Банкротить или спасать: президент определился, что будет с проблемными сельхозпредприятиями
Президент Беларуси указом № 253 от 4 июля утвердил меры по финансовому оздоровлению сельхозорганизаций. Документ опубликован на Национальном правовом портале 8 июля. Часть сельхозпредприятий пойдет на досудебное оздоровление, часть — на банкротство. Перечни правительство утвердит до 1 октября 2016 г.
Шансы попасть в первую категорию будут у хозяйств, которые до 1 сентября представят бизнес-план «содержащий меры по досудебному оздоровлению […] с указанием лиц, на которых возлагается ответственность за его реализацию», в том числе речь идет о персональной ответственности председателя соответствующего исполкома. Если бизнес-план согласование не пройдет, сельхозпредприятие ждет процедура банкротства.
Среди мер досудебного оздоровления для предприятий и их инвесторов предусмотрена рассрочка погашения обязательств проблемных сельхозпредприятий (пеня, штрафы за нарушения по платежам в ФСЗН — на 5 лет; задолженность по возврату бюджетных ссуд и займов — на 3 года; по налогам и сборам — на 3 года; по платежам за электроэнергию, газ, тепловую энергию — по 31 декабря 2018 г). Высвобожденные средства должны пополнить оборотку.
Оздоравливаемым предприятиям и их инвесторам указом разрешено обратиться к контрагентам, юрлицам (кроме газовиков, энергетиков, банков и лизинговых компаний), а также физлицам и ИП, с предложениями о предоставлении на срок до пяти лет отсрочки и рассрочки исполнения обязательств.
Для поправки финансового здоровья указом предусмотрен также ряд льгот. В частности, с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2017 г. у сельхозорганизаций из перечня на оздоровление при реализации ими предприятий как имущественных комплексов с оборотов по их реализации не платят НДС, выручка и прибыль от их реализации не облагается налогом. У инвесторов стоимость предприятий как имущественных комплексов, безвозмездно полученных с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2017 г., не включается в состав внереализационных доходов для исчисления налога на прибыль и других налогов.
Пристроить проблемные сельхозпредприятия попробуют несколькими способами. Их разрешено сдавать в аренду (размер годовой арендной платы при этом составляет 5% от балансовой стоимости имущества, но не менее 500 базовых величин; сохранение сельхозпроизводства и рабочих мест) и передавать в доверительное управление.
Предприятия также можно продать без аукциона белорусским юрлицам по решению президента или согласованию с ним. При этом цена продажи рассчитывается из стоимости чистых активов (20% активов — для тех, кого последние три года показывал убыток от реализации продукции и чистый убыток; 50% — если убытки показаны в двух из трех последних лет; 80% — в одном; 100% чистых активов — для прибыльных организаций). При стоимости чистых активов, равной нулю или имеющей отрицательную величину, цена продажи составляет одну базовую величину.
Акции сельхозорганизации из перечня подлежащих досудебному оздоровлению (до 25% +1 акция) разрешено безвозмездно передавать в собственность руководителя этой организации, работающего по трудовому договору по решению президента или согласованию с ним.
Обязательным условием безвозмездной передачи при этом становится обеспечение к первому числу первого месяца квартала, предшествующего дате истечения пятилетнего периода реализации бизнес-плана, эффективной работы (отсутствие убытков, просроченных обязательств, восстановление платежеспособности).
Работа с предприятиями из перечня тех, в отношении которых необходимо проведение процедур банкротства, будет идти с учетом следующих особенностей: продолжительность защитного периода — до одного месяца с даты возбуждения производства, процедуры санации — 36 месяцев с решения суда, ликвидационного производства — 12 месяцев.
В рамках процедуры конкурсного производства имущество сельхозорганизации может быть продано по конкурсу или на аукционе. Первые торги по продаже имущества организации должны быть проведены не позднее 30 дней со дня принятия судом решения о банкротстве. Начальная цена имущества определяется по результатам внутренней оценки и может быть снижена (на 20% после первых нерезультативных торгов, а при следующих торгах дисконт может вырасти, превысив 80%).
Для обеспечения эффективной хоздеятельности сельхозорганизаций и восстановления их платежеспособности в процедуре санации могут приниматься дополнительные меры, вроде конвертации требований кредиторов (кроме банков) в акции дополнительного выпуска; замещение активов сельхозорганизаций; внесение вкладов третьими лицами. Размещение допвыпуска акций сельхозпредприятий разрешено осуществлять путем проведения закрытой подписки среди акционеров, а если речь об ОАО, то путем открытой подписки. Оплата акций дополнительного выпуска может быть осуществлена только денежными средствами.
По данным Белстата, в январе-апреле убыточными в Беларуси были 25,2% сельхозпредприятий, причем доля эта выросла практически в два раза по сравнению с прошлым годом. Сумма чистого убытка 361 убыточной сельхозорганизации составила 86,6 млн деноминированных рублей.
При этом вопрос будущего предприятий АПК был одной из тем для обсуждения с работавшей в Беларуси в июне миссией МВФ. Один из вариантов, требующийся для решения проблемы плохих долгов предприятий АПК перед банками, — создание специального агентства, куда будут переданы долги убыточных сельхозпредприятий, которые являются одними из основных проблемных заемщиков.