаментов: абитуриенты, студенты-заочники, командированные, семьи, компании туристов или просто желающие отдохнуть в тишине.
По мнению участника ассоциации «Гостеприимство» Елены Баранкевич, прямое общение с клиентом позволяет нивелировать возможные негативные впечатления, полученные гостем во время регистрации и общения с миграционными органами.
«Важное значение имеет индивидуальный подход к гостю, — объясняет Баранкевич, — Спрашиваем у туриста, наметил ли он какую-нибудь программу, куда хочет сходить. Предлагаем ему театры, зоопарк, аквапарк, дельфинарий, выставки. Можно сказать, что бескорыстно мы рекламируем наш город. На стойке регистрации таких вещей не сделают».
Однако не все достоинства гостиницы способны восполнить квартиры на сутки, тем более, отели в последнее время пытаются объединить уютный формат квартир и многофункциональность гостиничного сервиса. По словам помощника директора «Президент-отеля», их гостиница позиционирует себя 5 дней в неделю как бизнес-отель и 7 дней как СПА-отель городского типа.
Однако хорошо развитая структура различного типа конференц-залов, банкетных залов, наличие СПА-центра и полного спектра оздоравливающих услуг, выводит отель в отдельную нишу, более нацеленную на формат организации мероприятий, международных встреч и приема делегаций (к слову, составляющих лишь 5% от остального объема клиентов).
«Клиенты, заказывающие какие-либо мероприятия, к примеру, для форума онкологов, ревматологов, айтишников и т.д., при выборе гостиницы обращают большое внимание на переговорные площадки, конгресс-холл, банкетный зал, проведение фуршетов, ну и, конечно, стандартные условия: Wi-Fi, проживание и питание, — объясняет Екатерина Липень, — Весь комплекс необходимо рассматривать, чтобы клиенты не растекались: в одной гостинице они живут, в другой проводят мероприятие, а в третьей едят. Это неправильно».
«Минск посетило 70 тыс. туристов, Киев — 700 тыс. Столица воюющей страны»
На последней встрече участники ассоциации «Гостеприимство» решили выделить основные причины снижения турпотока в Беларусь.
По мнению представителя ассоциации Ольги Станевской, основная проблема с получением визы — проволочки в процедуре ее оформления и плохая организация всего процесса. Иностранные гости элементарно путаются в местах регистрации, не понимая, чего от них требуется.
«В аэропорту в некоторых случаях за оформление визы берут повышенный тариф, но они не способны нормально организовать процедуру получения визы, которая затягивается на долгие часы», — рассказывает Станевская.
Еще один участник «Гостеприимства», Сергей Ивашкевич, предлагает упростить процедуру регистрации иностранных граждан в Отделах по гражданству и миграции. «Сейчас все страны идут по пути наименьшего сопротивления, понимая, что туристы — это приток валюты в страну. Даже Россия упростила процедуру регистрации, позволив отправлять данные по электронной почте. У нас доходит иногда до того, что иностранцу не только приходится отстаивать длинные очереди в ОГиМ, но еще и в поисках банка для оплаты услуг регистрации кружить по районам не один час», — отмечает он.
Также отсутствие знания английского языка работниками ОГиМа и анкеты регистрации, составленные только на русском языке, сильно дезориентируют иностранного туриста, который не может нормально оформиться без переводчика или хозяина квартиры.
Директор департамента по туризму Минспорта Елена Перминова обещает, что в скором времени эта проблема будет решена. «Упрощение данной процедуры — наша первостепенная задача. Мы также вносим предложения по отмене регистрации в дальнейшем. Это наболевшая проблема и огромное черное пятно на имидже Беларуси», — подытожила глава департамента.
В отдельную проблему Ивашкевич выделяет страховку. Многие туристы имеют страховой полис, действующий по всему миру, однако иностранному гостю необходимо приобрести еще одну страховку, так как по какой-то причине их полис не действует в Беларуси.
Не способствуют росту турпотока, по мнению представителей «Гостеприимства», и высокие ценники на авиабилеты в Беларуси, особенно по сравнению с условными лоукостами, летающими в Украину.
«Значительную долю туристов раньше у нас составляли граждане Турции, — объясняет участница ассоциации Станевская. — Они перестали летать к нам, потому что открыли лоукосты в Украину. Все турки, которые приезжают в Минск, прибывают из Львова или Киева. А был случай еще, когда в Минск приезжали из Киева на такси — за 150 долларов — из Киева до улицы Карла Маркса».
«Минск посетило 70 тыс. туристов, Киев — 700 тыс. Столица воюющей страны», — сетует председатель ассоциации.
Директор департамента по туризму Елена Перминова согласилась с необходимостью организации лоукостов в Беларуси, однако только при условиях их экономической эффективности. «Чтобы лоукост начал летать, должна быть максимальная загрузка рейса. Обеспечить загрузку таких рейсов только своими гражданами мы не способны. Мы сможем запустить лоукосты, только если Беларусь станет действительно крупным транзитным хабом со стыковками крупных рейсов, большим пассажиропотоком. Эти вопросы надо обсуждать со специалистами Минтранса», — пояснила она.
Представители «Гостеприимства» предлагают также активнее формировать позитивный имидж нашей страны за рубежом, работая параллельно над созданием привычной иностранцу инфраструктуры в потенциально интересующих его местах: Нарочь, Браславские озера, Беловежская пуща.
Ольга Станевская считает, что примером успешного продвижения в стране может послужить Грузия, где средний турпоток вырос с 400 тысят туристов в год до 2 млн. К примеру, Грузия держит второе место в Европе по гастрономическому туризму.