Объединятся ли власть и бизнес для спасения МАЗа и МТЗ?
Белорусское машиностроение с начала кризиса переживает не лучшие времена. Долгое время этой сфере удавалось сохранять рабочие места и увеличивать объемы производства.
— Однако это происходило в основном за счет преференций в торговле. И эти условия уже сегодня начинают меняться, — заявила профессор американского Университета Сетон Холл Маргарита Бальмаседа в своем докладе на семинаре «Выявление уязвимых секторов в странах Восточного партнерства», проведенном Центром социально-экономических исследований CASE Belarus.
В обозримой перспективе Беларусь, по мнению эксперта, остается чересчур зависимой от внешней политики, которая оказывает заметное влияние на условия импорта энергоресурсов и экспорта промышленных товаров на российский рынок.
По данным Белстата, объемы производства машин и оборудования за пять месяцев этого года сократилось на 4,3%. Производство транспортных средств выросло на 2%, но при этом оно занимает второе место по уровню складских запасов.
К 1 июня на складах пылились 817 грузовых автомобилей из 1347 произведенных за пять месяцев. За то же время в Беларуси собрали 359 автобусов (119 из них остаются на складах). Не распроданы и 5 тысяч тракторов (с начала года их собрали 16 тысяч).
Можно ли возродить автопром? Руководитель CASE-Belarus Серж Навродский предлагает четыре варианта: от менее затратного до самого масштабного и радикального.
Меньше разбазаривать ресурсы
Самый простой путь — пересмотр того, куда направляются инвестиции и ресурсы, сокращение ненужных трат, стремление к максимальной экономии и эффективному результату. А также увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью.
— Упор на товары с высокой добавленной стоимостью предполагает развитие тех секторов машиностроения, которые реально выгодны, — это видно в балансах предприятий и отраслей, — комментирует эксперт.
Предложенные меры помогут улучшить конкурентоспособность белорусских производителей на рынке ЕАЭС и разнообразить ассортимент продукции, подходящей для экспорта.
Экономист отмечает, что в последнее время белорусское правительство использует этот блок. Хотя попытки получить результат не совсем удались из-за внутренних проблем и внешних шоков.
Цены ниже, качество выше
Второй вариант включает меры по снижению стоимости продукции и улучшению ее качества. Вдобавок предстоит поработать над совершенствованием корпоративного управления и минимизацией государственного вмешательства в производство.
Такой подход можно использовать для разгрузки существующих складских запасов и обеспечения для белорусского машиностроения как производителя дешевого, но качественного продукта лучшего положения на рынке Евразийского экономического союза.
— Беларусь сильно зависит от импорта машиностроительных компонентов, многие из которых не очень высокого качества. Но ведь можно сделать так, чтобы компании первого уровня — поставщики для крупных предприятий — развивались внутри страны. Если создать условия для их успешной работы, эти компоненты могли бы поставляться и в другие страны, — говорит экономист.
Наладить в Беларуси производство комплектующих для легковых, пассажирских и грузовых автомобилей, тракторов можно после реструктуризации. Например, из состава МТЗ и МАЗа выделить небольшие предприятия, которые будут специализироваться на производстве компонентов.
Разработка компонентов приведет к улучшению торгового баланса и диверсификации экспорта. Это, в свою очередь, может смягчить уязвимость машиностроительного сектора Беларуси.
Сочетание стратегии повышения качества и совершенствования собственного производства компонентов сократит и импортные риски сектора.
Начать с нуля
Самый радикальный вариант предполагает полную реструктуризацию всех действующих предприятий. Это подразумевает их разделение — отдельно производство и отдельно сбор. Некоторые затратные и малоэффективные части производства придется закрыть.
В этом сценарии также предстоит решить проблему взаимодействия госструктур с инвесторами и менеджерами компаний.
Предполагается приватизация некоторых предприятий. Изменения в собственности и в структуре отрасли, наряду с улучшением качества управления, позволят привлечь иностранных инвесторов и современные технологии, улучшение производительности и сокращение затрат, что, в свою очередь, способствует повышению качества продукции, запуску новых продуктов и выходу на новые рынки.
Однако в этом случае, по мнению Сержа Навродского, немалая часть работников вынуждена будет сменить место работы.
Что если ничего не менять?
— Можно оставить все как есть, то есть позволить неэффективным предприятиям работать как раньше, — отмечает Серж Навродский. — Тогда параллельно стоит создавать условия для развития новых машиностроительных цехов, частного сектора. Бизнес сам решит, какое производство и когда создавать. Не надо низких налогов или иных временных поблажек. Просто стоит создать стабильные условия, гарантируя законодательно, что они не поменяются на протяжении десятка лет, обеспечить образование профессионалов и создание инфраструктуры.
По мнению эксперта, при любом варианте развития событий предстоит решить проблему сотрудничества органов власти разных уровней с компаниями, а чиновникам — разговаривать с инвесторами и бизнесом на одном языке, ориентируясь не на показатели, а на экономические приоритеты.